Количество равно качеству? Эксперты высказались о создании новых министерств в Казахстане
Специалисты привели проблемы в своих отраслях.
Самая масштабная реорганизация министерств произошла после очередного Послания главы государства. Появились пять новых ведомств. Какие-то из них уже существовали ранее, другие исполняли свои задачи внутри крупных суперминистерств, сочетавших в себе сотни функций. А 4 сентября назначили ряд чиновников, которые теперь возглавляют новые ведомства. Эксперты в интервью Liter.kz поделились мнением, будут ли эффективны новые министерства и какие проблемы стоят перед ними.
1 сентября текущего года президент подписал указ “О мерах по дальнейшему совершенствованию системы государственного управления Республики Казахстан”.
Так, из Министерства экологии и природных ресурсов выделено Министерство водных ресурсов и ирригации РК (во главе с экс-акимом Жамбылской области Нуржаном Нуржигитовым). Новому ведомству переданы функции и полномочия в области использования и охраны водного фонда, водоснабжения, водоотведения.
Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК прекратило свое существование. Вместо него появилось Министерство транспорта РК (возглавил экс-глава МИИР Марат Карабаев) и Министерство промышленности и строительства РК (во главе – экс-председатель правления холдинга “Байтерек” Канат Шарлапаев).
Минтранспорта теперь отвечает за сферу железнодорожного, автомобильного, внутреннего водного транспорта; торгового мореплавания; область использования воздушного пространства РК и деятельность гражданской и экспериментальной авиации; естественные монополии в области услуг аэронавигации и аэропортов; общественно значимые рынки в области услуг аэропортов; автомобильных дорог.
Минпром ответственно за индустриальное развитие, сферу промышленности, горно-металлургический комплекс, развитие внутристрановой ценности, машиностроения и т. д. (очень длинный список полномочий можно прочитать тут).
Министерство информации и общественного развития РК преобразовано в Министерство культуры и информации РК (министр – экс-заместитель руководителя Администрации президента РК Аида Балаева). Ведомству переданы функции и полномочия в сферах культуры; охраны и использования объектов историко-культурного наследия; кинематографии; государственных символов; архивного дела и документационного обеспечения управления; электронного документооборота и электронных архивов; в области ономастики; креативных индустрий и коммерциализации результатов творческой деятельности от Министерства культуры и спорта РК.
Министерство культуры и спорта РК преобразовано в Министерство туризма и спорта РК (во главе – экс-аким Акмолинской области Ермек Маржикпаев).
Таким образом, в нашей стране вместо прежних 19 будет работать 21 ведомство.
Вода на вес золота
Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz
Независимый эксперт Ерлан Бадашев отметил, что вместе с коллегами последние 30 лет не раз поднимали вопрос о необходимости создать отдельное ведомство по воде. Сам Бадашев является опытным хозяйственником, в свое время окончил Московский гидромелиоративный институт и всю жизнь проработал в водной сфере. Сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, он посвятил себя сохранению водных ресурсов Казахстана.
Не случайно новое министерство имеет в своем названии понятие “ирригация”, то есть орошение земель. Казахстан располагается в низовье восьми бассейнов, то есть мы изначально находимся в зависимом положении от сопредельных стран. За эти годы неграмотное распределение воды привело к сокращению орошаемых земель с 2,5 миллиона гектаров до одного миллиона. В то время как в соседнем Узбекистане поливают четыре миллиона гектаров земель. Орошаемые земли дают огромный доход при небольшой площади. Те 2,5 миллиона гектаров составляли всего шесть процентов от всей территории земель, но валовый продукт выдавали на 30%. А сейчас один миллион гектаров ирригационных полей дает всего три-пять процентов валовой продукции, – рассказал Ерлан Бадашев.
По его данным, из 100 кубокилометров поверхностных водных стоков на экономику страны используется 23 куб. км. Из них 16 куб. км воды идут на сельское хозяйство. Ерлан Бадашев говорит, что эти цифры соответствуют норме, но нет данных, насколько эффективно используется вода.
Не секрет, что вода у нас теряется из-за изношенности ирригационных каналов, оборудования, неграмотного планирования. Мы тратим в три раза больше воды, чем в России и Беларуси. Вдобавок мы стали меньше получать воды из рек, так как сопредельные страны используют ее в первую очередь для себя. Раньше такого и представить было нельзя, распределение воды доверялось только опытным старейшинам, воду использовали справедливо все сопредельные страны. То есть у руля водных ресурсов и у наших соседей, и у нас оказались неопытные люди, – считает эксперт.
Ерлан Бадашев считает, что министерство в первую очередь должно решить проблему нехватки грамотных кадров. По его словам, сейчас в Казахстане никто не обучает на ирригаторов. Есть специальность “Водное хозяйство”, которое преподают в одном из столичных университетов.
Я посетил одну из лекций и увидел, что студентам преподают теорию без практики. В то время как лекции должны подкрепляться опытами в лаборатории. Но их не оказалось. Поговорил со студентами, и почти ни у кого не было плана работать по специальности. Оказалось, что на это направление был самый низкий балл для поступления, для ребят это был шанс уехать из аула в столицу, – говорит Ерлан Бадашев.
Кадрам нужно уделить особое внимание, так как распределение воды в реках – это тонкая межгосударственная дипломатия, считает специалист. Он рассказал, что до 1 января текущего года входил в рабочую группу Министерства экологии и работал над Водным кодексом. Но был вынужден выйти из группы, так как министр Зульфия Сулейменова попросила включить молодых специалистов со свежим взглядом.
В целом воды пока (!) хватает, но с нынешним отношением скоро мы ощутим острую нехватку питьевой воды и воды для орошаемых земель, – резюмировал эксперт.
Почему воскресили Министерство транспорта РК?
Фото: Радмир Фахрутдинов/Liter.kz
После Послания президента Казахстана кто-то задался вопросом, почему возникла необходимость создания Министерства транспорта. Специалист по транспорту Urban Forum Kazakhstan Роман Барабанов отметил, что транспортная инфраструктура такая же разветвленная, как и система энергетики. Учитывая площадь Казахстана и общую протяженность всех путей сообщения, министерство было необходимо для координации всех участников и формирования общей политики.
Напомним, Минтранспорта уже функционировало в Казахстане. Но его упразднили в 2014 году. После этого за сферу транспорта отвечал Комитет транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. По мнению эксперта, комитет по объективным причинам не справился со своими задачами.
Изначально решение по ликвидации Министерства транспорта было ошибочным. Комитет в составе МИИР не был автономен, и его руководству все равно нужно было согласовывать решения с министром и вице-министрами МИИР. При этом МИИР курировал очень много других довольно крупных сфер, например, такие как строительство, промышленность и другое, так что для транспорта у министра и его заместителей не оставалось достаточно много времени, – говорит Роман Барабанов.
По его словам, эксперты неоднократно напоминали профильным руководящим органам страны о необходимости возобновления работы Минтранспорта, так как накопилось много задач, которые необходимо было решить для преодоления кризисных тенденций в транспортном секторе.
Роман Барабанов рассказал, что ждет транспортное сообщество от нового/старого ведомства.
Если говорить о самом верхнем уровне, то в Казахстане не хватает документа, в котором официально должны быть прописаны приоритеты транспортной политики с фокусом на устойчивые виды транспорта, как в сфере пассажирских, так и грузовых перевозок. Специально отмечу, что я не говорю о стратегии, я говорю об основополагающих принципах, которым должны следовать все лица, так или иначе занятые в сферах принятия решений и проектирования, касающихся транспорта. Это очень важно, поскольку это будет определять координацию разных проектов и их финансирование. Транспортные проекты достаточно масштабные, долгие и дорогие, поэтому координация имеет определяющую роль, чтобы не выпадали важные промежуточные звенья, – считает эксперт.
Также, учитывая возрастной подвижной состав общественного транспорта в Казахстане, необходима специальная грантовая программа по обновлению подвижного состава общественного транспорта внутри населенных пунктов.
И не просто обновление автобусов, но и создание для них приоритетных условий движения в виде выделенных полос, приоритетных сигналов светофора и комфортных остановочных комплексов с максимально безбарьерной посадкой и высадкой пассажиров, в таком случае изменение транспортных предпочтений населения произойдет быстрее. При этом не стоит забывать о создании транспортно-пересадочных узлов (ТПУ) и о современных условиях для отдыха и пересменки водителей на территории ТПУ и конечных остановках с туалетами, комнатами отдыха и помещениями для медосмотра и принятия пищи и т. д., – говорит Роман Барабанов.
Он отметил, что здесь важна и координация с АО “НК “ҚТЖ”, потому что часто станции и вокзалы уже играют роль ТПУ, но там не создано условий для распределения маршрутов общественного транспорта по территории, а также условий для пассажиров и водителей общественного транспорта.
Например, сейчас на публичное обсуждение вынесен Строительный кодекс. Однако в нем много упущений, касающихся устойчивых видов транспорта и приоритетности в реализации проектов, связанных с ними (общественный транспорт, велотранспорт, пешие передвижения). Также для маслихатов и акиматов населенных пунктов не прописаны механизмы, которые помогали бы им более оперативно внедрять те или иные проекты устойчивой городской мобильности и делать улицы безопаснее. Эксперты передавали эти предложения, но в проект кодекса они не были включены, поэтому Министерству транспорта важно подключиться на этом этапе, – считает собеседник.
Он также обратил внимание на перераспределение полномочий между МВД и Министерством транспорта в сфере безопасности дорожного движения.
Я придерживаюсь мнения, что безопасностью дорожного движения должно заниматься Министерство транспорта, так как все основные фонды и полномочия по изменению стандартов все равно в руках у этого ведомства, в то же самое время у МВД и без безопасности дорожного движения достаточно других сфер, которые необходимо улучшать. Я бы оставил за МВД только контролирующую функцию, а формирование политики и конкретных мер передал бы Министерству транспорта. Поскольку необходимы кардинальные изменения в области безопасности движения, адаптации шведского опыта Vision Zero, а также городского планирования, чтобы в Казахстане наконец-то началось серьезное снижение количества погибших в ДТП, – поделился мнением Роман Барабанов.
Кроме того, эксперт отметил, что ежегодно в ДТП в среднем погибает 2 213 человек, еще почти 20 тысяч получают травмы, с последствиями которых живут всю оставшуюся жизнью. Как итог, страна теряет экономически активное население, что непосредственно отражается на благосостоянии граждан и экономике всей страны.
Если говорить о каких-то оперативных мерах, то необходимо срочно решить с дефицитом водителей общественного транспорта и изменить регламент выдачи прав с возможностью сразу получить необходимую категорию, начиная с 19 лет и после шести месяцев обучения на базе сертифицированного предприятия, и отменить ограничения для выделенных полос общественного транспорта, – заключил Роман Барабанов.
Будет ли эффективным Министерство туризма и спорта?
Фото: Павел Михеев/Liter.kz
Президент национальной палаты охотников и рыбаков AYALA Батыр Сейкенов уверен, что Министерство туризма и спорта может стать бесполезным ведомством, пока не будут изменены законы в сфере туризма.
Отрасль туризма будет развиваться, если в нее станет вкладывать деньги бизнес. Но предприниматели не рвутся в туризм, потому что законодательство основано на запретах и препонах. В Казахстан мечтает приехать с туристическими целями охотничье сообщество со всего мира. Но к нам никто не едет, потому что у нас стоит запрет на охоту на ряд животных, аренду оружия, высокие ставки на использование животного мира, – говорит Батыр Сайкенов.
К примеру, человек, который имеет лицензию на владение оружием, не может приехать в другой регион Казахстана и взять оружие в аренду. Также он не может воспользоваться снаряжением другого человека. Привезти свое можно самолетом, но для этого он за 72 часа должен предупредить авиакомпанию о планах. Если ему понадобится срочно улететь домой, взять с собой оружие он не сможет, так как не успеет предупредить авиакомпанию об опасном багаже. Такая проблема, по словам эксперта, не существует в других странах. Там достаточно нотариально заверенного перевода лицензии.
Удивляет и действующий запрет на охоту на архаров. Парадоксально, но охотники не хотят истребить животных, наоборот, мы ратуем за их сохранение. Ведь это возобновляемый ресурс, в отличие от нефти и газа. Для этого мы охотимся только в правильный сезон, только на самцов и только на старых вожаков, которые имеют ценные рога и большую площадь шкуры. На его место встанет молодой самец, от которого родится больше детенышей с хорошей генетикой. Охотники готовы платить 100 тысяч долларов за охоту на архара. Мы предлагали программу, по которой эти деньги шли бы не в карман министра, а на изучение животного мира, борьбу с браконьерством, налоги государству, охотхозяйству и на нужды местного населения, которое живет в зоне ведения охоты. Программу рассмотрели и не приняли, – рассказал эксперт.
По данным, которые привел спикер, сейчас в Казахстане обитает около 18-20 тысяч голов архаров. Но этим данным сообщество не верит и считает, что поголовье растет только на бумаге.
В ведущих странах мира развитием туризма занимается бизнес по правилам, установленным государством. У нас же власти вмешиваются буквально в каждый процесс, устанавливая запреты, которые сводят на нет любые усилия предпринимателей. И такая проблема есть в каждом министерстве. В основе должны быть законы, которые не душат людей, и тогда любая отрасль будет процветать, – уверен Батыр Сайкенов.
Эксперты, каждый говоря о наболевшей проблеме в своей сфере, единодушны в одном – требуется грамотная нормативно-правовая база, которая поможет каждой отрасли развиваться. Сейчас же многочисленные запреты и игнорирование проблем рискуют превратить процесс создания новых министерств в бесполезную деятельность.