Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Износ карагандинских тепловых сетей продолжает расти

Проблема становится все более острой.

17.05.2024, 16:52
Износ карагандинских тепловых сетей продолжает расти
Фотоколлаж: Liter.kz

Карагандинские тепловые сети изношены на 70%, и причиной тому является не только полувековой срок эксплуатации, но открытая система теплоподачи и разбросанность сетей по территории 500 кв. м. С ростом строительства эта проблема становится все более острой, потому как есть опасность внезапного и масштабного порыва тепломагистрали. Кроме того, открытая система теплоподачи несет огромные затраты электроэнергии и не менее большие теплопотери, передает Liter.kz

Проблема требует решения, пусть не быстрого, но в короткие сроки, считают участники отраслевого совета строительства, ЖКХ и энергетики, действующего при Палате предпринимателей Карагандинской области. В противном случае полумиллионный город рискует вернуться в 90-е годы, когда во многих, особенно небольших городах, прекратилась теплоподача в многоквартирные жилые дома.

Центральное теплоснабжение Караганды сегодня идет из двух теплоэнергоцентров, из которых ТЭЦ-1 отапливает лишь 10% жилых домов и объектов от общего количества. Основная нагрузка приходится на ТЭЦ-3. Микрорайоны Караганды разбросаны, что приводит к большим расходам и теплопотерям. Затратная часть ТОО “Теплотранзит Караганда”, которая остается коммунальным имуществом акимата Караганды, в год составляет восемь миллиардов в год, рассказал директор предприятия Андрей Ляпунов.

“Протяженность сетей составляет около тысячи километров, а в год мы ремонтируем по 26 километров. Если магистраль разрушится или случится масштабный порыв труб, мы их никогда не восстановим”, – утверждает Андрей Ляпунов.

Поэтому сегодня перед местными исполнительными органами, коммунальщиками и предпринимателями определена задача сохранения теплосетей, которые были построены 50 лет назад. А для этого Караганде надо по примеру других казахстанских городов перейти к закрытой системе теплоснабжения, считает предприниматель и представитель совета по строительству, энергетики и ЖКХ Сергей Полещук.

“Закрытый водоразбор обеспечивает надежность теплопровода. В Астане та же горячая вода – это холодная вода, которую подогревают. В Караганде горячая вода идет напрямую из системы отопления, и поэтому с закрытием отопительного сезона прекращается ее подача. А осенью она появляется ржавая и с плохим запахом. Кроме того, в Караганде строится много жилых комплексов, и мощностей теплоснабжения не хватает. Можно построить еще несколько ТЭЦ, но при открытой системе теплоснабжения проблема так и не решится”, – уверен Сергей Полещук.

Впрочем, в новостройках устанавливаются закрытые теплообменники, но вот старые многоэтажные дома, которых насчитывается свыше трех тысяч, отапливаются по старинке. Участники совета предложили установить теплообменники и в бюджетных организациях, но для этого потребуется порядка 2,5 миллиарда тенге. А таких денег у ТОО “Теплотранзит Караганда” нет.

Вопрос повышения тарифов участники заседания совета даже не стали рассматривать, так как хорошо знают – население будет против.

Поэтому есть только два выхода – просить деньги на сохранение теплосетей из бюджета или взять кредит в банке.

“Переход на закрытую систему сначала должен одобрить маслихат города Караганды, и только после их решения можно рассматривать финансовую часть. Совсем не обязательно новую систему теплоподачи осуществлять за счет бюджета, можно взять кредит, а отдавать его, сэкономив электроэнергию, которая в год составит более миллиарда тенге. А так как ТОО “Теплотранзит Караганда”, будучи предприятием с полным участием государства, не может участвовать в торгах, то высвобожденную электроэнергию можно через ГЧП передать частной компании и продать с аукциона, а это 3,5–5 миллиардов тенге. На эти средства и можно будет устанавливать закрытую систему теплоснабжения, а также привести в порядок сети, увеличив их эксплуатационный ресурс”, – утверждает предприниматель и представитель совета Николай Абт. 

Присутствовавший на заседании заместитель руководителя отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Жанболат Токмурзин прокомментировал, что столь серьезный вопрос требует обсуждения на уровне руководства области или правительства. 

Самал Ахметова

Новости партнеров
×