Разбираем Послание главы государства от 16 марта 2022 года.
После январских событий, всколыхнувших казахстанское общество, Касым-Жомарт Токаев 16 марта 2022 года выступил с Посланием народу страны. Глава государства предложил изменить полномочия президента, реформировать структуру Мажилиса и Сената, а также дал ряд поручений правительству. Какие из поручений Токаева были исполнены, а какие – нет, разбирались в Liter.kz.
Полномочия президента
В соответствии с поправками в Конституцию президент Казахстана не может быть депутатом представительного органа, занимать иные оплачиваемые должности и осуществлять предпринимательскую деятельность.
В Послании народу Казахстана Касым-Жомарт Токаев говорил: "Предлагаю законодательно оформить обязанность президента прекратить членство в партии на период своих полномочий". И уже 26 апреля 2022 года президент Казахстана вышел из состава правящей партии AMANAT, передав пост председателя спикеру Мажилиса Ерлану Кошанову.
Кроме того, после общенационального референдума в Конституции сообщается, что в период осуществления своих полномочий президент страны не должен состоять в политической партии.
Также в соответствии с поправками близкие родственники Президента Республики Казахстан не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора.
Помимо главы государства, не должны состоять в политических партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой-либо политической партии председатели и судьи Конституционного суда, Верховного суда и иных судов, председатели и члены Центральной избирательной комиссии, Высшей аудиторской палаты Республики, военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов.
Сенат
Поручил пересмотреть Токаев и порядок формирования и ряд функций Сената. После общенационального референдума законодательно сокращена президентская квота с 15 до 10 депутатов, причем пять из них предлагаются, а не избраны, Ассамблеей народа Казахстана.
То есть Сенат образуют депутаты, представляющие в порядке, установленном конституционным законом, по два человека от каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан. В Сенат также перенесли квоту АНК из Мажилиса, сократив ее с девяти до пяти депутатов.
Нижняя палата Парламента должна отражать весь электоральный ландшафт страны без предоставления кому-либо искусственных преференций, – говорил Токаев в своем мартовском Послании.
Мажилис
В обновленной Конституции сообщается, что вместо 107 Мажилис будет состоять из 98 депутатов. Их будут избирать по смешанной избирательной системе: пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным избирательным округам.
Избрание депутатов Мажилиса осуществляется на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Очередные выборы депутатов Мажилиса проводятся не позднее, чем за два месяца до окончания срока полномочий действующего созыва Парламента.
Считаю целесообразным ввести норму, предполагающую право Сената только одобрять или не одобрять законы, уже принятые Мажилисом. Следовательно, именно Мажилис наделяется правом принимать законы, – говорил глава государства в Послании.
Согласно поправкам в Конституцию, закон, принятый большинством голосов от общего числа депутатов Мажилиса, передается в Сенат, где рассматривается не более шестидесяти дней.
Мажилис вправе в целом отклонить проект закона большинством голосов от общего числа депутатов. Отклоненный законопроект считается непринятым и возвращается инициатору.
Акимы областей и городов
Согласно поправкам в Конституцию, акимов областей, городов республиканского значения и столицы назначает президент, но теперь – с согласия депутатов маслихатов или городов республиканского значения и столицы.
Президент предлагает не менее двух кандидатур, по которым проводится голосование. Кандидат, набравший большее количество голосов депутатов маслихатов, принявших участие в голосовании, считается получившим согласие.
Акимы иных административно-территориальных единиц назначаются или избираются на должность, а также освобождаются от должности в порядке, определяемом законом.
При этом президент вправе по своему усмотрению освобождать от должностей акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
Кроме того, по инициативе не менее одной пятой от общего числа депутатов маслихата может быть поставлен вопрос о выражении вотума недоверия акиму. Для этого маслихат большинством голосов вправе выразить недоверие акиму и поставить вопрос о его освобождении от должности перед главой государства.
Все представленные новации по переформатированию представительной ветви власти направлены на созидание Нового Казахстана с сильной парламентской культурой и влиятельными народными избранниками, – подчеркивал президент в своем Послании от 16 марта.
Усиление правозащитных институтов
В том же мартовском Послании Токаев предложил учредить Конституционный суд, наделить Генерального прокурора и Уполномоченного по правам человека правом обращаться в Конституционный суд.
В большинстве стран мира действует такой институт, как Конституционный суд, куда каждый может направлять соответствующие запросы. На заре Независимости данный орган существовал и в Казахстане. Эксперты сходятся во мнении, что его деятельность более эффективно обеспечивает соблюдение положений Основного закона, – объяснял свое решение президент.
Президент также говорил, что участились обращения граждан и общественников по поводу необходимости ужесточения наказания за насилие в отношении женщин и детей. Он отметил, что уже давал указание определиться с целесообразностью криминализации подобных правонарушений.
Поручаю Генеральной прокуратуре всесторонне изучить данный вопрос и решить эту проблему, – сказал президент в марте.
При этом домашнее насилие в Казахстане до сих пор не криминализировано, хотя 3 сентября на заседании в Правительстве глава МВД Марат Ахметжанов сообщил, что в стране ужесточат наказание за избиение детей и женщин. Нижний порог срока ареста поднимут до пяти суток, а за повторное правонарушение – до 25 суток. Заявительный принцип регистрации бытовых правонарушений изменят на выявительный. Однако юристка и правозащитница Халида Ажигулова назвала эти меры косметическими и неэффективными.
В Казахстане до сих пор бытовое насилие – это всего лишь семейные разборки для многих участковых и руководства МВД. Уважаемые граждане, требуйте криминализации бытового насилия. Полумеры не будут иметь никакого эффекта. Уважаемый Президент, только Ваша политическая воля может изменить ситуацию! – подчеркнула Халида Ажигулова.
Но есть и полностью исполненные поручения – смертная казнь в Казахстане теперь законодательно отменена.
Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается, – говорится в статье 15 обновленной Конституции РК.
Повышение конкурентоспособности СМИ
В марте президент заявил о необходимости пересмотреть закон о СМИ с учетом интересов государства, запросов общества и тенденций развития медиасферы.
Журналисты должны искренне переживать за свою страну и ее граждан. Недаром СМИ называют "четвертой властью", именно поэтому вам следует распоряжаться своим влиянием на умы и сердца людей со всей осторожностью. Это я специально обращаюсь к нашей журналистской братии, – говорил глава государства.
В конце июня, в День журналистов, премьер-министр РК Алихан Смаилов на очередном заседании правительства выслушал доклад министра информации и общественного развития РК Аскара Умарова. Глава МИОР отчитался, что уже создана рабочая группа "совместно с журналистским сообществом и ведется комплексная работа по совершенствованию Закона о СМИ".
Со своей стороны Смаилов заявил, что законопроект нужно вынести на широкое обсуждение с участием НПО, общественности, экспертного сообщества и журналистов. Он также поручил Умарову внести законопроект в Парламент до конца 2022 года.
Поэтому пока остается только ждать конца года и потом уже делать выводы – действительно ли были учтены поручения главы государства и пожелания журналистов и экспертов.
Антикризисные меры
Январские события, а после и события в Украине серьезно пошатнули финансово-экономическое состояние Казахстана. Зимой 2022 года то и дело сообщалось о махинациях с валютой, вывозе ее за рубеж и скором дефиците товаров первой необходимости.
Правительство обязано в срочном порядке реализовать комплексный пакет первоочередных антикризисных мер, – ответил на вызовы Токаев.
В ответ на это поручение Правительство и Нацбанк РК разработали план антикризисных мер на 2022 год. План действий включает в себя меры, направленные на сохранение контроля над инфляцией и стабильности на валютном рынке, поддержку занятости и создание новых рабочих мест, развитие предпринимательства.
Кроме того, для обеспечения стабильности финансового рынка и привлекательности тенговых депозитов правительство и Нацбанк запустили программу защиты тенговых вкладов, которая предусматривает начисление премии по депозитам за счет бюджета.
Компенсировать будут 10% от суммы (по состоянию на 23 февраля 2022 года), но не более 20 млн тенге через 12 месяцев после старта программа. При этом компенсация облагается индивидуальным подоходным налогом.
Также правительство приняло комплекс мер по снижению инфляции, который презентовал министр национальной экономики РК Алибек Куантыров.
Данные меры предусматривают сдерживание роста цен, а также системные меры, направленные на поддержание темпов инфляции в утвержденном целевом коридоре, — сказал министр нацэкономики.
Но на деле эти меры не доказали свою эффективность. По данным Бюро национальной статистики, в Казахстане годовая инфляция в июле 2022 года составила 15%. Анализ отдельно по социально значимому продовольствию показал, что рост цен составил 18,7%. А если рассматривать сахар, то здесь увеличение к концу июля превысило 89%.
О том, во сколько казахстанцам обходится поход в продуктовый магазин и как на самом деле растут ценники, читайте в материале журналиста Liter.kz.
Отметим лишь, что за полгода цены на социально значимые продукты подскочили не на шутку. И уложиться в 20 563 тенге, что выделяются государством на продуктовую корзину, можно, но закупленного еле хватит на неделю.
При этом, как сообщали в Первом кредитном бюро, с 16 по 23 августа в стране замедлился рост цен на социально значимые продуктовые товары. Но рано радоваться: на общую динамику повлияло сезонное снижение цен на овощи – картофель, лук, капусту и морковь.
Не стоит забывать, что рост цен на сахар уже стоил кресла в правительстве министру торговли Бахыту Султанову и привел к разработке отдельной программы для развития отрасли производства сахара.
Что касается дефицита дизтоплива, то в правительстве назвали две основные причины – во-первых, существенный рост его потребления, в первую очередь транзитным иностранным транспортом. Вторая причина – переток дизтоплива за пределы Казахстана в соседние страны из-за существенной разницы в цене.
Кроме того, выявлены системные упущения и недостатки в выработке, маркетинге и логистике со стороны компаний “КазМунайГаз”, Petrosun, а также нефтеперерабатывающих заводов.
Поэтому правительством принят ряд мер:
увеличен объем производства ДТ до 5,2 млн тонн в этом году, что на 340 тысяч тонн больше, чем в 2021 году; увеличены объемы отгрузки ДТ с нефтеперерабатывающих заводов; фондом “Самрук-Казына” и АО НК “КазМунайГаз” достигнута договоренность о поставках дополнительных объемов дизтоплива; запланировано расширение производственных мощностей Шымкентского НПЗ; с 2023 года планируется поэтапный переход на новую схему работы НПЗ, в рамках которой нефть на заводы будет поставляться непосредственно недропользователями либо путем прямого закупа НПЗ.Также в Минэнерго и крупных сетях АЗС открыты call-центры, куда казахстанцы могут сообщать о фактах необоснованного завышения цен и отказов в реализации ГСМ. В правительстве 31 августа пообещали, что в начале сентября ситуация с ГСМ нормализуется. На календаре пока только 2 сентября, так что нам остается еще немного подождать и уже потом делать выводы.
Подводя итоги, можно сказать, что поручения Касым-Жомарта Токаева, озвученные им в Послании после январских событий, лучше всего исполнялись в законодательной сфере. Внесены поправки в Конституцию, изменена структура Мажилиса и Сената, обновлены полномочия главы государства. Но что касается, скажем так, практической части – ситуация уже не такая радужная.
Мало сдвинулась с мертвой точки криминализация домашнего насилия, а ведь последствия этого мы можем наблюдать каждый день в новостях. Женщины и дети постоянно страдают от произвола домашних тиранов, но чаще всего дело ограничивается защитным предписанием и профилактическими беседами. У пострадавших от домашнего насилия нет даже возможности угрожать штрафом – в 2020 году их исключили из Кодекса об административных правонарушениях. Канат Мусин, который был в тот момент министром юстиции, мотивировал это решение тем, что штрафы лягут тяжким бременем на семейный бюджет. В противовес такому мнению адвокат Джохар Утебеков утверждал, что штрафы, напротив, могли бы "остудить" правонарушителей. МВД обещает ужесточить наказание для агрессоров увеличив срок ареста, но пока что эти меры выглядят недостаточно строгими и эффективными.
Общественность не увидела до сих пор черновой вариант законопроекта о СМИ – а ведь времени до его представления в Парламент осталось совсем немного. Напомним, Алихан Смаилов поручил представить законопроект до конца 2022 года. Учитывая, что уже сентябрь, возникает вопрос, успеют ли подготовить законопроект и каким будет его качество.
И, наконец, самые наболевшие для населения проблемы – рост цен и дефицит топлива, который также влияет в целом на ценообразование в стране. Правительство регулярно принимает пакеты документов и выступает с заверениями о контроле ситуации, но простой поход в продуктовый магазин покажет, что цены и не думают снижаться. Что касается дефицита топлива, то правительство заверило казахстанцев, что ситуация стабилизируется в начале сентября. Здесь нужно подождать несколько дней и потом сделать выводы: удалось ли хотя бы начать стабилизацию дефицита ГСМ.