Куда движется Казахстан после январских событий?
Январские события гулким эхом отозвались в политической системе Казахстана, продемонстрировав всему миру, что стране, народу срочно нужны перемены. Традиционалистский корпоративизм, сложившийся в государстве, лишил множество граждан надежды и веры в лучшее будущее, усилил социальное расслоение общества. Добавившиеся к вышеуказанному фактору падение общего уровня образования народных масс и растущая архаизация обедневших слоев населения вылились в январе в массовые протесты, используемые деструктивными силами в целях попытки государственного переворота путем дестабилизации ситуации.
К счастью, Президент, вовремя взяв ситуацию под контроль, начал наводить в стране порядок. Первопричины массовых выходов на улицу населения не остались без внимания главы государства, который понял и принял всю масштабность кризиса, назревшего в обществе, и необходимость политической и экономической трансформации в стране.
Касым-Жомарт Токаев сразу же после январских событий объявил о необходимости проведения глубоких политических реформ. В связи с чем им был предложен ряд кардинальных инициатив, направленных на изменение законодательства страны, в том числе Конституции, были озвучены меры по борьбе с коррупцией, пересмотру работы судебной, правоохранительной систем, демонополизации экономики, созданию рабочих мест.
Политическая модернизация
Президент, приняв во внимание возросший в обществе запрос на справедливость и требование прозрачной системы общественного контроля, не откладывая в долгий ящик, предложил провести референдум по утверждению предложенных им поправок в Конституцию страны. Референдум заложил начало политических преобразований, ожидаемых гражданами.
Принятые поправки кардинально изменили политическую систему страны: была введена частично-мажоритарная система выборов депутатов Мажилиса и маслихатов, принято решение об организации Конституционного Суда, сокращена квота Президента в Сенате, исключены привилегии Первого Президента, страна взяла курс на переход от суперпрезидентской к президентской форме правления с сильным Парламентом.
Осенью были внесены дополнительные поправки в законодательство, в том числе изменение срока правления Президента страны, теперь Президент Казахстана может избираться лишь единожды, на срок семь лет.
Важным законодательным новшеством был запрет Президенту, акимам и их заместителям занимать должности в филиалах и представительствах политических партий. В итоге маслихаты как представительные органы получили реальную независимость, ведь ранее акимы, возглавляя филиалы правящей партии, могли диктовать свою волю депутатам маслихатов, находящимся в подчиненном положении к акимам в партийной иерархии. К примеру, сложно себе представить выражение вотума недоверия акиму подчиненными ему партийцами.
С 2021 года были введены прямые выборы акимов сельских округов и городов районного значения. Президент анонсировал и переход к прямым выборам районных акимов с 2024 года. Однако было также озвучено, что в некоторых районах в рамках пилотного проекта выборы акимов будут проведены уже, начиная с 2023 года.
Еще одним новшеством был Указ Президента, который Касым-Жомарт Кемелевич подписал 7 марта 2022 года, обязывающий акимов на постоянной основе проводить встречи с населением. Во время встреч населения акимов обязали акцентировать внимание на социальных вопросах, волнующих население, а также разъяснять пути и сроки решения проблемных вопросов. Таким образом, в рамках концепции развития местного самоуправления, народ получил больше возможностей воздействовать на исполнительную власть и напрямую взаимодействовать с ней.
20 ноября 2022 года были проведены досрочные выборы Президента Республики Казахстан, в которых народ Казахстана выразил поддержку кандидатуре Касым-Жомарта Токаева и проводимому им политическому курсу на строительство Справедливого Казахстана. 81,31% участвовавших избирателей проголосовали за действующего Президента. Явка на выборы была около 70%, протестная активность низкой (графа «против всех» набрал на уровне 5%). Легитимность выборов подтвердили наблюдатели международных организаций (Исполком СНГ, МПА СНГ, ШОС, ПА ОДКБ, ОИС, ОТГ, ПА тюркских государств).
Реформирование экономики, возврат активов и борьба с олигополиями
Что касается реформирования экономики и справедливого распределения доходов, требуемого обществом, активно была начата работа по возврату в государственную собственность незаконно приобретенных активов и демонополизация экономики. Так, 18 января в собственность государства были возвращены 100% акций ТОО “Оператор РОП”. В апреле сообщалось о добровольной передаче активов другим арестованным олигархом и родственником бывшего президента – Кайратом Боранбаевым: он передал государству компании, которые контролировали платные парковки в Алматы.
5 июня 2022 года была создана Комиссия по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов. Первые результаты комиссии были озвучены уже через пару недель после публикации указа:
в июне был удовлетворен протест Генпрокуратуры на судебный акт, по которому государство лишилось права собственности на санаторий “Казахстан” стоимостью 12 миллиардов тенге в пользу АО “Народный банк”. Причем сумма невозвращенного кредита была в 6 раз меньше – 2,6 миллиарда тенге;
начата ревизия объектов, которые ранее не были конфискованы, таковыми были установлены 36 объектов (коммерческая и жилая недвижимость, земельные участки). По инициативе госорганов были возбуждены исполнительные производства о конфискации 8 земельных участков семьи Виктора Храпунова, расположенных в Восточном Казахстане.
В связи с тем, что в стране были монополизированы рынки топливно-энергетического комплекса и транспорта, создалась ситуация, в которой был ограничен доступ конкурентам на рынок, олигополии имели возможность устанавливать высокую маржу на конечную продукцию для получения сверхдоходов.
Комиссия по вопросам противодействия незаконной концентрации экономических ресурсов начала рассматривать вопросы незаконной приватизации. Так, в Алматы была выявлена реализация по заниженной в 5 раз цене доли в крупнейшем оптовом рынке (“Барыс-4”) одной из олигополий. В июле был подан иск в целях расторжения сделки и возврата объекта государству. В начале октября рынок был возвращен в государственную собственность.
Ранее, согласно постановлению Правительства и решениям судов, одна частная фирма безвозмездно получила 629 железнодорожных путей, что привело к 10-кратному росту тарифов для перевозчиков. Решения были опротестованы, 332 подъездных и магистральных ж/д пути возвращены государству (по остальным объектам ревизия продолжается).
В рамках демонополизации государству были переданы денежные средства и акции таких компаний, как АО “Казахтелеком” (28,75%), АО “Центр Транспортного Сервиса” (100%), ТОО “Акмолит” (100%) и другие. Предварительная стоимость этих активов – порядка 200 миллиардов тенге.
По состоянию на ноябрь месяц 2022 года, возвращены активы на общую сумму свыше 630 миллиардов тенге. Из стран дальнего зарубежья возвращено порядка 400 миллионов долларов. По актам прокуроров в таможенной сфере бюджет пополнен на 57 миллиардов тенге, в собственность государства вернули 140 тысяч гектаров земли на 5 миллиардов тенге. Кроме того, в суды предъявлены иски о возврате госимущества на 13,5 миллиарда тенге. “Верховным судом удовлетворено 16 протестов. По ним ожидаются поступления в казну еще 23 миллиардов тенге”.
Реформирование экономики, инвестиционные проекты и создание рабочих мест
12 декабря на расширенном заседании правительства премьер-министр Республики Казахстан Алихан Смаилов озвучил основные показатели развития экономики Казахстана за 11 месяцев 2022 года. За январь-ноябрь темп роста экономики составил 2,7%. Внешнеторговый оборот за январь-октябрь увеличился на 34% и достиг 111 миллиардов долларов. Экспорт вырос на 45%, в том числе обработанных товаров – на 35%.
В этом году, по состоянию на ноябрь текущего года, показатель инфляции в Казахстане достиг отметки в 19,6%. Необходимо понимать, что основными факторами повышения инфляции стали усиление геополитической напряженности в связи с военным конфликтом России и Украины, что вызвало рекордный рост цен в мире, нарушило логистику поставок, а также введение временных ограничений на экспорт некоторых товаров в соседние страны. В то же время военный конфликт соседней страны спровоцировал переезд в Казахстан большого количества бизнес-структур.
В его рамках еще в первой половине года 19 зарубежных компаний уже релоцировались в Казахстан, таргетируются еще порядка 300. То есть в стране активно начато создание рабочих мест, и соответственно будут повышаться налоговые поступления. В Казахстане, таким образом, обосновались среди прочих следующие компании:
компания по производству видеоигр Рlауriх;
онлайн-банк “Тинькофф”;
компания по производству видеоигр Nexters;
сервис пассажирских перевозок InDriver;
Санкт-Петербургская биржа;
компания по производству видеоигр Муtona;
шрифтовая студия Туре Туре;
онлайн-сервис для поиска туров Lever Тrаvel;
компания по разработке программного обеспечения Red Mad Robot;
американская корпорация, производящая электронные системы управления и автоматизации Honeywell;
пивовареная компания Carlsberg;
горнодобывающая компания, занимающаяся добычей железной руды, Fortescue;
японская торговая компания Marubeni;
южнокорейская компания по производству автокомпонентов Youngsan;
производство мотоциклов Ural Motorcycles;
китайская компания информационных и коммуникационных технологий Huawei.
Ведется работа по привлечению не менее $150 миллиардов прямых иностранных инвестиций в ближайшие 7 лет. Так, по итогам I полугодия уже привлечено $14,5 миллиарда прямых инвестиций, что на 28% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Ведется работа с общенациональным пулом из 850 инвестиционных проектов на сумму 30 триллионов тенге с созданием 131 тысячи новых рабочих мест. По итогам текущего года будет введено в эксплуатацию 190 проектов на 2 триллиона тенге с созданием 18,5 тысячи рабочих мест.
С текущего года внедряются новые подходы к регулированию бизнеса. Проводится масштабная ревизия по выявлению избыточных требований к бизнесу. На сегодня выявлено около 7 тысяч требований, которые будут отменены. Начат новый этап реформирования системы госконтроля – переход от проверок к профилактике нарушений через автоматизацию систем управления рисками. Правительство Казахстана направит один триллион тенге на повышение доходов сельчан.
Государством также принимаются меры по повышению доходов граждан. Начата реализация проекта по увеличению доходов сельских жителей за счет расширения доступа к микрокредитованию. В следующем году на это планируется направить 70 миллиардов тенге. В рамках этой работы планируется вовлечь половину всех частных домохозяйств в кооперативное предпринимательство. Ожидается также, что будет создано более 350 тысяч новых рабочих мест.
В настоящее время продолжается реализация программы по повышению доходов населения до 2025 года. В ее рамках 3 миллионам человек уже была повышена зарплата, в том числе врачам – на 30%, учителям – на 25%, другим работникам бюджетной сферы – на 20%, производственному персоналу – на 10-50%. За 11 месяцев текущего года в рамках программы также создано 563 тысячи новых рабочих мест, что на 27% больше запланированного показателя.
Выводы:
Казахстану предстоит пройти через глобальное переустройство политической системы, с возможно полной сменой политической элиты и появлением новых лиц на политической арене страны. Нужно отдать должное сформировавшимся на данный момент элитам, объединившимся вокруг Главы государства с пониманием того, что в момент геополитической напряженности, сложившейся в мире, необходимо отбросить собственные амбиции в целях сохранения государственности.
Правящая партия последними поправками в законодательство лишилась поддержки исполнительной власти, представители которой должны по новым требованиям законодательства быть беспартийными. А значит, создающиеся новые партии будут иметь вполне реальную возможность на следующих выборах в Мажилис и маслихаты получить народные мандаты доверия и разбавить устоявшуюся тройку депутатских фракций, а может и вовсе лишить некоторые существующие партии мест в Парламенте.
Более того, на выборах 2023 года страну ожидает серьезная борьба среди самовыдвиженцев, следовательно самые достойные представители общества пополнят ряды депутатов и смогут влиять на политическую модернизацию. Государственная политика остается социально ориентированной, благо, цены на энергоресурсы на мировых рынках пока позволяют чувствовать себя в безопасности. Как мы видим по имеющимся данным, военный конфликт между Украиной и Россией создал для нашей страны как ограничения, так и новые возможности, которыми в этот раз мы обязаны воспользоваться. Стране дан второй шанс на срочное переориентирование экономики в пользу ухода с «нефтяной иглы» и развития собственного производства товаров народного потребления, развития агропромышленного комплекса и цифровой индустрии.
Народу же в этой ситуации необходимо понять, что только единый и стабильный Казахстан, находящийся в дружественных отношениях со всеми своими соседями, имеющий низкие внутриполитические риски, будет интересен в мире как равноправный партнер и как объект для инвестиций. Все шансы изменить страну – в наличии, главное, правильно воспользоваться ими и поддержать Президента в его на самом деле очень сложном пути строительства сильного и справедливого государства.
Акбопе Абылкасымова