Казахстанцы судятся из-за плохих дорог, ставших причиной ДТП.
Некачественная дорога на Кульджинском тракте в Алматы стала причиной аварии, в которой пострадал местный мотоциклист. Мужчина сломал четыре пальца и получил травму позвоночника. Теперь он намерен судиться с ответственными за плохую дорогу лицами, передает Liter.kz.
Александр Лопатин – опытный мотоциклист с большим стажем. Он прекрасно знал дороги Алматы и мастерски управлял мотоциклом. Однако, несмотря на все его навыки и знания, он попал в аварию. По его словам, это случилось из-за некачественной дороги на Кульджинском тракте.
“А вот и собственно виновник падения (в видеоролике показана разбитая дорога – прим. ред.). Это большая кочка на мосту по Кульджинке, где ТРЦ “Апорт”. Спасибо нашему правительству за самые лучшие дороги. Четыре сломанных пальца. Два сломанных позвонка. Хочу подать в суд на тех, кто отвечает за такие дороги”, – рассказал мужчина.
Сейчас он находится дома, где пытается восстановиться. Пока мужчина находится в лежачем состоянии, не ходит. На восстановление уйдет около двух месяцев. После этого Александр намерен добиваться справедливости и возместить ущерб.
В беседе с корреспондентом Liter.kz Лопатин рассказал, что ехал с БАКАДа по Кульджинскому тракту домой.
“Было около 19:00, уже темновато. Ехал, не нарушая скорости, и увидел, что машины стояли на “аварийках” с пробитыми колесами и махали мне, предупреждая. Я сначала не сразу понял, а когда увидел большие ямы в асфальте, сбавил скорость. Объезжая эти ямы, чтобы не убить дорогую ходовую часть мотоцикла, я взял в самый левый ряд, при этом оказавшись передним колесом перед большой “шишкой”, собранной из асфальта. Мой мотоцикл подпрыгнул сильно вместе со мной и, не удержавшись, мы полетели кубарем”, – рассказал он.
Помимо возмещения ущерба за причиненный вред здоровью, Александр намерен взыскать деньги за дорогой новый мотоцикл, стоимость которого достигает 11 миллионов тенге.
“В суд буду подавать обязательно. Все доказательства и свидетели есть. Мне очень повезло. Нерв не задет костью. Сказали, если буду вставать, задену нерв и стану инвалидом. Теперь лежу и не шевелюсь. После моего ДТП мне многие писали, что просто разбивали ходовки на джипах и пробивали колеса. Что уже говорить о мотоцикле на двух колесах, если автомобили на четырех колесах не выдерживают. Как-то обидно не только за себя, а за всех алматинцев. Мы платим бешеные налоги и ездим по таким ужасным дорогам. Это просто уже никуда не годится”, – отметил Александр Лопатин.
В департаменте полиции Алматы заявили, что зафиксировали случай, однако отметили, что произошедшее не является дорожно-транспортным происшествием, так как не произошло касания двух и более транспортных средств.
“Квалификацию дадут позже. Поэтому это даже не несчастный случай, а как происшествие зафиксировано. По данному факту отделом полиции при управлении полиции Медеуского района проводится расследование. Обстоятельства устанавливаются”, – отметили в полиции, заявив, что иные сведения не подлежат разглашению.
Это не единственный пострадавший в ДТП из-за плохих дорог или некачественного их обслуживания. Корреспондент Liter.kz связался с жителем Западно-Казахстанской области Манарбеком Казыбекулы, который 7 февраля 2023 года из-за гололеда попал в ДТП на дороге Бурлин — Аксай — Жымпиты.
Его автомобиль занесло на обледенелой трассе и выбросило в кювет. Машина перевернулась три раза и до сих пор находится в аварийном состоянии. При этом, как утверждал сам Манарбек, он соблюдал скоростной режим и виноваты в ДТП подрядчики, которые не обслуживали дорогу: не посыпали песчано-гравийной смесью, не чистили ее, были огромные обледеневшие колеи и кочки.
Полиция в связке с подрядчиками дорог?
После аварии мужчина и его пассажиры вызвали полицию и скорую помощь. Первый приехавший инспектор составил схему ДТП, где указал, что трасса была обледеневшая. Спустя несколько дней Казыбекулы решил обратиться с досудебной претензией, к которой приложил схему ДТП и протокол, составленный инспектором в управление дорог, чтобы возместить полагаемый ему ущерб. Однако выяснилось, что схема ДТП была переделана начальником Сырымского отдела административной полиции майором Бакытжаном Казахстановым вместе с представителями подрядчика.
“С первого протокола, где стоит моя подпись, была снята копия и сделана новая схема. То есть налицо фальсификация документа”, – заявил Казыбекулы.
Мужчина рассказал Liter.kz, что его пытались выставить виновным в аварии, перерисовав тем самым схему.
Тогда Манарбек Казыбекулы стал обращаться во все государственные органы: в Генпрокуратуру РК, в МВД РК, в Комитет автомобильных дорог. Он также попал на личные приемы к замминистру МВД Игорю Лепехе и депутатам Мажилиса.
После резонанса, как рассказал житель ЗКО, на майора Казахстанова возбудили уголовное дело по статье 416 УК РК “Фальсификация доказательств и оперативно-розыскных, контрразведывательных материалов”, после его прекратили и совсем недавно снова возбудили. Процесс по сей день идет.
Сам пострадавший Казыбекулы намерен добиться справедливости и получить возмещение ущерба, которое, к слову, из-за бездействия ответственных государственных органов, волокиты дела, выросло в три раза. Если раньше с учетом автомобиля, который до сих пор находится в аварийном состоянии, судебных издержек и прочих расходов ущерб составлял около пяти миллионов тенге, то теперь он достиг 15 миллионов тенге.
“На момент обращения первого, которое я писал, пять – шесть миллионов было, это год назад. А сейчас, столько экспертизы, столько проверок, столько моих обращений, вылетов, приемов в МВД, прокуратуре и так далее. Сейчас сумма достигла 15 миллионов тенге. Машина, как попала в аварию 7 февраля, в таком же состоянии, без каких-либо действий стоит. Я ее не трогал, я специально ее сохранил”, – рассказал Казыбекулы.
Мужчина намерен идти до конца. По его словам, если бы майор полиции не подделал схему, то руководитель ГУ и подрядчик в суде не апеллировали бы ею, а судья не вынесла бы незаконное решение, ему бы давно возместили ущерб.
“Безразличие прокуратуры вообще убивает. МВД, Саденов. Я с декабря пытаюсь попасть к нему на прием, но получаю отписки. Главное, они все знают, и прокуратура, и ДП, и признают, что схема подделанная. Дайте мне приговор. Я по приговору восстановлю данный административный протокол оглашения, подам иск и возмещу свой ущерб. Все, здесь проблемы нет. Но они не хотят наказывать майора Казахстанова по уголовной ответственности. Они просто выговор ему сделали. А вчера они вообще сказали: “Ну, давайте просто мы его уволим”. В смысле, уволим? Вот такие обстоятельства”, – рассказал Казыбекулы.
Незаконные схемы
Что самое интересное, случай Манарбека Казыбекулы вскрыл незаконные схемы по содержанию трассы Аксай – Жымпиты. Так, департамент внутреннего государственного аудита по ЗКО провел аудит и выявил, что на этой трассе государственные средства получают сразу два подрядчика, общая сумма ущерба составила 18 миллионов тенге. Их возвратили государству.
“Мы не согласились с результатами аудита. Буквально сегодня (на момент интервью 9 июля 2024 год – прим.ред.) мне пришло сообщение об аудите по содержанию дорог. 9 августа будут результаты. Но это только по содержанию. По реконструкции дорог сейчас комитет объявил конкурс на судебных экспертов по дорогам. В Казахстане нет таких людей. Они восемь раз разыгрывали, кто-то принял участие, сейчас ждем результат конкурса. Как определится специалист, мы уже начнем по реконструкции. Там уже возмещение – миллиард тенге государству. Там вот конкретная сумма. А здесь (по содержанию дорог – прим.ред.) миллионы. Сам договор 147 миллионов тенге. В том году вернули 18 миллионов тенге, а сейчас планируют порядка 50 миллионов возместить. Но, вообще, комитет ставит на полную сумму возврат, потому что там все “белыми нитками” шито. Представьте, сколько всего таких трасс по области или даже по Казахстану”, – задается вопросом Манарбек Казыбекулы.
Сам Манарбек Казыбекулы по профессии юрист, поэтому хорошо знает свои права и обязанности. Чего, к сожалению, не скажешь про большинство водителей Казахстана.
“Очень много водителей не понимают, не знают свои права и обязанности. А сотрудники полиции, которые приехали на место ДТП, они не объясняют, не вникают. У них есть статья 610 КоАП РК “Нарушение водителями транспортных средств правил дорожного движения” и все. Они не знают про 631-ую статью КоАП РК “Невыполнение требований по производству работ на дорогах, содержанию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений”. Они очень редко заполняют ее”, – заметил мужчина.
Он также рассказал, что полицейские не контролируют, сколько на дорогах установлено знаков. Это было выявлено аудитом.
“Так, в течение всего времени срока договора установлено более 500 дорожных знаков, согласно акту выполненных работ. Мы отправляем запрос департаменту полиции ЗКО, спрашивая, сколько знаков. Они говорят 23 знака мы только заказали. А это сумма свыше 35 миллионов тенге. Вот такие моменты есть”, – рассказал о нюансах дела юрист.
В Минтранспорта не признают статистику по ДТП из-за плохих дорог
Да, вы не ошиблись. На одной из встреч с журналистами министр транспорта Марат Карабаев заявил, что, согласно анализу дорожно-транспортных происшествий за 2021-2023 годы, из ста процентов 44% — это прямое столкновение; 25% — опрокидывание; 18% — наезд на пешехода; 10% — наезд на препятствие; 3% — наезд на животных.
“Где вы здесь дороги видите?” — резко высказался Марат Карабаев.
Продолжая зачитывать статистику, Карабаев отметил, что 38% случаев ДТП – это превышение скорости; 10% – выезд на встречную полосу, в котором, к слову, и пытались обвинить героя нашего материала Манарбека Казыбекулы.
“У нас проблема не в качестве дорог, а в состоянии. Основные видео, где казахстанцы, дальнобойщики снимают дороги — это участки дорог, где ремонтные работы проводились в 2003 году, либо в 2006 году. По технологии с 2003 года нужно как минимум провести три раза средний ремонт, один раз капитальный. Средний ремонт — это пять сантиметров верхнего слоя удаляем и кладем. Капитальный ремонт — 80 сантиметров верхнего слоя, полностью дорожное полотно удаляем. Этого не было сделано, потому что основные средства были направлены на реконструкцию либо ремонт наших магистральных, главных транзитных дорог”, — отметил он.
Резюмируя вышеизложенное, Карабаев отметил, что содержание дорог в нормативном состоянии — это выделение колоссальных денег.
Что говорят в МВД РК?
По данным Министерства внутренних дел Казахстана, с начала 2024 года в стране произошло более шести тысяч ДТП. Одной из основных причин аварий в полиции называют плохие дороги. Именно эту статистику, к слову, и отверг глава Минтранспорта Карабаев.
Тем не менее из-за скользкого покрытия в 2024 году произошло 503 ДТП, в котором пострадавшими признаны 831 человек. Так, на дорогах международного значения всего произошло 208 ДТП, в которых погибло 30 человек, ранено 178 человек. 58 ДТП из-за скользкого покрытия произошло на дорогах республиканского значения, в которых погиб один человек, 57 ранено. 74 случая ДТП зафиксировано на дорогах областного значения, где девять погибших. 14 ДТП на дорогах районного значения, в которых погибло два человека. 477 ДТП из-за скользкой дороги произошли в населенных пунктах, в которых погибло 20 человек, пострадало 457.
Из-за неровного покрытия, колейности и выбоин – то, что отрицает Карабаев, всего произошло 90 ДТП, в которых пострадали 143 человека. Здесь стоит отметить, что ни один из них не был в состоянии алкогольного опьянения. Так, на дорогах международного значения всего произошло 19 ДТП, в которых погибло три человека, ранено 16 человек. 23 ДТП из-за неровного покрытия, выбоин и колейности произошло на дорогах республиканского значения, в которых погибло пять человек, 18 ранено. 18 случаев ДТП зафиксировано на дорогах областного значения, где двое погибших. Четыре ДТП на дорогах районного значения, в которых погиб один человек. 79 ДТП из-за неровной дороги, выбоин и колейности произошли в населенных пунктах, в которых погибло семь человек, пострадали 72.
Ниже представлена часть этой же статистики, доказывающей, что все-таки плохая дорога в Казахстане – это не один фактор. Можно сколько угодно рассуждать о качестве дорожного покрытия, его состоянии, о том, почему на дорогах годами не воспроизводился средний ремонт, однако казахстанцам ясно одно – мы получаем ранения, а кто-то даже погибает из-за творящих беспредел подрядчиков и отсутствия контроля со стороны ответственных лиц за дорогами.
Недаром 9 июля 2024 года премьер-министр РК Олжас Бектенов раскритиковал Минтранспорта в лице министра Марата Карабаева за то, что асфальт буквально крошится в руках.
Бектенов потребовал от акиматов обеспечить более качественный контроль над строительством и ремонтами дорог, указал на многочисленные жалобы казахстанцев и призвал снизить коррупционные риски при их строительстве.
Корреспондент Liter.kz готовит запрос в Министерство транспорта РК.