Издевательство или благо: педагоги высказались о продлении учебного года в Казахстане

Каникулы для школьников хотят сократить на пять дней.

Самат Бейсембаев

Ранее на открытых НПА появился проект приказа о продлении учебного года для школьников. Как объяснили в Министерстве просвещения РК, это должно снизить нагрузку на учеников в течение года. Однако и приказ, и его обоснование вызвали бурное обсуждение среди населения. О том, как к этому отнеслись педагоги страны, в материале Liter.kz.

Гайни Буркитбаева (имя изменено по просьбе учителя) проработала в школе более 30 лет, сейчас она на заслуженном отдыхе, но всегда следит за новостями в системе образования. По ее словам, продление учебного года ученикам ничего не даст.

Сначала говорили, что продлят учебный год на две недели, потом на пять дней. Но ни один из этих вариантов, считаю, ничего ученикам не даст. Если так хотят увеличить дни занятий, лучше уж тогда на эти пять дней сократить каникулы осенние, весенние и зимние. По своей практике знаю, что особенно в старших классах школьники с весны учатся неохотно. А к концу мая уж тем более. Эффективности, думаю, будет мало, – поделилась мнением учитель.

Педагог со стажем считает, что целесообразнее было бы исключить из программы факультативы и сосредоточиться на основных предметах, сократить количество тем, отобрать самые основные и усилить, углубить их. Несмотря на пояснения Минпросвещения, она называет “издевательством” продление учебного года, особенно для младших классов.

Тяжело продление учебного года будут переносить в большей степени первоклашки, учащиеся начального звена. Это же просто издевательство, они только привыкают к школе, это вообще отобьет у них желание учиться. 5-11 классы перенесут это, конечно, менее болезненно. Но мое мнение – эти меры бессмысленны, – сетует Гайни Буркитбаева.

В то же время есть педагоги, которые поддерживают инициативу Минпросвещения. К примеру, Бауыржан Абуов, в прошлом школьный учитель, а ныне начальник отдела исследований BTS-Education, считает, что необходимость продлить учебный год назрела уже давно. Но, по его мнению, ведомству сначала необходимо провести более глубокие исследования и соответствующе обосновать сокращение каникул, а затем грамотно довести это до педагогического сообщества, родителей и самих учащихся.

Считаю, что необходимо провести ряд исследований, изучить международный опыт, посмотреть нагрузку еженедельную в зависимости от возрастных групп. То есть для старших классов одна нагрузка, для младших – другая. Также необходимо учитывать, что сама продолжительность уроков должна регулироваться. У нас сейчас уроки по 40 минут. В других странах продолжительность отличается, – говорит он.

Абуов отметил, что для более точной оценки существует индекс человеческого развития, который замеряет ожидаемые годы обучения в школе. Так, по состоянию на 2020 год у Казахстана этот показатель был равен 13,7 годам из максимальных 14 лет, тогда как в среднем у стран ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) этот показатель ниже 13,4. Но при этом оценка качества образования у Казахстана ниже среднего – 416 против 505 баллов, при максимальном результате в 625 баллов.

То есть мы тратим больше лет, но толку от этого меньше. Поэтому нужно полноценно понять, чем наполнен наш учебный год, каждая четверть, каждый урок, – утверждает эксперт.

Также одной из причин продления учебного года спикер называет неравномерную длину четвертей и слишком продолжительные каникулы, которые нуждаются в пропорциональном распределении.

У нас учебный год начинается 1 сентября и заканчивается 25 мая. Я считаю, что перерыв в три месяца – слишком большой, и дети то, что изучали в учебном году, забывают за этот период. Также наш учебный год распределен неравномерно. Первая и четвертая четверти еще одинаковы, вторая четверть длится примерно шесть недель, третья четверть длится порядка 10-11 недель. То есть вторая четверть слишком короткая, а третья слишком длинная, – отмечает он.

Не стоит также забывать про учителей, которые, как и ученики, сталкиваются с определенными трудностями из-за нехватки учебных недель, считает Бауыржан Абуов. Педагог уверен: учителя не всегда успевают уложиться в календарно-тематический план, так как к методам оценивания – СОР и СОЧ – добавляются и праздничные дни. По его мнению, продление учебного года могло бы решить этот вопрос.

Если учесть все факторы, то можно увеличить образовательный год и на четыре недели, утверждает Абуов.

Пять учебных дней не изменят ситуацию. С министерством я не согласен. Необходимо провести комплексное исследование и на основе этого исследования, полученных данных принимать решения. Я считаю, что необходимо увеличить учебный год как минимум на четыре недели, до 38 учебных недель в год, – подытожил он.

Нынешняя система образования с ее формой обучения существует в нашей стране еще со времен СССР, которая по праву считалась одной из лучших во всем мире. Но как показали последние результаты тестирования ЕНТ, целая треть выпускников не набрала пороговый балл, это наводит на мысли, что перемены неизбежны. Но, несмотря на то, что принимать их желательно как можно быстрее, делать это важно вдумчиво и аккуратно. Как поступит в этой ситуации министерство – консолидируется непосредственно с теми, кто находится в стенах школ, или же проявит "заботу" об учениках без консультантов – покажет время. Ясно одно, какое бы решение ни было принято, оно все равно будет вызывать споры у общественности.  

 

Новости партнеров