Как изменилась поэзия в Казахстане
И какие формы она приобрела сегодня.
Знания о казахстанской поэзии у многих ограничиваются именами Абая Кунанбаева, Сакена Сейфуллина или Сабита Муканова, однако и сегодня есть поэты, которые умеют трогать сердце и удерживать внимание читателя. Поэзия в Казахстане по-прежнему остается самым точным отражением духа времени. Сегодня казахстанская поэзия выходит за рамки традиционной формы, осваивает свободный стих, цифровые форматы, социальные темы и становится частью глобального литературного диалога.

Фото: Министерство культуры и информации РК
Современные казахстанские поэты в своих произведениях стремятся, с одной стороны, осмыслить окружающую действительность в целом, а с другой – задуматься о том, как она меняется или, наоборот, остается неизменной. Рефлексия становится важной не потому, что определяет главные направления поэзии, а потому, что сопротивляется им, сохраняя саму возможность существования поэтического слова.
Liter.kz рассказывает, как современная поэзия откликается на культурную повестку в Казахстане, документирует реальность и превращает ее в свидетельство времени.
История казахской поэзии
Казахская поэзия берет начало в глубокой древности. Кочевые предки современных казахов в стихах передавали мифы, легенды, рассказывали о подвигах героев, богах и силах зла.
Поэзия развивалась непрерывно, приобретая новые формы. В середине XV века появился жанр толгау – поэтические размышления и рассуждения, в основе которых лежала мудрость и назидание.
Из-за своей просветительской роли поэты имели влияние на политической арене и могли формировать общественное мнение. В XVIII веке поэзия стала революционной, а позже возникла традиция айтысов – песенно-поэтических поединков между акынами. Акыны были людьми образованными, широких взглядов, и говорили о религии, политике, обществе, проблемах народа.

Фото: Министерство культуры и информации РК
В 40-е годы Великой Отечественной войны поэты писали патриотические стихи и поэмы о солдатах и героях фронта.
Во второй половине XX века поэзия становится более философской, интимной и метафоричной. Олжас Сулейменов, Муктар Шаханов, Фариза Онгарсынова соединяют национальные мотивы с мировой поэтической культурой, говорят о языке, экологии, памяти, трагедиях XX века.
С обретением независимости Казахстаном поэзия выходит за рамки идеологии и ищет новые формы. Появляются экспериментальные течения, новые голоса, городская лирика, гендерные темы, постмодернистская и визуальная поэзия. Сегодня казахстанская поэзия существует одновременно в традиции и в современной цифровой культуре – в книгах, соцсетях, телеграм-каналах и поэтических перформансах, сохраняя связь с прошлым и отражая дух времени.
Метажурнал
Современная казахстанская поэзия может рассматриваться не только в национальных рамках, но и как часть общего пространства мировой литературы, взаимодействующей с международной поэтической средой. При этом казахстанская поэзия сохраняет собственный голос, вкус и культурную идентичность.

Фото: Министерство культуры и информации РК
В 2019 году появился литературно-критический "Метажурнал". Это крупнейшее онлайн-сообщество авторов, куда входят поэты и прозаики из разных стран. Он работает как открытая площадка, где поэтические тексты сразу помещают в пространство обсуждения, критики и взаимодействия. В разное время в редакции работало около двадцати литературных критиков из разных поколений и поэтических кругов.
Соредактор Иван Полторацкий вспоминает, что сначала “Метажурнал” был лишь идеей в голове. Позже сформировалась редакторская команда, и он стал одним из первых ее участников.
“Почему бы не говорить открыто, публично и независимо о современной поэзии? Редакция “Метажурнала” очень большая – на каждый день недели приходится один–два редактора. Все они разные, и это здорово. За несколько лет состав менялся. Но каждый отвечает за свой сегмент. Зоя Фалькова и Павел Банников каждый понедельник пишут о казахстанской поэзии”, – делится Иван.
Так сформировалось творческое сообщество тех, кто обладает талантом, но по разным причинам оказался вне официального литературного пространства. Их совместное исследование стало катализатором перемен. Журнал привлекал внимание к проблемам литераторов на национальном и международном уровнях, и открыл новые углы зрения на важные темы современной поэзии.
“Мне очень нравится современная казахстанская поэзия. Ксения Рогожникова создает удивительно тонкие и точные короткие тексты, огромные, как мир, гибкие и прозрачные. Ануар Дуйсенбинов строит бесконечный рефлексивный эпос степного рейва. Павел Банников фиксирует язык улиц и подворотен, но язык не обманешь. Ольга Передеро пишет о живом и удивительном эросе – для меня она будто Уитмен, простите, в юбке. Юрий Серебрянский развивает тонкую линию метафорического модерна. Айгерим Тажи покоряет мировые вершины поэзии. Мои студенты растут и перерастают себя. Анастасия Белоусова в ироничной манере говорит об экзистенциальных вопросах феминизма. Зоя Фалькова прошла по этому пути очень далеко. Про каждого алматинского поэта и поэтессу можно писать отдельную книгу”, – говорит Иван.
Прерванная связь
Несмотря на то, что в эпоху технологий поэзия отходит на второй план, остаются те, кто продолжает относиться к ней с уважением, искать вдохновение и переносить чувства на бумагу.
Будущее казахстанской поэзии, разделенной сегодня на множество отдельных миров, зависит от будущего самого общества. Появятся ли общие цели? Будут ли единые смыслы, которые поэзия выражает? Появятся ли новые великие поэты и тексты? Ответ на эти вопросы даст время. Но уже сейчас важно сохранять поэтическую традицию и не разрывать нить, которая связывает Кунанбаева с Сейфуллиным, Сейфуллина с Мукановым и дальше – с теми, кто пишет сегодня.

Фото: Министерство культуры и информации РК
Казахстанская поэзия прошла путь от жырау до постмодерна, но ее главная функция не изменилась — быть голосом эпохи. Поэзия снова становится способом говорить о важном, фиксировать реальность и возвращать человеку чувство смысла и принадлежности. Пока звучат стихи — жива культурная память народа.
