Отраженная в судьбах…
Годы Независимости нашей страны, ее достижения нашли отражение не только в новой столице, в изменившемся облике городов и сел, новых производственных и социальных объектах, в международном признании республики… Они отчетливо видны и в судьбах наших современников, людей разных социальных категорий, профессий, которые на себе почувствовали, что значит жить в современном независимом государстве, сравнивая прошлое и настоящее.
От трудного вчера до лучшего сегодня
О значении Независимости для молодой республики можно судить уже только по тому, что всего за 31 год Казахстан сумел увеличить объем своего ВВП в 18 раз. Но еще явственней оно становится тогда, когда, оглядываясь назад, вспоминаешь, в каких, порой, диких условиях, приходилось работать казахстанцам на заре становления страны как суверенного государства.
…В аккулинской районной больнице только что закончился обход. Врачи собираются в ординаторской, заполняя карточки, обновляя листы назначений. И вдруг в двери появляется пациентка.
– Вы уверены, что в больнице все есть и мне не нужно больше никаких дополнительных лекарств? Если что, я могу купить, – интересуется женщина.
– Все для вас необходимое у нас есть, – уже в который раз заверяет беспокойную, переживающую за свое здоровье больную врач-гинеколог Сауле Хакимова.
Для молодых врачей, недавно окончивших медуниверситет, подобные вопросы выглядят странно. А Сауле Хакимова помнит те времена, когда в больнице не было не то что лекарств, но даже света и тепла. Персонал сам приносил из дома свечи, потому что электричества часто не было.
Она, наверное, никогда не забудет роженицу из отдаленного села, которую везли в роддом чуть ли не на санях (с бензином тоже был большой напряг). Роды были сложными. Но еще более сложное испытание и акушеров, и молодую мать ждало впереди. Сразу же после рождения ребенка у женщины началось маточное кровотечение. Специалисты знают, что в этом случае дорога каждая минута. И как раз в этот момент в больнице в очередной раз отключился свет. Закончилось и топливо для электрогенератора. Темнота в родзале стояла полная. И на минуту воцарилась тишина. Все понимали, что даже если сейчас они побегут стучаться в дома односельчан и просить, у кого что есть из топлива, чтобы запустить генератор, истекающую кровью женщину это не спасет.
Да, кровопотеря была тогда очень большая. И, признаться честно, я поначалу тоже растерялась. В чувство меня привел крик новорожденного. Тогда в порядке вещей были не только веерные отключения электроэнергии, но и жуткий холод в больнице. В те годы наши мамочки в пальто в палатах спали и в сапогах ходили. Только что родившихся малышей сразу же укутывали в несколько одеял и под бок к матерям укладывали. А здесь мать истекает кровью, ребенок, укутанный в теплые вещи, лежит отдельно. Малыш, наверное, замерз и стал истошно кричать. Я и опомнилась, – вспоминает Сауле Хакимова.
Врач велела принести все свечи, которые только удастся найти в больнице. Благо, что их запас, благодаря медикам, был. И вот так, при тусклом свете свечей ей и пришлось буквально наощупь искать причину кровотечения, чтобы остановить его. Молодую мать спасли. А свет в тот раз, кстати, включили только к вечеру следующего дня.
В другой раз в районную больницу экстренно доставили с трассы больного после ДТП, которому требовалась срочная полостная операция. Здесь уже только одними свечами было не обойтись. Медсестры кинулись по домам тех, у кого были личные автомобили. Нужны были аккумуляторы, чтобы подключить операционные лампы. Надо сказать, что не отказывал почти никто, все понимали, что речь идет буквально о жизни и смерти и делились всем, чем могли, часто даже последним.
Сейчас все это кажется дикостью. Но это все было. Причем в совсем недалеком прошлом.
И таких, как эта врач из сельской больницы района Аккулы, своими воспоминаниями в очередной раз демонстрирующая, что большое видится на расстоянии, – сотни тысяч. Спроси сейчас каждого из них, что для него значит День Независимости, смысл ответа будет один. Это – лучшее сегодня. Для еще более прорывного завтра.
К слову, 66-летняя Сауле Хакимова, до сих пор работающая в своей, ставшей родной, аккулинской больнице, делает это не потому, что ей, врачу с 42-летним стажем, не хватает пенсии. А потому, что действительно любит дело всей своей жизни, и если сейчас на селе не хватает рабочих рук, потому что молодые специалисты предпочитают работать в городах, то почему бы и не помочь.
Второе дыхание
Имя ведущего артиста Карагандинского областного казахского драматического театра им. С. Сейфуллина Кенеса Жумабекова хорошо известно землякам. Заслуженный артист РК, лауреат государственной премии КазССР служит на сцене без малого 55 лет.
Самым важным периодом в своей жизни Кенес Жумабеков считает годы взлета его творчества, которые пришлись на Независимость. А ведь еще за несколько лет до обретения Казахстаном суверенитета он получил Государственную премию СССР за роль Ленина, а учителем его на тот момент выступил знаменитый Юрий Каюров, в репертуаре которого было несколько ролей вождя мирового пролетариата.
Но для карагандинского актера гораздо важнее была не высокая оценка тогдашнего руководства республики, а годы творчества позже. 1990-е стали нелегкими не только для зрителей театра, но и для артистов. Но именно в эти годы у Кенеса Жумабекова открылось второе дыхание.
Если в молодости я играл героев-любовников, все больше был задействован в классике – Шекспир, Фонвизин, Ауэзов и народном творчестве, то в годы Независимости пришло понимание того, что казахстанский театр способен на гораздо большее. Обретя независимость, наши театры перестали быть провинциальными, наоборот, перед нами открылись новые возможности. Только наш Карагандинский областной казахский драматический театр с середины 1990-х по сей день является активным участником всех международных фестивалей, и в большинстве своем мы становимся победителями. Мог ли я об этом мечтать раньше? Конечно же, нет, – признается Кенес Жумабеков.
В те годы Кенес Жумабеков возглавлял труппу театра и с первых дней стал приглашать в Караганду не только известных, но и молодых режиссеров. На одной сцене спектакли ставили мэтр казахстанского кинематографа Алимбек Оразбеков и начинающая тогда режиссер Дина Жумабаева, постановки которой сегодня с успехом идут на ведущих сценах Европы и Азии.
В театре мы ставили «Короля Лира», но не в классическом варианте в четырех актах, а одноактный, и зритель его принял на «ура». После этого режиссеры стали больше искать новаторские подходы к спектаклям. Безусловно, не всегда получалось, но мы приучали зрителя к тому, что “Кыз Жибек” – это не только кино, ставшее классикой, но и может быть пьеса, где на первый план выходит Бекежан – личность сложная, многогранная и имеющая право на любовь. Такая интерпретация “Кыз Жибек” была не сразу понята зрителями, но высоко оценена международными театральными критиками. Так же, как “Карагоз”, “Козы Корпеш и Баян сулу”, которые были тепло приняты на международных фестивалях и получали самые разные призы. Нельзя бояться отходить от традиций, – уверен Кенес Жумабеков.
В эти дни на сцене Карагандинского областного театра с успехом проходит спектакль режиссера и художественного руководителя Айдына Салбанова “Ұлтқа қызмет” – “Служение народу”, где Кенес Жумабеков вновь играет Ленина. Но это уже другая личность, выступающая против независимости казахского народа и границ республики. Роли Алихана Бокейхана, Ахмета Байтурсынова, Миржакыпа Дулатова исполняют молодые артисты театра.
Каждый раз спектакль заканчивается не бурными овациями, а исполнением гимна молодыми зрителями. Глядя на это, понимаешь, что мы вырастили правильное поколение, которое поведет страну вперед.
Ирина Волкова, Павлодар
Самал Ахметова, Караганда