Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 511.18  530.6  5.28

Как домофонные компании наживаются на абонентах Астаны

Что делать собственникам квартир, которые до сих пор получают квитанции со строкой "домофон".

Как домофонные компании наживаются на абонентах Астаны
Фотоколлаж Liter.kz

Вопрос договорных отношений по обслуживанию домофона часто поднимается казахстанцами. Несмотря на разъяснения Агентства по защите и развитию конкуренции, проблемы не уменьшаются. Один из жителей Астаны обратился в редакцию Liter.kz и рассказал о своих сложностях. Подробнее в нашем материале.

Адиль долгое время проживает в Астане, но первый раз столкнулся со строчкой абонентской платы домофона в счете коммунальных услуг ЕРЦ. Не так давно он приобрел квартиру на правом берегу столицы.

“Когда пришел счет на оплату коммуналки, сразу же обратил внимание на строчку “домофон”. Вроде как за КСК платим еще. По идее, туда все входит… Вспомнил, что не раз в интернете выходила информация о том, что абонентская плата не должна взиматься с квартир. Мне подсказали, что, для того чтобы убрать эту строчку, нужно написать письмо в ЕРЦ. Отправил, но получил отказ”, – рассказывает мужчина.

Сотрудники ЕРЦ направили запрос в обслуживающую компанию, чтобы узнать, состоит ли абонент с ними в договорных обязательствах. Как оказалось, есть договор от 2009 года, но не с настоящим хозяином, а того человека, кто жил там ранее, возможно, даже до предыдущего собственника жилья.

“Мне в ЕРЦ показали этот договор. Я им объяснил, что там указаны совершенно другие лица, но они мне сказали разбираться самому с организацией. Интересно, что наименование ТОО в договоре не совпадает с компанией, что дает ответ. Даже руководители разные. Сумма ежемесячной абонентской платы тоже другая, никаких дополнительных соглашений нет”, – возмущается Адиль.

Мужчина направил письмо в управление жилья и жилищной инспекции города Астаны, но там посоветовали, в случае невозможности урегулирования споров обратиться в суд. Также добавили, что принятие мер в отношении домофонной организации не входит в компетенцию сотрудников управления.

Редакция Liter.kz обратилась по данному случаю за разъяснением в Агентство по защите и развитию конкуренции РК, предоставив договор и письмо домофонной организации, ответ ЕРЦ.

В ведомстве заявили, что согласно Правилам по управлению объектом кондоминиума и содержанию общего имущества объекта кондоминиума, содержание общего имущества объекта кондоминиума осуществляется субъектом сервисной деятельности, к которым отнесены организации по обслуживанию домофона на основании договора на срок не более одного года, заключенным между ОСИ/КСК/управляющим многоквартирным жилым домом и субъектом сервисной деятельности.

“Условия облуживания домофона указываются в договоре, заключенном между ОСИ/КСК/, управляющим многоквартирным жилым домом, и организацией по обслуживанию домофона. Вместе с тем, в случае необходимости, собственники квартир могут на собрании инициировать вопрос перехода от абонентской к разовой оплате в случае поломки оборудования. Также не допускается оказание услуг по содержанию общего имущества объекта кондоминиума путем заключения индивидуального договора между собственниками квартир, нежилых помещений и субъектом сервисной деятельности. Учитывая, что домофонная система отнесена к общему имуществу объекта кондоминиума, собственник квартиры регулирует свои права на обслуживание домофона посредством инициирования вопроса на собрании жильцов многоквартирного жилого дома. В свою очередь, необходимо отметить, что договорные отношения относятся к гражданско-правовым отношениям и их разрешение в компетенцию агентства не входит”, – прокомментировали в ведомстве.

В Агентстве по защите и развитию конкуренции РК отметили, что на основании коллективного заявления на действия домофонной организации навязывание заключения соглашения или иные действия, препятствующие смене домофонной организации, могут быть рассмотрены территориальными департаментами агентства на предмет нарушения законодательства в области защиты конкуренции.

Фотоколлаж Liter.kz

Специалист в сфере ЖКХ и жилищных отношений Гульвира Абетова рассказала, что системы дома, куда входит и домофон, на территории общего пользования обслуживаются в рамках утвержденного тарифа ОСИ/КСК, и оплачиваются ежемесячно из общего тарифа. Согласно Правилам управления данная система должна быть отражена в акте осмотра и инвентарном перечне состава объекта, которые должны составляться ОСИ/КСК/УК ежегодно и сведения передаваться в государственные органы.

Напомнила Гульвира Абетова и про действующие поправки Закона “О жилищных отношениях”: не допускается оказание услуг по содержанию общего имущества объекта кондоминиума путем заключения индивидуального договора между собственниками квартир, нежилых помещений и субъектом сервисной деятельности, если иное не предусмотрено настоящим законом.

“Отмечу, что необходимо учитывать и сопоставлять сроки заключения договорных обязательств среди участников, таких как собственник – ЕРЦ – поставщик. Так как данные изменения приняты в марте 2023 года, новые поправки не отменяют ранее совершенные сделки. Чтобы привести к действующим нормам, для этого в первую очередь самим собственникам необходимо проявить инициативу и провести пошаговую работу с привлечением своего ОСИ/КСК/УК, а также поставщика. То есть сам оператор по изготовлению квитанций имеет роль далеко не первую. Его задача лишь произвести печать и установить в квитанцию начисление и показатель тот, который ему передает сторона по договору”, – объяснила эксперт.

Немаловажно, по мнению Гульвиры Абетовой, провести работу со своим ОСИ/КСК/УК. В ежемесячном тарифе на управление и содержание объекта, должны учитываться расходы по обслуживанию систем домофонов общего пользования.

Двери подъездов и вся система – это состав общего имущества, подключение идет к общим сетям дома, соответственно и обслуживание должно быть в рамках установленного тарифа. Если тариф не учитывает данных услуг, собственникам необходимо пересматривать свои годовые сметы и утверждать тариф. К слову сказать, тариф утверждается на объекте ежегодно, вместе со сметой на год обслуживания. Также ежегодно избирается председатель объекта, управляющий объектом и к обязательному ежегодному утверждению собраниями годовые отчеты. То есть год управления необходимо утверждать и закрывать, принимая и утверждая документы и планы работ на следующий год. Многие объекты в городе данные работы со своими председателями провели, и у собственников нет строки “домофон”, так как есть общий тариф по эксплуатационным расходам на общее имущество”, – пояснила она.

Гульвира Абетова подчеркнула, что в ЕРЦ оказывают содействие собственникам при обращении. Они поднимают договоры на домофон по объекту, формируют запрос по предоставлению и подтверждению наличия договора с текущим собственником, в случае если домофонная компания не подтвердит – строка удаляется. Это те действия, которые и предпринял житель столицы Адиль.

“Этот упрощенный этап необходимо собственникам пройти в случае необходимости, потому что домофонные компании зачастую не производят сверку по сведениям о собственниках, договоры старые, квартиры за этот период могли быть не единожды проданы, и, скорее всего, начисления идут по старым данным”, – добавила специалист ЖКХ.

Если домофонная компания подтвердила наличие договора, то необходимо перейти в судебные споры и просить доказать оказание услуги актами выполненных работ, подтвержденными собственниками. Ведь любое оказание услуги подтверждается актами.

“Также стоит отметить про мирное урегулирование. Домофонная компания пишет письмо-отказ от начисления по абонентам отдельной строкой в ЕРЦ. переходит на договор с ОСИ/КСК/УК и получает за обслуживание уже со стороны юридического лица, а частные обращения проводит самостоятельно как разовые вызовы. Предположим, возьмем дом с квартирами до 150, из расчета абонентской платы в 350 тенге – речь идет о суммах до 50 тысяч тенге в месяц. Домофонным компаниям такой подход в работе выгоднее, так как они гарантированно получают сумму без работ с дебиторской задолженностью по абонентам. То есть помимо того, что денежные средства уже заложены в смете ОСИ/КСК/УК, так еще и отдельно взимают плату”, – сказала Гульвира Абетова.

Таким образом, в случае, если домофонная организация продолжает начисления абонентской платы, необходимо:

1. Запросить индивидуальный договор.

2. Акты выполненных работ за определенный год.

3. Провести собрание жильцов с ОСИ/КСК/УК, а также при необходимости пригласить домофонную организацию.

В некоторых домах столицы в ходе переговоров ОСИ/КСК/УК с домофонными компаниями организации сами отказываются от индивидуальных соглашений с собственниками квартир и заключают напрямую договоры с управленцами домов, согласно Закону о жилищных отношениях.

“Обслуживание домофонных систем должно быть ежемесячно. Они раз в неделю приходят, смотрят на наличие дефектов, в случаях поломок и так далее заменяют в рамках обслуживания. Все это фиксируется и отправляется в домовые чаты или напрямую управленцу дома. Кроме того, обязаны мыть, красить дверь, содержать в надлежащем виде. Система, расположенная в квартире (в бытовом названии “трубка”), обслуживается из средств собственника, и осуществляется ремонт по мере наступления дефекта посредством частного разового обращения к домофонной компании”, – заключила специалист в сфере ЖКХ и жилищных отношений Гульвира Абетова.

Новости партнеров
×