“Казахстан стал узнаваемым и признанным в мире” – российский политолог Марина Лапенко
Эксперт анализирует 34 года суверенного развития Казахстана.
Казахстанцы отмечают День Независимости. В своем поздравительном обращении президент Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что независимость превыше всего, и твердо следовать этому принципу — наша историческая ответственность перед прошлыми и будущими поколениями.
День Независимости — повод взглянуть на путь страны не только изнутри, но и со стороны ближайших партнеров и союзников. В интервью российский политолог, доцент кафедры сравнительной политологии Российского университета дружбы народов имени Патриса Лумумбы (РУДН) Марина Лапенко анализирует 34 года суверенного развития Казахстана: значение Конституционного закона 1991 года, достижения страны в экономике и дипломатии, политические преобразования последних лет, роль Астаны как регионального лидера и евразийского актора, а также курс президента Касым-Жомарта Токаева на укрепление суверенитета и институциональной устойчивости государства.
– 16 декабря 1991 года был принят Конституционный закон “О государственной независимости Республики Казахстан”. Марина Владимировна, как Вы оцениваете значение этого закона для Казахстана?
– Принятие Конституционного закона от 16 декабря 1991 года было историческим, судьбоносным актом, завершившим правовое оформление казахстанской государственности в новой реальности после распада СССР. Он закрепил Казахстан как суверенный субъект международного права, положил начало новому этапу суверенного развития, стал отправной точкой для выстраивания новых, равноправных отношений между Казахстаном и остальным миром, двусторонних отношений между Казахстаном и Россией, которые эволюционировали от этапа делимитации границ и “цивилизованного развода” к стратегическому партнерству и союзу в рамках ЕАЭС, ОДКБ и СНГ.
– Что бы Вы назвали важными достижениями Казахстана за 34 года независимости?
– Государственное строительство: сохранение территориальной целостности и внутренней стабильности в сложном полиэтническом обществе. Строительство национального государства с приоритетом развития казахстанской идентичности.
Экономика и статус: формирование современной рыночной экономики, интеграция в мировые цепочки. Приобретение статуса регионального экономического лидера в Центральной Азии и важного игрока на рынках энергоресурсов. Привлечение иностранных инвестиций и повышение узнаваемости в системе международных отношений.
Международное признание: проведение многовекторной, сбалансированной внешней политики. Казахстан стал авторитетным медиатором (Астанинский процесс по Сирии), председателем в ОБСЕ, СВМДА, ОИС.
Евразийская интеграция: активная и конструктивная роль в создании и развитии Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Казахстан является одним из столпов этой интеграционной структуры, что приносит ощутимые экономические выгоды и укрепляет его суверенную позицию.
– Последние шесть лет Казахстаном руководит президент Касым-Жомарт Токаев. Как Вы считаете, какие важные преобразования он провел в стране для укрепления государственности и суверенитета?
– Президент Токаев, будучи опытным дипломатом, проводит политику “эволюционной модернизации”. Его ключевые шаги для укрепления государственности: курс на “слышащее государство”, институционализация диалога с обществом через создание Национального совета общественного доверия и другие площадки. Укрепление легитимности власти.
Политические реформы Токаева включают либерализацию, снижение порога регистрации для партий и переход от суперпрезидентской к президентско-парламентской республике, расширение полномочий парламента и введение выборности акимов районов и городов. Все эти шаги способствуют развитию институтов государственной власти, повышению подотчётности и укреплению социально-политической стабильности, а также консолидации общества.
Внешнеполитическая деятельность президента отличается преемственностью и гибкостью. Касым-Жомарт Токаев укрепил многовекторность, сделав особый акцент на защите суверенитета и национальных интересов в сложной геополитической обстановке. Он сохраняет стратегическое партнерство с Россией, но более четко артикулирует позицию Астаны по вопросам, касающимся ее суверенитета и территориальной целостности.
– Какую роль сегодня играет Казахстан как независимый актор в Центральной Азии и на евразийском пространстве?
– Сегодня Казахстан — это лидер, ведущий субъект центральноазиатской политики и ключевой актор на евразийском пространстве.
В Центральной Азии: экономический локомотив, медиатор в урегулировании пограничных конфликтов (например, Кыргызстан-Таджикистан), центр притяжения для трудовых мигрантов. Астана продвигает модель региональной консультативной интеграции (Саммиты глав ЦА).
На евразийском пространстве: Казахстан — это критически важное “звено” между Россией, Китаем, Европой и исламским миром. Он успешно балансирует, извлекая выгоды из членства в ЕАЭС (общий рынок с Россией) и сотрудничества с Китаем в рамках “Пояса и пути”.
– Можно ли говорить о росте геополитического влияния Казахстана за годы независимости? И, каков, на Ваш взгляд, вклад президента Токаева?
– Безусловно, геополитический вес Казахстана значительно вырос. От статуса “младшего партнера” в 1990-х он перешел к статусу незаменимого и предсказуемого переговорщика, чье мнение стало учитываться всеми крупными игроками. Казахстан стал узнаваем и признаваем в системе международных отношений, особенно после статуса непостоянного члена Совета Безопасности ООН.
Вклад президента Касым-ЖомартаТокаева в этот процесс особенно ярко проявился в условиях кризиса и нарастающей геополитической поляризации в 2022–2024 годах. Он последовательно отстаивает принцип многовекторности, четко обозначив “красные линии” — прежде всего вопросы суверенитета и территориальной целостности, — сохранив при этом все ключевые форматы взаимодействия с Россией и экономические связи.
Параллельно Токаев укрепил роль Казахстана как регионального лидера, активно развивая самостоятельные отношения с Китаем, странами Ближнего Востока и Европой и позиционируя страну как стабильного и ответственного поставщика энергоресурсов, а также важный транзитный хаб.
Существенно усилилась и “мягкая сила” Казахстана: был продолжен курс на продвижение мирных инициатив, выдвижение новых дипломатических предложений в условиях высокой международной напряженности.
Токаев умело конвертировал вызовы в возможности для укрепления международного авторитета и суверенитета страны. Его вклад – в придании казахстанской внешней политике большей гибкости, прагматизма и формировании стратегических коммуникаций в рамках системы международных отношений, характеризующейся неопределенностью и хаотизацией.
Дуальность современного мира усиливается. Есть место и свету, и тьме, и Токаев как президент и дипломат профессионально видит и “светлые” стороны, но и “тень” сложностей и вызовов на международной арене, и своей деятельностью способствует развитию современного Казахстана в таких сложных геополитических условиях.
