Что говорят эксперты?
Коллаж Liter.kz
Дорога из точки А в точку Б для многих женщин в Казахстане нередко сопровождается неприятными ситуациями — от двусмысленных шуток и навязчивых разговоров до откровенно непристойных действий со стороны водителей такси. Почти у каждого есть подруга или знакомая, которая подверглась домогательствам или странным намекам таксистов. Харассмент — это поведение, которое доставляет дискомфорт, унижает достоинство и может причинять психологический вред. Подробнее в материале Liter.kz.
Не так давно в Астане разгорелся скандал вокруг агрегатора InDrive.kz: пассажирка пожаловалась на действие сексуального характера со стороны водителя во время поездки. Мужчина занимался непристойным действием за рулем в присутствии 19-летней девушки и ее мамы. Более того, по словам девушки, он постоянно смотрел на нее через зеркало заднего вида и даже пытался прикоснуться к ее ногам. Мужчину нашли и арестовали на 15 суток. В ответ на инцидент основатель платформы Артем Томский заявил, что теперь даже попытка флирта будет считаться серьезным нарушением, приравненным к вооруженному нападению.
Однако эксперты отмечают: проблема глубже, чем просто реакция одного сервиса.
Нет единого органа контроля
Председатель Республиканской ассоциации служб такси Казахстана Медет Курманов выразил обеспокоенность отсутствием системного регулирования в сфере агрегаторов такси.
“Системной работы по безопасности нет. Сейчас рынок заказов перешел к агрегаторам, пассажир может лишь поставить оценку водителю, но насколько агрегаторы реагируют на эти жалобы — вопрос открытый. На самом деле беседы с водителями никто не проводит, и допуск на рынок практически бесконтрольный”, – отметил Курманов.
По его словам, любой желающий может зарегистрироваться в приложении, пройти психологический тест и уже буквально через час начинать принимать заказы — при этом проверки на судимость, склонность к насилию и вообще может ли он заниматься перевозками – нет.
Ассоциация ранее уже направляла свои предложения Министерству транспорта. Законопроект прошел через Мажилис, но после первого чтения документ дальше не продвинулся.
“Мы уже предлагали министерству передать часть государственных функций рынку — такой механизм предусмотрен законом о СРО. Суть в том, что функции, которые государство не исполняет в полной мере или не может эффективно реализовать, передаются саморегулируемой организации. Где участники сами входят в это СРО, те же агрегаторы, те же таксопарки, водители, принимают правила и начинают идти совместно к цивилизованному развитию рынка, чтобы проблемы рынка решались. На сегодняшний день они не решаются никем”, – рассказывает Медет.
Эксперты сходятся во мнении, что для решения проблемы нужен комплексный подход: от ужесточения правил допуска к работе в такси до создания отдельного регулирующего органа. Также специалисты отмечают, в случае претензий к работе агрегаторов такси пассажиры могут обращаться в акиматы.
Как обезопасить себя в такси?
Эксперты рекомендуют самим пассажиркам соблюдать простые правила:
Всегда проверять номер автомобиля и данные водителя в приложении; Садиться на заднее сиденье; Ожидать машину в безопасном месте (в хорошо освещенных и людных местах); Воспользуйтесь функцией “Поделиться поездкой”, так ваши близкие смогут отследить ваше местоположение онлайн; Не сообщать лишнюю информацию, если водитель перед приездом спрашивает, одна ли вы будете, лучше ответить нейтрально; Следить за маршрутом поездки, если водитель свернул в другую сторону, вежливо спросите причину; При первых признаках странного поведения требовать остановки и звонить 102.Международная практика
Проблема харассмента в такси существует не только в Казахстане. С этой проблемой сталкиваются женщины по всему миру, и во многих странах уже выработаны меры безопасности.
США (Uber и Lyft)После череды скандалов в 2018–2020 годах Uber и Lyft усилили проверки водителей: обязательная верификация личности, проверка по базе судимостей и регулярный пересмотр допуска. В приложении появился panic button, который мгновенно соединяет пассажира с 911 и передает данные о поездке (локация, данные водителя и авто). Кроме того, Uber запустил функцию Trusted Contacts, когда пассажир может в один клик поделиться маршрутом с близкими.
ЕвропаВ Лондоне водители обязаны получать лицензию Transport for London, что предполагает медицинские справки, проверку судимости и экзамены. Также в Лондоне придумана первое в мире такси, обслуживающая только женщин. Компания, названная Pink Ladies Cabs, пользуется услугами только женщин-водителей, обученных приемам самообороны, правилам оказания первой медицинской помощи и началам психологии. Все автомобили этой службы окрашены в ярко-розовый цвет, имеют роскошный кожаный салон.
В Париже Uber тестировал функцию аудиозаписи поездки: в случае жалобы запись автоматически отправляется в службу поддержки. Также Uber ввел новую функцию для своего приложения в Париже – Uber by Women, функция позволяет пользовательницам выбрать автомобиль, которым управляет исключительно женщина. Услуга призвана предоставить женщинам больше уверенности в безопасности во время поездки, особенно в ночное время. Опция предоставляется бесплатно, но потенциально увеличивает время ожидания доступной машины.
ОАЭ (Дубай)В Дубае, помимо базовых проверок водителей, существует отдельный флот Pink Taxi – розовые автомобили, которыми управляют исключительно женщины для женщин и детей.