Каждый производитель сигарет владеет вейп-дочкой – общественница о заговоре корпораций

Активистка рассказала, почему табачные компании заинтересованы в популяризации вейпов.

Маржан Бакиева

Правительство Казахстана приняло решение о полном запрете вейпов, а также жидкостей и ароматизаторов к ним. Скоро документ будет направлен на обсуждение депутатам Мажилиса Парламента РК. В разработке законопроекта приняла участие лидер национальной коалиции "За Казахстан, свободный от табачного дыма" Джамиля Садыкова. Однако за свои идеи казахстанскую общественницу часто обвиняют в лобби сигарет. Активистка рассказала Liter.kz, что стало причиной публичной травли.

О вреде сигарет знают даже дети. Но о последствиях употребления электронных систем потребления никотина (ЭСП), так называемых вейпов, до сих пор нет единого мнения. Сторонники ароматного пара считают вейпы менее вредными, так как они не выделяют опасный дым, а значит, употреблять их предпочтительнее, чем обычные сигареты.

Джамиля Садыкова. Фото из личного архива

Джамиля Садыкова с аргументами категорически не согласна. По ее данным, кроме “лошадиных” доз никотина в картриджах и образующемся аэрозоле выявлен целый спектр веществ: бензол, акролеин, летучие органические соединения, оксид пропилена, а также мелкодисперсные частицы РМ10 и РМ 2,5. С нагревательных элементов сюда добавляются еще и тяжелые металлы – марганец, цинк.

ЭСП/вейпы четвертого поколения позволяют генерировать аэрозоль высокой концентрации, которая способна вызвать повреждение эпителия дыхательных путей и гипоксию тканей. Также отмечено воздействие формальдегида, аналогичное действию сигаретного дыма. Пропиленгликоль хорошо известен по повышенному риску респираторных заболеваний среди работников театров, где его применяют для создания искусственного тумана. Соли никотина, используемые в ароматизированных жидкостях для электронных сигарет в виде капсул, проникают через клеточную мембрану и оказывают цитотоксическое действие на клетки эпителия, – говорит Джамиля Садыкова.

Впервые попытку запрета оборота вейпов в Казахстане предприняли два года назад. Но только в текущем году инициатива получила развитие. Однако Джамиля Садыкова постоянно получает в свой адрес обвинения в лобби производителей сигарет.

Ряд СМИ, блогеров и протабачных НПО твердят, что, запрещая вейпы, я лоббирую интересы табачных компаний. Это полный абсурд и манипуляция сознанием казахстанцев, потому что табачные компании и электронные сигареты – это одно и то же. Пришлось подать в суд. Компании, которые занимаются производством традиционных сигарет с табаком, выкупают компании, производящие вейпы. В этой сфере крутятся колоссальные деньги, и Казахстан желанный для них рынок. Так как по данным British American Tobacco (BАТ), наша страна является пятым рынком в мире по распространению вейпов среди населения. Как сообщает Министерство финансов РК, с начала пандемии коронавируса рынок вейпов вырос почти в 300 раз, – рассказывает антитабачница.

По словам активистки, табачная индуcтрия породила вейп-индустрию, они как две стороны монеты. Так, компания Altria Group, Inc., включая Philip Morris USA, вложилась в Juul Labs, которой принадлежит 70% рынка вейпов в США. Она же приобрела компанию по производству электронных сигарет Green Smoke Inc и с 2014 года выпускает собственные электронные сигареты марки Nu Mark.

Компания Japan Tobacco Inc. купила Logic Technology Development LLC (Logic), который является ведущим брендом электронных сигарет в США и с 2010 года продает полный ассортимент как многоразовых, так и одноразовых вейпов.

В 2011 году British American Tobacco основала BAT Research and Development и Nicoventures и потом дополнительно приобрела CN Creative с ее уже раскрученной электронной сигаретой Vype. Позже BAT сформировала “стратегическое партнерство” с Reynolds American Incorporated с целью коммерциализации электронных сигарет и продуктов для нагревания табака.

Reynolds American Inc купила вейп-компанию Lorillard за 27,4 миллиарда долларов, а та еще раньше приобрела британскую компанию Skycig.

Imperial Brands (ранее Imperial Tobacco) в 2012 году создала дочернюю компанию Fontem Ventures, через которую она с 2014 года разрабатывает и продает свои электронные сигареты.

Каждая компания по производству сигарет владеет “вейп-дочкой”. Потому что основные потребители вейпов – дети и молодежь. В свою очередь после электронной сигареты каждый курильщик рано или поздно перейдет на обычную сигарету. Исследования подтверждают эту мысль, – утверддает Джамиля Садыкова.

По ее словам, табачные компании обычно конкурируют друг с другом, но когда дело касается вейпов и прочих электронно-никотиновых девайсов, они абсолютно солидарны и выступают единым фронтом.

В будущем вейпер начнет потреблять и электронные, и обычные сигареты, а новое поколение никотинозависимых обеспечит табачникам приток денег и сверхприбыли за счет вейп-эпидемии. При стоимости два доллара за один вейп продают от шести до десяти долларов. Индустрия всегда остается в выигрыше, – считает общественница.

Борьба с табакокурением и употреблением электронных сигарет должна стать общенациональной задачей, считает Джамиля Садыкова. По данным исследования HBSC, проведенного в 2022 году в Казахстане, стало известно, что один-два дня и чаще употребляли электронные сигареты (вейпы) в течение жизни 9,8% детей (11,3% мальчиков и 8,2% девочек). И эта доля существенно увеличивается с возрастом, как среди мальчиков, так и среди девочек, почти в два раза с 13 лет к 15 годам. В целом 5,8% детей (6,7% мальчиков и 4,9% девочек) употребляли вейпы за последние 30 дней.

Колоссальную распространенность вейпов среди молодежи Джамиля Садыкова объясняет агрессивным маркетингом вейп-индустрии, ориентированным на детей и подростков.

В магазинах вейпы размещают на витринах на уровне глаз ребенка рядом со сладостями, и вейп-дистрибьюторы даже приплачивают продавцам за такую выкладку. Кажется, будто это безвредный продукт, раз он находится рядом с жвачками и леденцами на палочке. Вейп легко купить, он относительно недорог, есть факты, когда дети покупали один девайс вскладчину и курили по кругу. В отличие от сигарет, вейпы не дают резкого неприятного запаха табака. От ребенка может ощущаться запах апельсина или шоколада, что вряд ли наведет родителя на дурные мысли. Изобретательные школьники не заносят вейп домой в школьном рюкзаке, а оставляют в почтовом ящике подъезда, так как он похож на фломастер. Его никто не возьмет, – говорит Джамиля Садыкова.

Общественница утверждает, что, несмотря на решение ЕЭК и введение маркировки в октябре 2022 года, рынок вейпов по большей части остается нелегальным. Их ввозят под кодом для детских игрушек, содержащих низковольтные батарейки. Так, в прошлом году было импортировано 1 786 194 штук электронных сигарет на сумму 7 585 542 долларов США в обход акцизной политики для данного вида продукции.

К сожалению, в Казахстане пока нет данных о заболеваниях именно от вейпов. Так как по Международной классификации болезней (МКБ-10) такие заболевания еще не включили. Вместо этого врачи вынуждены диагностировать, к примеру, альвеолит неясного генеза. Однако известно уже о трех казахстанцах, заядлых курильщиков вейпов, которые находятся в реанимации на ИВЛ. Их собственные легкие уже не могут дышать самостоятельно, заявила активистка.

Между тем в США обозначили конкретным словом такой недуг – EVALI. Сокращение расшифровывается как e-cigarette or vaping product use associated lung injury – повреждение легких, связанное с употреблением электронных сигарет или вейпов.

Вместо того чтобы объединиться перед общенациональной угрозой, меня обвинили в том, что мой фонд “Темекісіз Қазақстан” получает огромную прибыль. Некоторые СМИ взяли данные из какого-то сайта, который публикует оценочную стоимость разных организаций. То есть это цена, за которую фонд или компанию можно продать. Но эти огромные деньги издания представили как нашу прибыль! Также фонд обвинили в иностранном спонсировании, хотя ранее, 11 лет назад, я в судебном порядке доказала, что это ложь, – рассказывает Джамиля Садыкова.

Тем временем, по данным ВОЗ, 33 страны уже запретили продажу ЭСП/вейпов. В их числе Дания, Норвегия, Уругвай, Аргентина, Панама, Бразилия, Мексика, Канада, Таиланд, Индия, Гонконг, Сингапур, Малайзия, Филиппины, Ливан, Катар, Оман, Иордания и т. д.

79 стран приняли, по крайней мере, одну частичную меру, запрещающую использование этих продуктов в общественных местах, запрещающую их рекламу, продвижение и спонсорство или требующую отображения предупреждений о вреде для здоровья на упаковке.

Теперь антитабачные активисты ждут жестких мер против вейпов и в Казахстане.

Новости партнеров