Казахстан не научился использовать интеллект как главный ресурс развития - политолог
Амребаев Айдар, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения Комитета Науки МОН РК, высказался о значении науки в развитии Казахстана, передает Liter.kz.
"Страх мотивирует человека… Заставляет осваивать неведомое. Решиться на поступки. Так возникло знание как основание и суть человека, как смосознающего существа. Появился смысл его существования.
Мы говорим о новом государстве. Как возможно государство? По традиции… Традиции осознания и культуры мышления. Когда-то, давным давно, в Древней Греции появились люди осмыслившие то, что мы ныне понимаем под государством и обществом. Тогда впервые Платон организовал Школу для обучения политических деятелей. Он назвал ее Академией. В честь героя Академа (или Экадем, Гекадем: др.-греч. Ἀκάδημος, Ἑκάδημος), который указал братьям Кастору и Полидевку место, где была укрыта их сестра Елена, похищенная Тесеем. По замыслу Платона его школа получила свое название не только в связи с местом где проводились занятия, но и потому, что учениками его - академиками, стали люди ищущие высокий, настоящий смысл своего существования. Это было удивительное время, когда знание было привилегией посвященных в таинство истины… Собственно говоря, занятие наукой делало человека человеком! Академия стала символом институционализации разумности человека, его высоких духовных устремлений.
Ученых почитали и в казахской традиционной культуре, их труд уважали, к ним относились с особым трепетом, поскольку это были люди «с открытыми глазами». В казахской традиционной культуре таких людей называли «көзі ашық, кеменгер, білгір адам». К мнению таких людей прибегали правители при принятии важных для общества решений. В народе сформировалась знаменитая максима: «білекті бірді білімді мыңды жығады» (физически сильный победит одного, а знающий одержит победу над тысячей). Ученые были не только носителями новых знаний и навыков, но и образцом достойного поведения и чести, составляя элиту общества («зиялы қауым»).
Период колонизации, особенно в советское время, создал превращенное представление о науке и ученых, как второстепенной, вторичной, «непролетарской сферы» человеческой деятельности, а потому и финансируемой по остаточному принципу. Особенно это практиковалось в отношении фундаментальной науки.
Однако даже в западной традиции долгое время превалировало утилитарное соображение о том, что «отвлеченные науки» есть праздное дело и удел людей «неприспособленных к жизни». В этой связи хотел бы привести малоизвестный факт о том, что Исаак Ньютон долгое время не мог опубликовать свою знаменитую книгу «Математические принципы натурфилософии», которая фактически перевернула сознание и направило развитие современной цивилизации, по очень тривиальной причине, что у Королевского Общества знания (прообраз Британской Академии Наук) попросту кончились деньги в связи с тем, что они были истрачены на более прагматичные цели, - издание книги по истории рыб, которая, как сказали бы сейчас, имела «большое народнохозяйственное значение». Кстати говоря, интересен и факт того, что друг и будущий меценат Ньютона, Галей тогда тоже, как некогда на заре независимости и наши ученые Академии Наук, некоторое время «получал зарплату этой бесполезной книгой по истории рыб»…
Обращаясь к истории, хотелось бы вспомнить о том, что Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе ( англ. Royal Society of London for Improving Natural Knowledge) или Королевское общество (Royal Society) — одно из старейших научных сообществ в мире было инициировано в 1660 году в Англии. Оно было создано в ответ на выход Британии на мировую арену в качестве империи с новыми экономическими, политическими и культурными амбициями. Это сродни новому рождению государства. Потребность в знании родила успех Великобритании как государства. Англия создала уникальный прецедент научно-экспериментального знания. Интересно, что девизом Королевского общества стало «Nullius in verba» (перевод с латинского языка — «Ничего со слов»), что означает, что доказательством должны служить эксперименты, расчёты, но никак не слова авторитетов. Это выражение было избрано в знак того, что оно будет полагаться только на научные свидетельства, в отличие от средневековой схоластической философии, для которой непререкаемыми авторитетами были отцы церкви и древнегреческая философия.
Особенностью британской системы человеческого развития является развитие интеллекта нации! Это безусловный приоритет государства и главная статья расходов страны. Именно этим обеспечивается успех Великобритании и других передовых государств мира, а не остаточным принципом финансирования ученых как в слаборазвитых странах мира, являющихся потребителями техники, технологий, наук и образования, сформировавшихся и производимых в развитых странах. Показательна статистика расходов на науку в десятке самых динамично развивающихся стран мира:
- США: $511,1 млрд
По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) США занимают 11-е место – 2,74%.
По величине затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя США занимают 2-е место - $359,9 тыс.
Численность исследователей там (в эквиваленте полной занятости) составляет 1 млн 380 тыс. человек. В США наибольшее число Нобелевских лауреатов.
- Китай: $451,2 млрд
По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Китай занимает 15-е место – 2,12%.
По величине затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя Китай занимает 8-е место - $266,6 тыс.
Численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) составляет 1 млн 692,2 тыс. человек.
- Япония: $168,6 млрд
Численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) - 665,6 тыс. человек.
Япония — одна из стран-лидеров мировой научной мысли. Страна имеет стабильно высокие позиции в самых разнообразных областях, среди которых высокие технологии и автомобилестроение, энергосбережение и робототехника, медицина и исследования космоса.
- Германия: $118,5 млрд
Основные организации в сфере научных исследований — Немецкое исследовательское сообщество, Общество им. Макса Планка (21 институт), Общество им. Фраунгофера (19 институтов и филиалов) и др. — получают финансовые средства и из федеральных, и из земельных источников.
Однако основной финансовый источник для научных исследований в Германии, как и в других западноевропейских странах, — частный бизнес.
- Республика Корея: $79,4 млрд
По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Республика Корея занимает 2-е место - 4,24%.
В электронике флагманом корейской экономики служит Samsung, ставшая глобальным IT-лидером.
Все это только часть корейских достижений, еще есть пятый в мире автопроизводитель Hyundai-Kia, второй в мире по выручке сталелитейный гигант POSCO, огромный бизнес LG, простирающийся от химии до телекома, мощное производство вооружений и военной техники.
- Франция: $62,2 млрд
- Индия: $50,1 млрд
На сегодняшний день Индия занимает лидирующие позиции в развитии атомной энергетики, оборонных разработок, ядерной программы страны.
Существует центр развития передовых вычислений. В Индии 504 вуза, 185 из них осуществляют подготовку инженеров по техническим дисциплинам.
- Великобритания: $47,2 млрд
Наука Великобритании в XIX веке считалась ведущей в мире. В XX веке уступила первенство науке США в значимости.Однако здесь по-прежнему ведется множество важнейших исследований. Больше всего внимания в Великобритании традиционно уделяют естественным и техническим наукам. Больше 70 британских ученых удостоены нобелевских премий. В Великобритании было сделано множество важных изобретений и открытий: паровоз, современный велосипед, гребной винт, многоступенчатая реактивная паровая турбина, электромагнит, стереозвук, двигатель внутреннего сгорания, фотография, антибиотики, экстракорпоральное оплодотворение, HTML, HTTP и многие другие.
- Бразилия: $41,1 млрд
Наука в Бразилии достигла значительных успехов на международной арене за последние десятилетия.
- Россия: $39,9 млрд
По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Россия с показателем 1,1% отстает от ведущих стран мира и находится на 34-м месте.
По величине затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя Россия занимает 47-е место - $93 тыс. в год.
Россия в то же время, как отмечают исследователи, остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке. Численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) составила 428,9 тыс. человек.
Казахстан к сожалению все еще не научился использовать интеллект как главный ресурс развития страны. Мы сегодня отмечаем своеобразный юбилей, посвященный институциональной науке. 75 лет назад вышло Постановление СНК СССР «Об организации Академии наук Каз ССР». А до этого 8 марта 1932 года Президиумом Академии наук СССР по ходатайству правительства Казахской АССР было принято решение об организации Казахстанской научной базы в г.Алма-Ате. В то время приоритетными сферами научных исследований были зоологический и ботанический секторы. Это было обусловлено тем, что республика представляла собой аграрно-сырьевой придаток союзного государства. Впоследствии казахская база в 1938 году была преобразована в Казахский филиал Академии наук СССР (КазФАН СССР). Здесь стали развиваться стратегические для СССР отрасли добывающей промышленности, что стимулировало развитие таких областей знания, как горнорудное дело и нефтехимическая наука.
А 26 октября 1945 года официально была создана Академия наук Казахской ССР на базе филиала Академии наук СССР. В дальнейшем, по модели союзной Академии получили развитие и другие сектора, связанные с точными естественными и гуманитарными науками. Особо хотелось бы отметить, что развитие науки в Казахстане было связано с большой группой ученых, которые были вынуждены мигрировать в республику во время Второй Мировой Войны, а также самоотверженной работой первого, по-истине, звездного, состава выдающихся ученых Академии, среди которых 14 академиков и 16 членов-корреспондентов, включая таких видных деятелей науки, техники и культуры Казахстана, как академики М.О.Ауэзов, А.Б.Бектуров, И.Г.Галузо, М.И.Горяев, А.К.Жубанов, Н.Г.Кассин, С.К.Кенесбаев, Н.В.Павлов, М.П.Русаков, Н.Т.Сауранбаев, Г.А.Тихов, В.Г.Фесенков, С.В.Юшков.
Первым президентом Академии наук Казахстана был Каныш Имантаевич Сатпаев, который проявил себя замечательным организатором науки, помимо глубоких исследований в области геологической науки. Начали развиваться как сами отрасли научного знания, так и научные школы и традиции. Становилась национальная культура уважения знания в институциональной, профессиональной форме.
Настоящей «визитной карточкой» Советского Казахстана были фундаментальные и прикладные научные разработки гуманитариев Мухтара Ауэзова и Алькея Маргулана, математиков Орымбека Жаутыкова и Умирбека Жолдасбекова, биолога Мурата Айхожина, химика Абикена Бектурова, астронома Василия Фесенкова и многих других. Академическая наука заняла достойное место в культурной жизни республики и даже в отдельные периоды нашей национальной истории становилась драйвером общественной жизни. Выдающиеся личности ученых даже в условиях советского авторитаризма являлись образцом чести, достоинства, гражданского мужества и патриотизма.
Новый этап в развитии научного академического знания связан с обретением Казахстаном национальной независимости. Однако целый ряд кризисных явлений в постсоветской истории негативно сказались на состоянии науки и отношения общества к ученым и научным разработкам. Превратно понятая абсолютная ценность «золотого тельца» любой ценой сформировала «базарную культуру» безудержного потребления без труда. Отток людей из науки и низкая популярность знаний и труда у молодежи привели к снижению качества человеческого капитала и, как следствие, к деградации образования, сужению интеллектуального слоя нации, формированию мещанского мышления и падения нравов общества. В этих условиях чрезвычайно актуализируется вопрос о необходимости вернуть академической науке высокий общественный статус соразмерный с главным международным трендом опоры на фундаментальные знания как качественной основы и двигателя общественного прогресса.
В 2003 году в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан Н.А.Назарбаева Академии наук придан статус Республиканского общественного объединения «Национальная академия наук Республики Казахстан». Академия принимает участие в определении приоритетных направлений развития науки республики, готовит для представления Главе Государства ежегодный Национальный доклад по науке, пропагандирует достижения науки путем выпуска академических научных журналов и других изданий, участвует в проведении симпозиумов, выставок и конкурсов на государственные премии в области науки и техники, оказывает содействие в развитии международного научного сотрудничества и инновационной деятельности, участвует в проведении научной экспертизы по фундаментальным и прикладным исследованиям. Стали доброй традицией обращения Лидера Нации и Главы государства по актуальным вопросам общественного развития с напутствиями и научными публикациями, мобилизующими общество на созидательный труд, стремление к знаниям, нравственное поведение, гражданский патриотизм. Думается, в этом плане большую роль играет Академическая наука, концентрирующая в своих рядах духовную элиту страны, не смотря на сложные условия современного развития, привлекая все новых и новых энтузиастов научного знания.
Сложность ситуации в науке имеет две обоюдоострые грани. С одной стороны, это катастрофическое недофинансирование научно-исследовательских и конструкторских разработок (НИОК), а с другой стороны, слабая отдача от научных исследований. В частности, Глава государства отметил, что финансирование в науку в Казахстане составляет 0,13% от ВВП, в то время как в развитых странах – 2,5%.
«У нас очень мало выделяется средств. Но эффективность использования средств на науку довольно низкая. По мнению экспертов, расходы на науку ниже 1,5% от ВВП не приведут к полноценной отдаче затрат. Правительство должно иметь в виду. Сейчас без науки, как говорится, никуда. Нужно совершенствовать различные механизмы привлечения частного сектора в науку по опыту стран ОЭСР. В современном мире без науки и шагу не ступить. Но следует добавить – без качественной и прогрессивной науки. Престиж науки еще предстоит повышать, в том числе системными оргмерами», – считает Касым-Жомарт Токаев.
Отрадно отметить, что у государства, не смотря на текущий экономический кризис предусматриваются средства для увеличения ассигнований на научные фундаментальные и прикладные исследования. В государственной программе развития образования и науки предусматривается, в частности, доведение общих расходов на эти сферы до 5% от ВВП"