Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 478.58  520.84  5.44

Как отдать школьника в 1-й класс и не сойти с ума? Личный опыт

Инструкция для родителей будущих первоклассников.

09.06.2023, 18:44
Как отдать школьника в 1-й класс и не сойти с ума? Личный опыт
Фотоколлаж Liter.kz

Меньше, чем через три месяца начнется новый учебный год. Это волнительное время для родителей первоклассников, ведь в последний раз папы и мамы посещали школу много лет назад и с тех пор все изменилось. Какую обувь купить, насколько сложна учебная программа, что едят дети в школе, а что с учебной программой? На эти и многие другие вопросы часто не встретить ответов. Журналист Liter.kz, которая год назад провожала ребенка в 1-й класс в столице, собрала ответы на самые наивные вопросы родителей будущих первоклассников.

До 1 сентября

Фото: pexels.com

Перед поступлением в 1-й класс дети, как правило, посещают дошкольные учреждения. После выпускного убедитесь, что вашего ребенка точно отчислили из детского сада. Проверить эти данные можно в системе НОБД в садике.

Дело в том, что может произойти ошибка, и дети могут быть прикреплены за дошкольным учреждением. Так произошло у меня и еще у нескольких родителей. О том, что ребенок до сих пор считается посещающим детский сад, мы узнали в середине сентября в воскресенье.

Учитель сообщила, что из-за этого администрация школы не может зарегистрировать учеников. Нам было дано несколько часов на исправление ошибки, иначе ребенка исключат из школы.

Найти в выходной сотрудника садика и попросить его зайти в систему НОБД – это задача со звездочкой. Но все получилось.

Поначалу мне показалось, что на самом деле администрация могла бы подождать до понедельника и меня торопили, просто чтобы быстрее завершить работу. Но в Facebook я встретила истории, что их детей в такой же ситуации на самом деле исключили. Более того, некоторые родители с удивлением узнали, что последние три-четыре года их дети “посещали” детские сады, которые они в глаза не видели. Поэтому отнеситесь к просьбе учителя серьезно. Эта тревога не учебная.

Большая проблема для работающих родителей без помощи бабушек и дедушек – кто будет забирать и приводить ребенка в школу. Обычно утром отвести школьника не проблема, так как уроки начинаются в восемь часов утра. Поэтому один из родителей успевает привести ребенка и успеть на работу. Но уроки заканчиваются до полудня.

Здесь есть несколько вариантов. Самый удобный, если удастся найти в классе родителей, которые живут в вашем районе и договориться с ними, чтобы они забирали и вашего ребенка.

В некоторых школах есть развозка на автобусе. Неудобство заключается в том, что транспорт доставляет ребенка к определенной остановке. Дальше он должен дойти до дома пешком.

Можно в домовом чате кинуть клич, кто сможет оказать такую услугу за деньги. Также есть услуга “Автоняня”. Это когда водитель будет ожидать школьника после уроков и отвозить домой. Конечно, выбирать такого человека нужно особенно тщательно.

Фото автора

Учебники дети получают бесплатно. Как правило, учитель раздает комплекты на первом родительском собрании в конце августа. Также в придачу к ним полагаются рабочие тетради с заданиями. В конце учебного года учебники возвращаются учителю.

Не стоит заранее покупать обложки для учебников. Издательства выпускают книги с разным форматом, поэтому стандартные обложки могут не подойти по ширине или высоте.

При покупке обложки можно взять учебник с собой и примерить его на месте.

Несколько лет назад родители жаловались на тяжесть рюкзаков. Видимо, обращения были услышаны, и теперь учебники почти по каждому предмету разделены на две части. Таким образом, книги стали легче.

Печатные тетради также разделены на две, а то и три части. Что в совокупности также облегчает вес рюкзака.

Дети могут носить часы с функцией звонка. Но лучше заранее предупредить учителя о девайсе. Купите водонепроницаемые часы, так как дети моют руки и могут намочить аппарат.

Одежда и обувь

Когда-то я была наслышана об историях, что детям не разрешают носить кроссовки, и их заставляют возвращаться домой, чтобы переобуться в классические туфли. Поэтому первым делом к 1 классу были куплены черные ботинки. По сути, это была самая бесполезная покупка. Даже на линейку 1 сентября кожаные туфли не нужны, достаточно надеть кеды, даже белого цвета. Потому что школьная форма стала удобнее, мальчики носят брюки на резинке спортивного стиля. И к ним отлично подходят любые кроссовки.

В итоге ребенок может надевать одну и ту же пару обуви и на занятия, и на физкультуру.

Пока на улице тепло и сухо, школьник может ходить на уроки в одной и той же паре обуви как на улице, так и в школе. Но с наступлением зимы администрация требует переобуваться в “сменку”. Для этого нужно приобрести специальную сумку или подойдет обычный пакет. Так как после улицы на подошве будет налипший снег, то обувь нужно положить сначала в полиэтиленовый пакет и только затем в мешок.

С наступлением зимы в холодных населенных пунктах к куртке лучше приобрести полукомбинезон. Я долго не покупала, была уверена, что это одежда для детсадовцев. Но первый мороз в Астане резко переменил мои убеждения. Оказалось, что все дети носят утепленные штаны. Да, места в гардеробе или в шкафчике для них маловато. Это минус северных регионов.

Научите ребенка завязывать шнурки, застегивать пуговицы и молнию. В сентябре выяснилось, что почти половина класса не смогла справиться с собственной одеждой и обувью. Учитель всегда помогает ученикам, поэтому в шапке набекрень и с голой шеей никто не выйдет. Но самостоятельность не помешает.

Фото irecommend.ru

В первые дни учебы родительский чат взорвался сообщениями, что дети потеряли и перепутали одежду, обувь и канцелярские принадлежности. Поэтому важно подписать все вещи первоклассника – учебники, тетради, карандаши, ручки, рюкзак, обувь и т. д. Сейчас есть стикеры как для одежды, так и для канцелярии. Некоторые клеятся на клей, другие нужно приварить горячим утюгом. При этом лучше подписать не только имя, но и класс. Тогда шанс вернуть вещь будет намного выше. Потерянные вещи в школах складывают в специальные шкафы. К концу года там скапливается приличный по размерам гардероб, в который можно одеть один класс.

Питание

Питание в начальной школе бесплатное. Учитель отводит учеников в столовую после второго урока. У каждого класса свой стол. Дети получают на завтрак кашу, фрукт или печенье, напитки (компот, кисель или цикорий).

Если дети учатся во вторую смену, то на обед они едят горячие блюда, вроде супа, плова или жаркое.

В школе не приветствуют перекусы. Учителя обычно просят не давать ребенку мармелад, сухарики или леденцы. Еда отвлекает не только ученика, но и других детей. В итоге школьники угощают друг друга, а это риск возникновения пищевой аллергии.

Воду можно брать с собой в бутылке.

Учебный процесс

В первом классе следующие предметы – букварь (с третьей четверти – обучение грамоте), математика, казахский язык, цифровая грамотность, познание мира, естествознание, трудовое обучение, физкультура.

Первый класс учится в первую смену. Занятия начинаются в восемь часов. Так продолжается весь год. Во втором классе обычно дети учатся во вторую смену.

В сентябре уроки длятся 30-35 минут. Это адаптационное время для детей. Они узнают о правилах школы, как вести себя на уроке, учатся взаимодействовать.

До нового года каждый день проходит по четыре урока. С третьей четверти один раз в неделю добавляется еще один предмет “Цифровая грамотность”. В этот день проходит пять уроков по 45 минут каждый.

 

Фото: pexels.com

В первом классе, вопреки устоявшемуся мнению, программа не сложная. Да, еще буквально пару лет назад детям уже требовалось уметь читать и писать. Но сейчас содержание первой четверти больше напоминает подготовку к школе. Дети по букварю учат буквы, выводят крючки в тетради в косую линию, складывают 2+2. Но нужно отметить, что обучение проходит быстрее, чем это было в первом классе. Поэтому подготовка не помешает.

Программа постепенно усложняется. И к третьей четверти по математике у детей появляется первые уравнения по типу: х+2=4.

В четвертой четверти дети учат таблицу умножения, но не на все цифры, а на 1, 5, 9.

Оценок в первом классе нет. Детям дают возможность привыкнуть к школе. Старания учеников оценивают словесно. Хорошие оценки могут ставить только в тетрадь. Но это больше мотивация для ребенка. Дети действительно счастливы, если видят заветную “пятерку”, особенно с плюсиком.

Поэтому нет никаких рубежных срезов знаний в виде СОР и СОЧ.

Также отменены, по крайней мере в 1 классе, исправления ошибок красной пастой. Вместо этого учитель ручкой с чернилами зеленого цвета обводит в тетради кружком те буквы, которые получилось вывести идеально. Считается, что такой подход акцентирует внимание школьников на достижениях, а не на ошибках.

Нет и домашних заданий. Но это официально. На деле учителя дают задания для закрепления темы с пометкой, что рекомендовано выполнить. Выполнять их или нет, родители могут решать сами. В нашем классе проблем с “домашкой” не было. Наоборот, дома можно было разобрать непонятные моменты.

Собрания, по крайней мере в нашей школе, проводились примерно один раз в три месяца. Обычно они посвящены определенной тематике – адаптация к школе, праздники, планирование будущей четверти. На собраниях стараются не разбирать поведение учеников. Поэтому детям после возвращения родителей искать пятый угол не обязательно.

Фото: pexels.com

В первом классе все родители хотят, чтобы их ребенок сидел на первой парте. Но передние места учитель старается отдавать тем детям, у кого есть проблемы со зрением. Поэтому нужно принести справку от офтальмолога, где указано, на каком месте рекомендуется сидеть ребенку.

Но по факту учитель в течение года “тасует” детей местами. Так, одно и то же место не приедается ребенку.

Взаимоотношения в классе

Конфликты между детьми в 1-м классе неизбежны. Первые стычки первоклассников родители обычно воспринимают особенно остро. Но как бы ни хотелось лично разобраться с обидчиком или его родителями, сначала нужно обратиться к учителю. В идеале лучше в первый раз написать личное сообщение педагогу. Во-первых, таким образом вы не потревожите его на уроке, во-вторых, таким образом ваше обращение будет зафиксировано. И если проблема не будет решена, то переписка станет доказательством, что вопрос пытались решить давно и в мирном ключе. Но за год обучения никому из родителей не потребовалось идти дальше учителя.

Не обошли конфликты и нас. При этом мой ребенок был как зачинщиком, так и жертвой. Я ожидала разбора полетов, но учитель помирила детей без участия родителей. Обычно он просит извиниться одного ребенка перед другим, пожать руки и играть дружно.

А вот писать сразу напрямую родителю ученика, который начал конфликт, нежелательно. Родители бывают разные. Кто-то нервно отреагирует на претензию, а другой ответит, что ваше чадо первым начало ссору. Учитель в этом плане часто ситуацию видит лучше, так как знает, кто действительно был инициатором конфликта.

Завершая инструкцию, отмечу, что 1-й класс прошел для нас спокойно. Это было время адаптации и открытий. Наверное, свою роль сыграли позитивный настрой и дружелюбное отношение всех родителей.

Новости партнеров
×