Когда молчание опасно: как взрослым помочь ребенку справиться с кризисом
Как строить диалог с детьми, чтобы кризис не стал трагедией.
По официальным данным, в 2024 году в Казахстане зарегистрировано 2 389 случаев суицида, из них 128 – дети и подростки. Количество обращений, связанных с эмоциональными кризисами у подростков, растет с каждым годом. За внешней успешностью и активностью современных школьников все чаще скрываются тревога, усталость и ощущение одиночества. Эксперты отмечают: дети стали чаще говорить о выгорании, страхе не оправдать ожидания, проблемах в общении с родителями и сверстниками. Именно поэтому профилактика суицидального поведения и системная психологическая поддержка становятся одной из важнейших задач в сфере образования и здравоохранения.
Редакция Liter.kz побеседовала со специализированным гештальт-психологом с 12-летним стажем работы Лейлой Мирас, работавшей директором Центра психологической помощи Назарбаев Университета, спасшей более 150 подростков от суицида, о том, как распознать тревожные сигналы, почему подростки оказываются в состоянии отчаяния и как взрослые могут вовремя помочь, не осуждая, а поддерживая.
В последнее время подростки все чаще сталкиваются с состоянием внутреннего отчаяния, когда им кажется, что выхода нет. Взрослые задаются вопросом, что на самом деле стоит за такими состояниями — недопонимание в семье, сложности в общении со сверстниками, школьная нагрузка, влияние интернета или, может быть, чувство одиночества, которое сегодня стало слишком привычным.
"Нет однозначных причин суицида. Нельзя сказать, что это только школа, только семья, только общество, только интернет, гаджеты и так далее. Официально выделяются четыре причины, которые оглашает МВД после того, как они расследуют доведение до самоубийства по 105-й статье. Это четыре причины: первая – это ссора с родителями, вторая – неразделенная любовь, третья – несданный экзамен, важный для жизни, и четвертое – это ПАВ, психоактивные вещества", — заявила Лейла Мирас.
Гештальт-психолог отметила, что, исходя из практики, – причина всегда глубже.
"После того как исследуются предсмертные записки, мы делаем вывод, что оглашенные причины – это последняя капля, последний повод. Основная причина всегда – это недоформированный позитивный образ родителя", — заявила психолог.
Специалист отметила, что у каждого ребенка должен быть сформирован позитивный образ мама и папы. У ребенка должны быть моменты, на которые он опирается. Ребенок должен знать, что он важный и нужный просто так, не только когда он ставит вызовы и что-то достигает.
"Ребенку очень важно понимать, что его любят просто как ребенка. Если этот образ деформирован, то тогда ребенок спокойно справится с любым внешним стрессом. Конечно, это не касается ситуации, когда есть какие-либо динамические процессы. Когда есть какое-либо психиатрическое заболевание или диагноз, которому сопутствует суицидальное поведение", — подчеркнула специалист.
Часто родители и педагоги задаются вопросом: можно ли заранее распознать, что подросток переживает тяжелое состояние? Психолог ответила на вопрос, существует ли некий типаж — замкнутый, тревожный, слишком чувствительный — или склонность к суицидальному поведению не имеет одного портрета?
"Нет какого-то определенного портрета. Мы не можем сказать, что грустный, замкнутый ребенок совершит попытку суицида и на него нужно обратить внимание. Зачастую ребенок днем может улыбаться, а вечером совершить попытку. Определенного социального портрета нет, это всегда индивидуальная история, нужно смотреть на динамический процесс", — отметила Лейла Мирас.
Однако специалист подчеркнула, что гетеросексуальные подростки в два-три раза меньше подвержены суицидальным попыткам.
Подростки сегодня растут в мире, где внешняя оценка часто становится мерилом собственной ценности. Социальные сети создают иллюзию идеальной жизни, где у всех все получается, а у тебя — нет. Как сильно такие образы и постоянное сравнение с другими влияют на самооценку и эмоциональное состояние подростков? Можно ли говорить, что интернет стал одним из факторов, усиливающих чувство одиночества и внутреннего давления?
"Второстепенно. В наше время наблюдается потеря смыслов, мы не знаем, в чем подлинный смысл жизни. Мы, взрослые, сами транслируем своим детям, что смысл жизни в достижении. Ставить вызовы – достигать их, и так по замкнутому кругу. Мы как взрослые транслируем поведение супергероя. Мы сами чувствуем себя ценными, только если ставим вызовы и достигаем их. Дети не знают, в чем смысл жизни, они могут это понять только через поведение родителей. Если сами взрослые не ставят смыслом жизни такие вещи, как любовь, семья, отношения с близкими, время, проведенное вместе, а ставят смыслом жизни достижение целей и быть супергероем, нужно понимать, что супергерои могут выгореть. А выгоревшие супергерои могут дойти до суицида", — заявила Лейла Мирас.
Гештальт-психолог отметила, что социально мы везде транслируем успешный успех и идеи достигаторства, идеи супергероев, вместо того, чтобы транслировать, что идея успеха позволяет ошибаться.
Часто родители уверены, что с ребенком все в порядке: хорошие оценки, друзья, активность в кружках. Мы поинтересовались, почему внешняя "картина благополучия" так часто расходится с тем, что ребенок чувствует внутри.
"Важно не только функционально быть родителем, но еще и эмоционально включаться в ребенка, помогать ему ассимилироваться, помогать проживать переживания, которые его сопровождают каждый день, его тревоги, чувства, которые он испытывает, его любопытство, интересы. Всем этим нужно интересоваться – только тогда ребенок полноценно чувствует себя хорошо. Если у ребенка недеформирован позитивный образ родителя, тогда он будет чувствовать себя плохо, даже если внешне все хорошо", — объяснила психолог.
Лейла Мирас отметила, что очень часто за внешней картиной благополучия стоят родители-достигаторы, которые не дают право на ошибку.
"Если у ребенка нет права на ошибку, он будет травмироваться при малейшей неудаче. Если посмотреть мою статистику, то из моих пациентов чаще всего совершали попытку суицида отличники из благополучных семей", — поделилась психолог.
Психолог рассказала, какая атмосфера в семье является защитным фактором против суицидальных мыслей у подростка.
"Ежедневно нужно выделять пять минут на ассимиляцию и сопровождение ребенка. Каждый день спрашивать у ребенка: как ты себя чувствуешь? Какие эмоции ты сегодня испытывал в школе? Где ты сегодня во мне нуждался? Как я могла тебе помочь? Это первый момент. И второе – важно давать право на ошибку ребенку", — рассказала Лейла Мирас.
Психолог отметила, что право на ошибку можно дать, поделившись своим опытом.
"Расскажите о своем опыте. Поделитесь с ребенком собственными ошибками и тем, как вы извлекли из них уроки. Это покажет ему, что неудачи — естественная часть жизни", — поделилась специалист.
Лейла Мирас отметила, что Казахстан входит в топ-10 стран по подростковому суициду.
"У нас есть традиция уятизации. До сих пор в нашем обществе стыдно обращаться за помощью к специалистам, и родители пытаются решить эти вопросы самостоятельно. Но такие вопросы нужно решать, обращаясь за помощью к профессионалам", — заявила психолог.
Лейла Мирас подчеркнула, что Казахстан идет в ногу со временем в отношении развития социальных сетей, но у детей нет достаточного критического мышления в детском и подростковом возрасте, особенно до 16 лет, чтобы отслеживать контент, который для них был бы не полезен.
"Запрещать пользоваться соцсетями и гаджетами – не работает. Это только усугубит ситуацию. Единственное, что работает, – это дать замену. Ребенок входит в зависимость от соцсетей или гаджетов только тогда, когда нет событий, при которых ребенок чувствует себя нужным, важным, хорошим", — заявила гештальт-психолог.
Единственной правильной профилактикой зависимости от социальных сетей является формирование событий, которые наполняют жизнь ребенка, когда семья в нем заинтересована просто так. Это могут быть традиции, например, поездки к бабушке каждые выходные, совместное празднование дней рождения членов семьи – эти события увлекают ребенка и придают вкус жизни настолько, что ему не интересы гаджеты и социальные сети.
