Как Казахстану оставаться независимым - Ерлан Саиров
Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Кемелович Токаев на заседании Национального Совета Общественного Доверия особое внимание обратил на состояние социально-экономического развития приграничных районов. Депутат Мажилиса Ерлан Саиров поделился мнением о текущей ситуации в стране.
Нацсовет стал площадкой обсуждения самых острых общественных проблем в стране и их оптимального решения. Можно с уверенностью сказать, что создан институт диалога между обществом и государством.
Глава государства держит на особом контроле все значимые проблемы государственного развития и сам предлагает, подсказывает пути оптимального решения тех или иных вопросов Правительству.
В данном случае Президент Касым-Жомарт Токаев еще раз обозначил проблемы приграничных районов.
Вопрос приоритетного развития приграничных районов является одним из фундаментальных основ национальной безопасности Казахстана.
«Всевышний помогает тем, кто помогает себе»
Почему Глава Государства придает большое значение развитию приграничных районов?
Независимость страны является не только предметом гордости, но и требует ответственного отношения государства к защите внешних и внутренних рубежей нашей страны.
Мы живем в турбулентное время, идут очень сложные, болезненные для международного сообщества геополитические процессы. Появляются новые вызовы и риски, связанные с противоречиями между крупными державами, новыми геоэкономическими и геополитическими притязаниями некоторых стран. Эти риски и с запада, и с востока приближаются к нашим внешним границам. Вместе с тем, принцип территориальной целостности государства как главная ценность международного права девальвируется.
Еще одним важным аспектом современного международного положения является создание в мире общественно-интеллектуальной и социально-экономической альтернативы развития западной модели демократии, что предполагает в будущем изменение контуров международных отношений и социальной надстройки государств.
Поэтому вопрос территориальной целостности (не только) Казахстана всегда будет базовым элементом сохранения независимости.
Чтобы сохранить государственность нам следует проводить усиленную, системную и эффективную политику освоения территории и развития принципов народонаселения внутри государства.
Главной проблемой территориального развития нашей страны является низкая (одна из самых низких в мире) плотность населения при огромной территории, часть территории остается мало освоенной людьми и не хватает человеческого потенциала для полноценного социально–экономического развития того или иного региона.
Люди и только люди являются основой как создания материальных благ для экономического развития страны, так и главным потребителем всех благ. Таким образом, создается фундамент социального благосостояния и развития производственных сил той или иной страны. Люди являются главными защитниками нашей страны от различных угроз и территориальных поползновений.
Поэтому важным аспектом политики народонаселения является равномерное расселение человеческих ресурсов государства и создание социальных и иных условий для комфортного проживания людей в самых отдаленных и приграничных регионах страны.
Государство должно регулировать вопрос равномерного расселения человеческих ресурсов путем экономического, финансового и социального стимулирования бизнеса и физических лиц для работы и проживания в отдаленных уголках страны.
Существует международный опыт по освоению собственных территорий. Сегодня РФ активно регулирует вопросы расселения человеческих ресурсов на Дальнем Востоке, Канада приглашает иностранных граждан для проживания в Арктической части государства, Австралия дает существенные налоговые и социальные льготы гражданам, желающим проживать в отдаленной местности, Израиль строит целые населенные пункты для переселенцев-соотечественников со всего света.
Правительства этих стран открыто обсуждают все риски, связанные с неосвоением территории и энергично объясняют логику собственных шагов своим гражданам и обществу.
Надо сказать, что наши предки глубоко осознавали важность освоения и отстаивания собственного ареала проживания, от поколения к поколению передавалась информация о границах кочевий всех родов, каждый человек прекрасно знал территорию жайляу и қыстау всего сообщества. Ни один человек не имел право нарушать традиционные ареалы проживания, никто не посягал на чужие земли, каждый степняк защищал собственное жизненное пространство, и степное право было на его стороне.
Таким образом, существовала уникальная система защиты жизненного ареала, каждый, защищая свое пространство, защищал весь ареал проживания народа.
Защита жизненного ареала является важным компонентом независимости и в современный период
За 30 лет независимости Казахстана границы нашего государства официально признаны всем мировым сообществом, мы провели делимитацию границ со всеми соседями. Казахстан – единственное государство в Центральной Азии, которое не имеет приграничных проблем со своими соседями. Но внутри страны не все гладко, население активно переезжает с некоторых стратегически важных регионов. Таким образом, сужается жизненное пространство и ареал проживания народа внутри государства.
У нас произошла «хаотичная урбанизация», вследствие чего многие регионы остались без «активных граждан», идет депопуляция населения, некогда густонаселенные регионы превращаются в полупустые территории. Это нездоровая тенденция, которую следует остановить.
Развитие приграничных территорий Казахстана напрямую влияет на степень Национальной безопасности страны. При этом человеческий потенциал приграничных районов является базой устойчивого развития приграничных районов. Проблемы отрицательной демографии характерны для ряда регионов северного и восточного Казахстана. Но если для Северо-Казахстанской области (СКО) правительством принят комплексный план, то в ряде приграничных районов Восточно-Казахстанской области (ВКО) процессы депопуляции продолжаются.
В 1995 году в Катон-Карагайском (бывшем) районе проживало 22 тысячи населения, сейчас девять тысяч, в Маркакольском (бывшем) районе - 24 тысячи, сейчас - восемь тысяч, в Тарбагатайском районе из 45 тысяч населения осталось 19 тысяч.
Проблема заключается в том, что в этих регионах отсутствуют перспективы и источники экономического роста как основы развития новых производственных сил, благосостояния населения.
Хотя рядом находится огромный рынок Китая, отсутствуют предприятия промышленности, глубокой переработки сельхозпродукции. Государственные программы развития АПК не доходят до окраин. Не в полной мере используется и огромный туристический потенциал районов.
Состояние инфраструктуры также сдерживает экономический рост и усиливает отток населения. Прежде всего, состояние республиканских и местных дорог оставляет желать лучшего.
Гидроузел «Жаугашты» в Курчумском районе, плотина Уйдене в Зайсанском районе, плотина Кандысу и гидроузел на реке Каргыба в Тарбагатайском районе находятся в аварийном состоянии, требуют капитального ремонта и реконструкции. В связи с аварийностью плотин крестьянские хозяйства не получают воду для орошения.
Охват интернетом населенных пунктов не соответствует оптимистическим отчетам Министерства цифрового развития и не выдерживает никакой критики. К примеру, в Тарбагатайском районе 60 населенных пунктов, из них 18 абсолютно не охвачены интернетом, 20 населенных пунктов имеют доступ к сети Интернет только на территории школы и акимата. Сила интернета достигает 0,5-2 Q вместо 4-G. Это типичная ситуация для всех приграничных районов.
В населенных пунктах Маркаколь, Карашилик, Былгары Курчумского района, Майкапшагай, Кабыргатал, Карасай Зайсанского района, в селах Жана-Ауыл, Ахметбулак, Жанаталап, Жаланаш Тарбагатайского района «ловит» китайская сеть, Алтел на территории Казахстана приветствует словами: «Добро пожаловать в Китай».
Вопрос газоснабжения населенных пунктов Зайсанского, Тарбагатайского районов крайне актуален ввиду наличия месторождения газа на их территории.
Председатель партии Nur Otan, Елбасы Нурсултан Абишевич Назарбаев на заседании Совета Безопасности Республики Казахстан заявил, что «Приграничные регионы имеют особое стратегическое значение. Недопустимо, чтобы массово закрывались населенные пункты, приходила в упадок инфраструктура».
Во исполнение поручений Председателя партии Nur Otan областным акиматом проводится определенная работа. В ВКО реализуется областная программа «Одноэтажный Восток», в рамках которого идет строительство жилья для многодетных семей в приграничных районах, обновляется и ремонтируется социальная инфраструктура районов. Но как показывает практика, этих мер недостаточно, нужны государственные меры по решению этой проблемы.
В этом контексте депутатами Фракции Nur Otan, в рамках Комитета по международным делам, обороне и безопасности Мажилиса Парламента Республики Казахстан было проведено тематическое заседание на тему «Вопросы безопасности в приграничных районах РК», в рамках которого обсуждался вопрос приграничных районов ВКО.
На заседание были приглашены представители министерств и ведомств, экспертного сообщества, депутаты местных маслихатов приграничных районов ВКО и Алматинской области. На заседании были выработаны конкретные рекомендации для правительства.
Но есть один аспект, по которому следует провести отдельное, детальное обсуждение. Население приграничных районов ВКО ждет от Правительства открытия Катон-Карагайского, Маркакольского, Тарбагатайского районов в пределах границ 1997 года. Закрытие районов в рамках оптимизации в 1997 году стало для населения огромным морально-психологическим ударом, многие люди уезжают из-за этого фактора.
В 2017 году был воссоздан бывший Нарынколский район Алматинской области. За три года идет положительное миграционное и демографическое сальдо. Район становится привлекательным для инвестиций.
Сегодня в райцентре Нарынкол строится новый микрорайон из 210 домов, молодежь активно возвращается обратно, только за три года в район прибыли 2400 молодых специалистов! Есть положительные примеры решения острых приграничных проблем. Этот опыт надо изучать и внедрять.
Возлюби ближнего своего
Жители приграничных районов чувствуют себя обделенными вниманием, «оставленными» государством, у них ощущение, что они оставлены «сами себе». Это ощущение затягивается десятилетиями. Важным моментом является повышение оптимизма граждан путем решения их «главного вопроса».
Поскольку мы живем в информационную эпоху важным составляющим государственной идентификации граждан является морально-нравственная составляющая.
Даже в советскую эпоху жители этих районов чувствовали себя некомфортно рядом с «великим соседом», всегда было тягостное чувство неминуемой опасности. Тем не менее, люди были полны решимости бороться с этим чувством.
Сегодня люди чувствуют себя брошенными государством один на один с чувством постоянного беспокойства, их одолевает страх и уныние.
Государство должно бороться именно с этим болезненным чувством граждан. Люди должны чувствовать внимание и заботу со стороны своей, родной власти. Государство и власть должны быть рядом и «везде». Только таким образом можно поднять моральный дух людей и чувство доверия людей к "нашему" государству.
Когда местное население пишет письма, ставит вопрос о воссоздании бывших районов, люди мысленно ведут борьбу за наше государство и национальную идентичность. Они чувствуют себя изолированными от Казахстанского государства. Они против того факта, что «внутри страны сокращается Казахстанское государство».
Чтобы была общность судьбы людей со всей страной необходимо принять положительное решение. Первый шаг сделан...
В такой драматичный момент Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, осознавая глубинную проблему, услышал позывы граждан приграничных районов ВКО.
Сделан важный шаг к единению государства и граждан для будущего созидания!
Население этих районов всецело благодарно Главе Государства!
Концепция «слышащего государства» реализуется на практике.
Развитие территории является важным элементом сохранения суверенитета Казахстана!
Стабильные, густонаселенные территории являются источником суверенного права государств.
Политика государства поворачивается лицом к запросам и потребностям конкретных людей.