Дайте детям "потупить": как уберечь школьника от перегрузок?

Наиля Виклюк

Современные дети, помимо учебы, заняты кружками, секциями, дополнительными курсами. И приходят домой они порой не раньше взрослых, а то и позже. Психолог, руководитель фонда Just Support Светлана Богатырева рассказала Liter.kz, как родители могут помочь ребенку справиться с большой загруженностью и защитить его психоэмоциональное состояние.

Почему некорректно говорить о детском выгорании

Термин "эмоциональное выгорание" ввел в 1974 году американский психиатр Герберт Фройденберг. Он исследовал эмоциональное состояние социальных работников, которые изначально были очень воодушевлены своим делом, но со временем их рвение уменьшалось и в конце концов привело к состоянию постоянной усталости, частым болезням, нежеланию больше заниматься своим делом. Они стали хуже относиться к своим подопечным — тем, кому, по сути, должны были помогать, у них ухудшились взаимоотношения с коллегами, они не ощущали пользы от своей деятельности, у них буквально опускались руки. 

Выгорание связано с профессиональной деятельностью взрослых людей, именно эта сфера была хорошо исследована. В отношении детей скорее уместно говорить об истощении в связи с избыточными нагрузками. Хотя взрослым кажется, что это одно и то же состояние, стоит отметить, что динамика действительно схожа, но у детей есть свои нюансы. Детская психика более истощаема и уязвима, но также более лабильна и лучше восстанавливается. Поэтому подходы все же немного отличаются.

У детей подобное истощение психики может произойти, если они длительно занимаются большим количеством дел, которые их не мотивируют, не зажигают, из позиции "надо". Либо если их психотип, темперамент не заточен под подобные нагрузки. Нервная система у всех разная, и кому-то с легкостью удается прожить пять – семь активностей за день, а кого-то может истощать один кружок/секция в неделю совместно с учебной. 

Светлана Богатырева/фото из личного архива героини

Как понять, что ребенок перегружен

Очень важно смотреть, как ребенок справляется со своей нагрузкой. Если у него хороший сон и аппетит, ровный эмоциональный фон, он проявляет весь спектр эмоций, ни в чем не застревая. Ребенок справляется с трудностями, делится новостями и впечатлениями из школы и секций — значит, все в порядке. Если в какой-то из сфер происходит сбой, родителям следует озаботиться и проанализировать, что не так. Возможно, поможет короткая передышка в несколько занятий, а может, нужна полная перезагрузка.

Родителям важно быть внимательными к физическому и психологическому состоянию ребенка: если заметят что-то тревожное или резкое изменение — искать причину. Хорошо бы иметь контакт с ребенком и обсуждать его состояние с ним самим. В формате "знаешь, я заметила, что ты..." и перечислить, что вас беспокоит. И послушать, что говорит сам ребенок. Иногда дети скрывают свои трудности, так как не хотят тревожить родителей, берегут их или не доверяют. Тогда можно поговорить с классным руководителем, тренером — не заметили ли они чего-то. Можно отвести ребенка на консультацию к психологу, сформулировав специалисту свой запрос.

Как родители могут помочь 

Родители могут помочь ребенку справляться с нагрузками, в первую очередь не перегружая его дополнительными занятиями и излишне строгими требованиями — физическое и ментальное здоровье дороже. Можно следить за состоянием и обучать самого ребенка распознавать, где границы достаточности, за которыми ему уже "хватит". Хорошо бы самим научиться и научить ребенка простым техникам саморегуляции и расслабления. Например, набрать в поисковике Google mindfullnes и подбирать себе упражнения по душе. Также полезно организовывать совместный семейный досуг, вытаскивая ребенка из гаджетов. Так как гаджеты дают только условную разгрузку, а на самом деле так же добавляют психике дополнительный материал для переработки.

Фото: pexels.com

Кроме того, нужно помнить, что состояние вроде выгорания – это сильная усталость и перегруженность, и чтобы избежать ее развития во что-то более сложное, нужно дать психике восстановиться за счет снижения нагрузки и появления занятий, которые ребенка мотивируют, наполняют, которыми ему нравится заниматься, и он делает это не в обязанность, а от души. Причем это не всегда "ничегонеделание", можно переключить на другую деятельность, которая именно ребенку нравится и зажигает его. При этом время на восстановление зависит от того, как долго психика находилась в режиме перегрузки и сколько ее ресурсов было израсходовано сверх нормы, в каждом случае это будет индивидуально.

А что касается подростков, им важно давать и периоды, когда они могут просто "потупить" — полежать без дела, подумать, побыть с самим собой. Родителям кажется, что это лень и безделье, но в подростковом возрасте происходит бурный рост тела и гормональная перестройка, что отнимает много энергии. И поэтому психике подростков просто обязательны такие периоды для себя, когда он просто свободен, они помогут психике более гармонично решать свои задачи. Да и для детей более младшего возраста такие периоды незагруженности извне нужны, чтобы они могли пережить такое чувство, как скука, научиться занимать себя сами. Это разовьет у них умение слушать свой внутренний голос и не ждать всегда какого-то сигнала извне, чтобы начать действовать, стать более самостоятельными и независимыми.

Поделиться