Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Косы, белая кожа и тонкая талия: как менялся эталон казахской красоты

Какие они – красавицы казашки?

Косы, белая кожа и тонкая талия: как менялся эталон казахской красоты

Испокон веков слагались стихи, воспевались песни, передавались легенды о необычном образе степных казашек. Наряду с миловидностью исследователи отмечали свободолюбие, высокую нравственность и особый статус казахских женщин среди тюркоязычных народов. Со временем обобщенный образ казахской красавицы менялся, мода на косметику и одежду тоже претерпевала изменения. Журналист Liter.kz разбиралась, чем отличается красота древних эпох от современной, как менялся эталон казахской красоты и что такое навязанная Интернетом привлекательность.

Луноликие, темноокие и почитаемые

До появления древнетюркской письменности образы казахских женщин описывались в легендах и эпосах, которые устно передавались из поколения в поколение. В них казашек представлялись белокурыми, с длинными густыми волосами, большими черными миндалевидными глазами и тонкой талией.

Отрывок из фильма “Ботагоз”

К примеру, в героическом эпосе “Ер Таргын” красоту дочери Акша хана Акжунус сравнивали то с солнцем, то с луной:

Это была несравненная красавица Акжунус.

Красотою своей она затмевала луну на ночном небосводе.

И была она телом белее самой белой пшеничной муки,

А ликом светлее степных миражей.

Шелковистые косы ее спадали до пят,

Брови тонкие гнулись как луки тугие,

А ресницы – стрелы острые в этих луках.

Красотою своею могла Акжунус свести с ума любого,

На кого падал взгляд ее бездонных и ясных, как у лани, глаз, – говорится в эпосе.

Примечательно, что в казахском фольклоре чаще описывалась краса дочерей знатных персон и ханов. Так, одним из признаков красоты и аристократизма считали белизну кожи, которой не касались лучи солнца. Из лиро-эпоса “Кыз-Жибек” мы знаем, что ханские особы передвигались исключительно в повозках в сопровождении смотрительниц и охраны. А светлая кожа указывала на то, что девушка не загружена повседневным трудом и очень тщательно ухаживает за собой.

Отдельное место в описании красоты занимает ослепительный наряд тюркских женщин кочевой элиты, украшенный золотом и драгоценными камнями.

Отрывок из фильма “Кыз-Жибек”

Девушкам шили одежду из дорогого шелка, парчи, соболиного меха, с добавлением жемчуга, золота и бриллиантов. Считается, что юные особы из богатых аристократических семей, тем более ханские дочери, носили на себе до 20 килограмм золотых украшений.

В гребне ее золотом

Мерцает большой аметист,

Трудно держать ушам

Брильянты ее серег,

Смотришь на стан ее –

Стан ее строен, строг,– свидетельствуют об этом строки эпоса “Кыз-Жибек”.

Что касается фигуры, то в эпосах чаще акцентируется длинная шея, тонкая осиная талия и нежные кисти рук.

Как горный олень – марал,

Была величава она,

Ножки Аллаха дар –

Переставляла в ходьбе,

Как гордая пава, она, – говорится в том же эпосе.

По словам доцента КазНУ имени аль-Фараби Назиры Нуртазиной, казашки, как и все женщины, издревле пользовались косметикой. С распространением ислама, они стали подводить глаза сурьмой, красить руки и веки хной или басмой.

Черная сурьма делала глаза более выразительными и подчеркивала природную красоту. Казахские красавицы, как и другие женщины Востока, несмотря на кочевой быт, сурьмой красили и веки, чернили ею брови и ресницы, – говорит историк.

Кроме внешней красоты в эпосах и легендах особое внимание уделяется мудрости красавицы, ее характеру и добрым делам. Так, степные принцессы нередко дают задания, делятся мудрыми советами или предсказывают события.

Красота глазами акынов и писателей

Зарисовку образа казахской красавицы можно встретить в исследованиях этнографов, произведениях акынов и писателей.

В музыке, поэзии и прозе отображались образы девушек, пленивших сердца и душу авторов произведения. Так они оставались в песнях, легендах, на страницах книг, и до сих пор эталон красоты у каждого разный. В XIX веке красивой считалась девушка с длинными косами, красивыми глазами и губами, черными бровями и ресницами. Там отражались не только внешние черты, но и передавались черты характера. Поза ее должна быть лебединой, также отличался нежный изгиб шеи, сладкий голос, спокойный характер и нрав, – говорит доктор философских наук, профессор ЕНУ имени Л.Н. Гумилева Раушан Иманжусип.

Вспоминая Абая, культуролог отметила, что он описывал в своих стихах красоту девушки после того, как испытал любовь.

Шлю тебе, тонкобровая, привет!

Похожей не было и нет!

Когда тоскую по тебе,

Мне слезы затмевают свет.

Ты лучше всех. За сотни лет

Подобной не был мир согрет, – пишет Абай в своем известном стихотворении.

Здесь поэтическим синонимом слова “девушка” стало “қиғашқаc” (тонкобровая). Как мы отметили раньше, благодаря использованию восточной сурьмы, масла усьмы казашки достигали большей выразительности глаз, густоты и красоты черных бровей и ресниц.

Спектакль “Абай” Мухтара Ауезова

Что касается Магжана Жумабаева, он писал о красоте девушек только в состоянии любви.

Глаза верблюжонка,

волшебная речь,

Гульсум-ханум,

Жду, как с зарей, с тобой встреч, – так поэт описывал красоту возлюбленной.

Исследователи казахской культуры отмечают, что внешний вид казашек напрямую зависел от ее возраста. Если в девичий период одеяния казашек были яркими, то после 30 лет такие тона заменялись более спокойными оттенками. Считалось, что в этом возрасте женщинам было неприлично ходить в одежде красного цвета с большим количеством украшений.

Отрывок из фильма “Кочевник”

C возрастом также менялась и прическа женщины. Ecли в дeвичecтвe дeвyшки нocили кocички c yкpaшeниями, тo пocлe вcтyплeния в брак молодые женщины заплетали тoлькo двe косы нa пpямoй пpoбop.

Большинство женщин высокие и стройные, несмотря на то, что у них круглые и плоские лица, они не выглядят некрасивыми, – писал французский исследователь Жозеф де Гинь.

Историки отмечают, что казашка не только отличалась красотой, но и всегда выделялась своей независимостью и открытостью.

Семья в Семипалатинской области в традиционных костюмах. Поляков И. С., 1879 г.

По мнению этнографа Василия Радлова, казахская женщина могла считаться куда более свободной в общении с мужчинами, чем калмычка или даже русская.

Фото:etnoproject

В отсутствие мужа казашки управляли аулами и могли наравне с мужчинами выйти на защиту родного дома в случае опасности. Однако были финансово зависимы от рода и мужа.

Современный идеал красоты

Современный эталон казахской красоты значительно отличается от образа предыдущих столетий. Разнообразие косметических средств, стилей одежды, причесок создали несколько образов казашки XXI века. Кто-то предпочитает деловую одежду, кто-то закрытую, а другие стремятся соответствовать традиционному образу степных красавиц прошлых веков.

Но в сравнении с прошлыми десятилетиями, легкой, плавной походкой в этом быстро меняющимся мире сейчас практически никто не ходит, да и длинные косы мало кто отращивает. Однако есть одна общая черта у всех степных казашек – это ухоженность и образованность.

Отрывок из серии социальных роликов Айи Шалкар в защиту женщин

Развитие соцсетей и доступность пластических и эстетических процедур также отразилась в формировании нового собирательного образа казахской красоты.

По словам хирурга Казахстанской ассоциации эстетической медицины и пластической хирургии Низама Мурадова, сейчас казашки стремятся сделать глаза более большими и выразительными.

У нас очень востребована блефаропластика или европеизация верхних век. Практически 90 % людей обращаются с такой операцией. Второе место занимает маммопластика, то есть увеличение груди имплантами и уменьшение груди. Третье место отводится пластике носа, губ и т.д. Четвертое место – липосакция, – перечисляет врач.

По наблюдениям хирурга, многие пациентки идут на операцию, чтобы стать похожими на корейских девушек с нежной белой кожей и выразительными глазами либо соответствовать навязанной соцсетями красоте.

Девушки испытывают эстетическую неудовлетворенность. Хотят быть похожими на моделей, блогеров, которых смотрят. Некоторые пациентки говорят, что делают операцию, чтобы устроиться на престижную работу. Как я замечаю, операция их меняет, после нее девушки становятся увереннее, – говорит хирург.

По мнению врача-дерматокосметолога эстетической клиники AruMed Зарины Кокиловой, с возрастом меняются и требования к красоте.

Девушки помоложе хотят увеличить губы с помощью контурной пластики или заполняют складки и морщины. Девушки после 30 лет в основном хотят улучшить качество кожи, провести лечение мимических морщин. Бывает девушки приходят уже с проблемами. Поэтому запрос у всех разный в зависимости от проблемы и возраста, – комментирует врач.

Так или иначе, отношение к красоте со временем меняется, в связи с чем и трансформируется собирательный образ казашек. Однако одно неизменно – это ум, характер и мудрость наших женщин. Порой в погоне за идеальной внешностью мы забываем одно, что человека, как и книгу, не судят по обложке. Каждый красив по-своему, несмотря на наличие или отсутствие глянцевой оболочки.

Новости партнеров
×