Издержки цифровизации: кибермошенничество
Практически каждое второе уголовное правонарушение по статье "Мошенничество" касалось интернет-мошенничества (48,6%). При этом в 2023 году был зафиксирован исторический максимум по количеству подобных правонарушений. Так, по итогам 2023 года было совершено 21,8 тыс. преступлений, сумма ущерба — 17,5 млрд тенге. В целом за последние пять лет число киберпреступлений увеличилось в 2,8 раза.
Более того, с растущей доступностью инструментов генеративного искусственного интеллекта (ИИ) растет количество мошеннических действий, связанных с:
• дипфейками — технология создания убедительно выглядящих обманных видео и аудио;
• вишингом — получение личной информации по телефону или иными средствами голосового общения;
• фишингом — получение личной информации путем рассылок электронных писем и личных сообщений от имени компании или бренда.
Так, согласно Отчету о мошенничестве с личными данными за 2024 год (Identyty Fraud Report 2024), число случаев мошенничества, совершенных с помощью дипфейков во всем мире, увеличилось в 31 раз. По словам Майка Шоймака, директора по инновациям в компании IdentityIQ, занимающейся защитой от кражи личных данных, ИИ может за 10 секунд сгенерировать реалистичную копию голоса любого человека, а также добавить смех, страх и другие эмоции в зависимости от сценария мошенничества.
Согласно данным МВД РК, в топ-3 наиболее распространенных схем мошенничества в Казахстане входят получение оплаты или предоплаты при реализации несуществующих товаров или услуг по интернет-объявлениям (7 тыс. фактов), звонки от имени сотрудников банков (2,5 тыс. фактов) и оформление онлайн-займов (2 тыс. фактов).
Вместе с тем, по данным социологического исследования ИОП, каждый третий казахстанец (34,8%) сталкивался с попытками финансового мошенничества, из них 29,8% сразу распознали мошенников. Наибольшее количество жертв финансового мошенничества наблюдается в Жамбылской, Туркестанской и Алматинской областях.
Что касается моделей поведения, то для казахстанцев, столкнувшихся с фактами финансового мошенничества, характерно пассивное поведение. Так, только каждый пятый житель Казахстана (21,1%) напрямую обращался в банк, каждый шестой (16,3%) — в правоохранительные органы. В то же время около 57% респондентов никуда не обращались.
При этом 31,4% казахстанцев считают, что проблема с цифровым мошенничеством является наиболее острой в стране, поэтому государство должно уделить первоочередное внимание ее решению.
Стоит отметить, что интернет-преступления характеризуются низкой раскрываемостью. Это в значительной степени связано с дистанционным совершением преступления. Так, 82,7% правонарушений не были доведены до суда в основном из-за невозможности установления лица, совершившего интернет-мошенничество.
Тем не менее МВД РК активно ведет работу по предотвращению киберпреступлений. Так, за 2023 год было заблокировано свыше 43 млн звонков с подменных номеров. С 15 ноября была внедрена антифрод-система, которая блокирует международные звонки на стационарные городские телефоны. Более того, посредством sms-подтверждения и биометрии была ужесточена процедура получения займов.
В исследование участвовали восемь тысяч респондентов из 17 областей, города Астана, Алматы, Шымкент.
Жанар Кадырбек,
Главный эксперт отдела социально-экономического анализа
Института общественной политики при партии "AMANAT"