Казахстанскому футболу нужны не “трансформаторы”, а реформатор – интервью
Смогут ли ФК Казахстана функционировать в форме Некоммерческого акционерного общества?
В нашем футбольном сообществе активно будируется вопрос о создании футбольного клуба в организационно-правовой форме “Некоммерческое акционерное общество” (далее НАО).
Есть ли будущее у предлагаемой практики? С таким вопросом мы обратились к Тлекбеку Акпаеву. Первый вице-президент Футбольного союза РК (1999–2005 гг.), инициатор и организатор перехода ФСК из Азиатской футбольной конфедерации в Союз европейских футбольных ассоциаций, доктор педагогических наук, как никто другой имеет моральное право на представление своего видения.

Фото: Никита Басов
“Изучив действующее право касательно вопроса, обратившись к мнениям ученых, исследовавших правовое регулирование и условия допустимости применения организационно-правовой формы юрлица как НАО для создания и функционирования профессиональных ФК в Казахстане, подчеркну, что правовая конструкция НАО в РК строго регламентирована. Согласно пункту 5 статьи 85 Гражданского кодекса РК, АО – это форма юридического лица, деятельность которого регулируется специальным законодательством. Пункт 3 статьи 3 Закона “Об акционерных обществах” уточняет: НАО могут создаваться лишь в случаях, предусмотренных законом.
Развитие темы получаем в статье 16 Закона РК “О некоммерческих организациях” от 16 января 2001 года № 142-II. В ней НАО определяется как организация, не преследующая извлечение прибыли, не распределяющая доходы между акционерами, но допускающая предпринимательскую деятельность в рамках уставных целей.
Профессор С.И. Климкин в статье “Особенности правового положения некоммерческих акционерных обществ” подчеркивает: “Создание НАО возможно только при наличии прямого указания в специальном законе” (НАО “Правительство для граждан” (ст. 11-1 Закона “О государственных услугах”); НАО “Фонд социального медицинского страхования” (ст. 18 Закона “Об обязательном социальном медицинском страховании”); НАО “ЕНПФ” (ст. 34 Закона “О пенсионном обеспечении”).
Единственный учредитель – правительство РК, правовая основа – статья специального закона.
Позицию Климкина поддерживает и доктор юридических наук Ю. Г. Басин, отмечавший: допустимость создания НАО требует четкого закрепления в законодательстве. Профессор Ф.С. Карагусов, в свою очередь, предлагал отказаться от такой формы вовсе, считая ее несвойственной традициям романо-германской правовой системы.
Вывод: создание ФК в форме НАО без закона, разрешающего такую конструкцию именно для спортивной деятельности, недопустимо.
Для легитимного НАО необходимо прямое указание в Законе «О физической культуре и спорте», принятие правового акта, допускающего создание НАО в этой сфере.
То есть нам не стоит слепо копировать, отрываясь от казахстанского права, а следует внимательно анализировать национальное законодательство, выбирая подход, отличающий правовое реформирование.
Понимаю тех, кто, оказавшись на стадионе “Camp Nou” в Барселоне среди полных трибун, слыша рев болельщиков, ощущая вибрации футбольной культуры – вдохновляется масштабом, организацией, уважением к болельщику, доведенным до предела чувством сопричастности.
Это зрелище проникает под кожу, внушает мечту: “А что, если бы так было у нас?”
Но именно в такие моменты важно не утонуть в эмоциях, а вовремя вынырнуть.
Вернуться в реальность и оказаться на стадионе родного города, где трибуны полупусты, бюджет ФК – “тайна за семью печатями”, а болельщик – статист. Увидеть юридические реалии, в которых невозможно создать НАО без специальной нормы закона, понять, что футбол у нас существует не как бизнес, не как культура, не как сообщество, а как строка государственного финансирования, временами удобная, иногда проблемная.
И понять главное: вдохновение из Европы прекрасно. Но внедрение в Казахстане требует не имитации, а требований законодательства. Не копирования, а пробуждения через право и национальные особенности.
Сравнивая Казахстан и Испанию, видим такую картину.
У нас болельщики – это граждане, преимущественно с доходом ниже среднего, особенно в регионах, где ФК зависим от госфинансирования (клубы – источник локальной гордости, но не рыночный продукт), заметна слабая культура покупки абонементов и атрибутики.
Средняя заработная плата по стране по данным Бюро нац. статистики на 2024 г.: 365 000 тенге (780 USD). Прожиточный минимум: 60 000 тенге (в городах выше). Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума: 6%. Доступ к платному футболу (трансляции, стадион) ограничен финансово. Стоимость билета на матч КПЛ: от 1 000 до 3 000 тенге (2–6 USD). Стоимость футболки клуба: от 15 000 тенге.
В Испании же болельщик – активный участник экономики. Часто он является членом клуба со средним или выше среднего уровнем дохода, а футбол для него – часть культурной идентичности и досуга.
Средняя зарплата по Испании: 2 100 EUR в месяц (чистыми 1 700–1 800 EUR). Прожиточный минимум: 700–900 EUR. Доля населения с доходами ниже минимума: около 13–14%, но поддерживается системой пособий. Стоимость билета на матч от 25 до 100 EUR. Абонемент на сезон в среднем клубе 200–500 EUR, в Барселоне или Реале – до 1 000 EUR. Покупка атрибутики – часть привычного поведения (футболки 60–120 EUR).
Можно утверждать, что показатели доступности футбола в Казахстане ограниченно-дотационные против испанских рыночно-конкурентных.
Болельщик у нас наблюдатель, в Испании – активный участник, где футбол – стиль жизни, а мерчандайзинг является стабильным источником дохода.
Наш же уровень болельщиков не позволяет массово потреблять футбол в виде платного продукта. В Испании это не просто досуг, а элемент социального статуса, культуры и экономики.
Таким образом, любая реформа футбола, ориентированная на европейскую модель, требует социальной адаптации, правового основания и реалистичной экономической платформы.
Авторам идеи “ФК в форме НАО” следовало бы подумать о подготовке концепции законодательной инициативы, возможности использования формы НАО путем выработки предложений о внесении поправок в Закон РК “О физической культуре и спорте”, в формулировке “В целях развития профессионального спорта допускается создание некоммерческих организаций в форме АО, деятельность которых осуществляется в соответствии с уставом, типовым положением и иными нормативными правовыми актами”. Обосновать инициативу следует посредством обращений в профильное Министерство туризма и спорта и в Парламент РК.
Таким образом, на вопрос о том, может ли ФК быть НАО в настоящее время, скажу, что на протяжении 34 лет Независимости футбол существовал в формате социального проекта, финансируемого преимущественно из госбюджета. Это модель патерналистской поддержки – с добрыми намерениями, но без экономического основания и правового рычага эффективности.
На IV Национальном курултае в Боровом президент Касым-Жомарт Токаев ясно обозначил вектор развития ФК, подразумевая отход от дотационной модели в сторону приватизации, движения к рыночным механизмам.
Подразумевается переход ФК от дотации к модели рыночного функционирования, когда клубы управляются как самостоятельные корпоративные организации, привлекают внебюджетные средства и действуют по принципам финансовой устойчивости и прозрачности.
Основной смысл: переход с иждивения на самостоятельность субъектов, зарабатывающих и привлекающих инвесторов, работающих по бизнес-плану, а не по бюджетной смете.
Футбол – это бизнес, а не статья расходов. Это устойчивая, конкурентная экосистема, где ФК живут по рыночным законам, бюджетные средства идут на инфраструктуру и в массовый футбол.
Именно в этой логике считаю оправданным и необходимым предложить форму АО как институциональную основу для новой волны футбольной реформы.
Акционерное общество является правовым механизмом ответственности, корпоративной прозрачности, возможности частных инвестиций, соответствия нормам финансового регулирования, соответствие требованиям UEFA по лицензированию футбольных клубов.
Подготовил Ким РАЛИН
