Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 498.34  519.72  4.85

Кыргызские чиновники высказались о референдуме по смене Конституции

Более 79% избирателей поддержали новую конституцию Кыргызстана по итогам обработки 98% бюллетеней.
Кыргызские чиновники высказались о референдуме по смене Конституции

По итогам прошедшего в Кыргызстане референдума о внесении изменений в Конституцию страны, представители кыргызской политической элиты и общественности сегодня высказывают свои оценки данного события, передает Liter.kz.

 «Можно сказать, что референдум состоялся. Я верю, что применения административного ресурса не было», — сказал по итогам голосования вице-премьер, министр экономики и финансов Улукбек Кармышаков.

По данным местного ЦИК, опубликованным на сайте в понедельник, более 79% избирателей поддержали новую конституцию Кыргызстана по итогам обработки 98% бюллетеней. Новый проект Конституции поддержали 1 млн 65 тысяч 375 человек, что составляет 79,26% от общего числа избирателей. "Против" проголосовали 183 тыс. 305 избирателей или 13,64%.

Явка избирателей составила 37,27%. Всего для участия в референдуме было зарегистрировано 3 млн 606 тысяч 201 избиратель.

Некоторые местные наблюдатели полагают, что новый Основной закон окажет прогрессивное влияние на дальнейшее развитие политической системы страны. По мнению лидера партии «Мекен Ынтымагы» Темирбека Асанбекова, результаты плебисцита – это исторический этап для страны, а новая Конституция – выстрадан народом.

"Перед этим мы прошли долгий путь безответственности в политике и управлении страной, что стало одной из причин нынешнего положения в Кыргызстане. Все это ударило и по судебной реформе, и по кадровой политике, и по национальной экономике. Также не стало исключением и внешняя политика государства. На этот раз глава государства открыто берет на себя полную ответственность за развитие вышеназванных сфер и это я считаю, в нынешних условиях и после того, что нам пришлось пережить - шаг вперед", - отметил политик в интервью VB.KG.

Напомним, новая редакция Конституции КР предусматривает переход от парламентской к президентской форме правления и ряд других изменений, связанных с организацией системы власти в республике.

Инициатором изменения Конституции выступал победивший на досрочных президентских выборах 10 января 2021 года Садыр Жапаров. Разработкой поправок в конституцию занималось специально созванное для этого конституционное совещание из 89 человек. При этом критики отмечают, что большая часть членов конституционного совещания и авторов поправок - сторонники Жапарова, разделяющие его взгляды.

По словам самого президента страны, нынешняя Конституция, в отличии от предыдущих не была ни у кого заимствована.

"До сегодняшнего дня мы 30 лет меняли Конституцию много раз. И каждый раз переписывали Основной Закон у других государств. Эту впервые подготовили сами", - подчеркнул Садыр Жапаров.

Соратник президента и посол Кыргызстана в Великобритании Эдиль Байсалов объяснил появление на свет нового Основного закона провалом прежнего проекта.

"Мы считаем, к сожалению, эксперимент с построением парламентской демократии провалившимся. Сейчас наше государство оказалось совершенно оторванным от жизни народа, который нуждается в рабочих местах, в строительстве, укреплении экономики, создании экономических возможностей для нашей молодежи", - сказал кыргызский дипломат.

По словам казахстанского журналиста Каната Шаймерденова, нынешние изменения в Конституцию как минимум отражают сегодняшнюю политическую действительность в КР.

"Конституцией времен Акаева и Бакиева еще можно было объяснить гнев народа, посчитавшего, что верховная власть - Президент – не оправдывает чаяний людей. Но политическое обострение прошлого года, вызванное результатами выборов в законодательное собрание – на тот момент в высшую власть страны – вновь подставила под удар президента, Жээнбекова. В парламентской республике политические элиты не поделили власть, а крайним остался президент", - заметил журналист.

По его словам, Кыргызстан сейчас нуждается в ручном управлении государством, а единственный способ такое осуществить – персонифицировать высшую власть и ответственность в одном лице, в лице президента.

11 апреля в Кыргызстане прошел референдум по поправкам в Основной закон страны прежде всего направлены на усиление полномочий президента. Согласно предлагаемым поправкам, во главе государства стоит президент, который может занимать этот пост два срока подряд, каждый из них по 5 лет, а не один раз и 6 лет, как было раньше.

Предлагается также передать обязанности главы правительства руководителю аппарата президента. Сам глава государства сможет назначать и увольнять министров.

Количество мест в однопалатном парламенте будет сокращено со 120 до 90, а в качестве высшего совещательного и координационного органа будет выступать Курултай - народное собрание, созываемое согласно кыргызским традициям. Решение о созыве Курултая принимает президент.

В проекте новой конституции указано, что глава правительства подчиняется президенту. Президент же его и назначает. Парламент может отправить президента в отставку, только если тот грубо нарушит закон или окажется неспособен выполнять свои обязанности по состоянию здоровья.

Всего в действующий Основной закон страны вносится 81 поправка, которые ранее были опубликованы для обсуждения на официальном сайте

Как отмечают местные СМИ, это одиннадцатый по счету конституционный референдум в республике. Первая конституция независимого Кыргызстана была принята в 1993 году. Она определяла полномочия президента, парламента и правительства. За 30 лет поправки в нее путем референдума вносились 10 раз.

Во время правления Аскара Акаева Основной закон пересматривался пять раз, в 1994, 1996, 1998, 2001 и 2003 годах. Тогда же была введена мажоритарная система избрания Жогорку Кенеша и ликвидирован двухпалатный парламент.

При пришедшем ему на смену Курманбеке Бакиеве в октябре 2007 года на очередном всенародном референдуме была принята новая редакция конституции. Тогда, согласно внесенным изменениям, была введена пропорциональная система избрания депутатов парламента. За парламентом закреплялись контрольные функции, но в рамках не особо широких полномочий. За президентом оставалось право отправлять в отставку Кабмин и его главу на основании поданного заявления. Кроме того, президент сам мог инициировать законопроекты и обладал правом вето. Глава государства представлял кандидатуры судей конституционного суда для утверждения их парламентом и определял внешнюю политику.

В 2010-м, после того как к власти пришла оппозиция, временное правительство провело референдум по принятию новой редакции Основного закона. Тогда была принята конституция, изменившая форму правления с президентской на парламентскую.

Новости партнеров
×