Культурный ландшафт Казахстана
В своем Послании "Экономический курс Справедливого Казахстана" Глава государства Касым-Жомарт Токаев подчеркнул, что "мы стремимся быть частью открытого современного мира, развивая культуру, образование и науку". И действительно, культурные институты — это неотъемлемая часть современного казахстанского общества. Театры, музеи и кинематограф сохраняют и передают нашу историю, формируют национальную идентичность. Поэтому реализация эффективной культурной политики важна для каждого казахстанца: она стимулирует творчество, образование и межкультурное взаимодействие, способствуя разностороннему развитию общества.
28 марта этого года постановлением Правительства РК была утверждена Концепция культурной политики страны на 2023–2029 годы. В документе говорится: "Невозможно переоценить вклад культуры в формирование гражданского единства как условия определения и достижения общих целей развития".
Современная культурная политика страны включает в себя освоение исторического и культурного наследия казахстанского общества как полиэтничной среды, а также предполагает изучение мировой культуры. Все это способствует развитию творческих способностей граждан и воспитывает эстетическое восприятие мира.
В этом материале за основу мы возьмем три наиболее яркие культурные сферы в Казахстане: театральное искусство, кинематограф и музейное дело.
Театр — храм культуры
Театральное искусство — это один из видов исполнительского искусства, обладающий специфическими особенностями: синтетичностью, коллективностью творчества и непосредственностью контакта со зрителем.
По данным статистики, на 1 января прошлого года в Казахстане функционировало 65 театров, из которых 55 — государственных. Среди них 11 республиканских и 44 региональных театра. Ежегодно на театральных площадках страны показываются порядка 16 тысяч спектаклей разных жанров и направлений, создается около 350 новых постановок и обслуживается почти три миллиона зрителей.
Для развития новых видов исполнительского и театрального искусства в столице в 2020 году открыли Музыкальный театр юного зрителя, а в городе Туркестане — Туркестанский музыкально-драматический театр. В 2021 году в эксплуатацию ввели новые здания Государственного академического казахского музыкально-драматического театра имени Калибека Куанышбаева, в 2022 году — Северо-Казахстанского областного казахского музыкально-драматического театра имени Сабита Муканова.
В Концепции культурной политики страны сказано, что "популяризации театрального искусства и творческого обмена в стране способствуют проводимые республиканские и международные театральные фестивали, практикумы, мастер-классы". Так, одним из крупнейших фестивалей прошлого года стал XXVIIІ Республиканский фестиваль драматических театров Казахстана. В мероприятии приняли участие 10 театров — как столичных, так и областных. Фестиваль стал значимым проектом в культурной жизни нашей страны. Мероприятие не только порадовало зрителей любимыми творческими коллективами, но и познакомило с молодыми актерами и режиссерами, которые смогли заявить о себе с большой сцены.
А в июне этого года в театре "Астана Опера" прошел знаменитый Международный музыкальный фестиваль "Опералия", который проводится в нашей стране ежегодно в течение уже более двадцати лет. Целый месяц для казахстанской публики выступали как отечественные артисты, так и приглашенные звезды из Италии, Германии, Кореи, Болгарии и Монголии.
В свою очередь деятельность по развитию культуры и искусства в регионах осуществляется в виде гастрольных выступлений крупных творческих коллективов. Так, например, в сентябре театр "Астана Балет" выступил с гастролями в Усть-Каменогорске. На сцене "Epтic Концерт" артисты оркестра представили вечер камерной музыки Barocco, а также концерт симфонического оркестра Music Tour.
Кинематограф — зеркало общества
В 2019 году в Казахстане впервые был принят Закон "О кинематографии".
Принятие самостоятельного отраслевого закона было необходимо для создания на законодательном уровне условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественных фильмов, доступности услуг кинопоказа для населения, прозрачности и инвестиционной привлекательности кинематографии, роста авторитета и признания казахстанского кино за рубежом, — сказано в Концепции.
В рамках реализации закона в том же 2019 году был создан Государственный центр поддержки национального кино (ГЦПНК). Это единственный в стране регулятор государственных средств, направленных на развитие кинематографии. Центр также играет роль оператора по предоставлению господдержки частным кинокомпаниям. Это международная практика — подобные организации действуют практически во всех ведущих странах-кинопроизводителях.
О результатах плодотворной деятельности Киноцентра можно судить уже сейчас. Например, в октябре в Самарканде завершился юбилейный XV Ташкентский международный кинофестиваль "Жемчужина Шелкового пути". Тогда победу в фестивале завоевали сразу два казахстанских фильма, снятые при содействии ГЦПНК. В номинациях "Лучший режиссер" и "Специальный приз жюри" победителями стали Дархан Тулегенов с фильмом "Братья" и Адильхан Ержанов с лентой "Обучение Адемоки".
А еще совсем недавно сразу три отечественных фильма стали победителями "Азиатского Оскара" — престижной азиатской кинопремии Asia Pacific Screen Awards. В числе призеров в этом году оказались три казахстанских фильма: "Бауырына салу" Асхата Кучинчирекова, "Братья" Дархана Тулегенова и "Қаш" Айсултана Сеитова. Первые два фильма также сняты при поддержке Киноцентра.
За период с 2019 по 2022 год проведено четыре питчинга по отбору кинопроектов, экспертным советом рассмотрено 1 069 заявок. В этом году на питчинг были допущены 115 проектов, дальнейшую судьбу которых теперь будут решать члены экспертного совета.
В целом хороших проектов много, есть и те проекты, над которыми еще нужно усердно работать. Без этого никак. Определить достойные фильмы — это очень важная и тяжелая работа. Но ясно одно: лучшие проекты должны получить госпомощь, — отметил председатель экспертного совета, народный артист РК Досхан Жолжаксынов.
В свою очередь председатель правления ГЦПНК Курманбек Жумагали подчеркнул, что необходимо "определить кинопроекты, которые внесут свою весомую лепту в развитие национального кино и займут особое место в истории отечественного кинематографа".
Музей — хранилище артефактов
Государство поддерживает и музеи как важнейший кластер культурной политики страны. Принимаются системные меры по сохранению, обновлению, пополнению музейных фондов в музеях республиканского и местного уровней.
Ключевым направлением работы по модернизации музеев можно считать внедрение информационных технологий. Перенимая опыт зарубежных коллег, отечественные музеи стали активнее внедрять виртуальные экскурсии и проводить онлайн-мероприятия в социальных сетях.
В последнее время особый интерес у посетителей вызывают тематические музеи разных отраслей. Например, "Национальный военно-патриотический центр" Вооруженных сил РК, Музей энергии будущего "Nur Alem", этно-мемориальный комплекс "Атамекен", Музей института археологии, Музей палеолита Казахстана, а также Музей изобразительного искусства в городе Шымкенте.
Одно из наиболее ярких событий музейной жизни — I Конгресс музейных работников Казахстана, который прошел этой осенью в Национальном музее РК. В конгрессе приняли участие около 200 специалистов из 60 музеев страны. В рамках собрания с речью выступила председатель Комитета культуры Министерства культуры и информации Кумис Сеитова, которая отметила, что на казахстанские музеи возложена большая задача по продвижению многовековой культуры и истории нации на международном уровне.
В Казахстане более 270 государственных музеев, в прошлом году количество посетителей по всей стране составило около шести миллионов человек. Мы считаем, что это наглядный показатель растущего интереса населения к культурным ценностям нашей страны, — поделилась Кумис Сеитова.
Кстати, по версии туристического портала Tourstat.com Национальный музей РК и Центральный государственный музей вошли в топ-5 лучших исторических музеев СНГ.
Диана Тысымбаева, Астана