Малые города и села стали драйвером роста аудитории ТВ в Казахстане
Телевидение остается важнейшим каналом коммуникации с широкой ежедневной аудиторией.
В среду, 24 декабря, в Алматы прошло итоговое заседание конференции учредителей Национальной Медиа Ассоциации (НМА), ставшее завершающим мероприятием 2025 года, передает Liter.kz со ссылкой на Tribune.
В ходе встречи были представлены результаты Установочного исследования 2025 года, а также предварительные итоги тестового режима панели “ТВ-индекс: малые города и села”.
По данным НМА, телесмотрение в Казахстане демонстрирует заметный рост. Общая аудитория телевидения увеличилась на 21%, при этом основной прирост обеспечили малые города и сельская местность.
В октябре 2025 года НМА совместно с K Research Central Asia запустили расширенное измерение телесмотрения, включив впервые в мониторинг малые города и села страны. Ранее измерения проводились только в 21 крупном городе с населением свыше 100 тыс. человек.

Фото: Национальная медиа Ассоциация
Исследование показало, что телевидение продолжает оставаться важнейшим каналом коммуникации с широкой ежедневной аудиторией. Среднее время просмотра в регионах оказалось выше: жители малых городов и сел проводят у телевизора в среднем 198 минут в день, что на 21 минуту (12 %) превышает показатель крупных городов – 177 минут.
Среднесуточный рейтинг отечественных телеканалов в малых городах и селах выше, чем в больших городах, на 40%, что также повлияло на общий рост телевизионной аудитории по стране. Рейтинг телеканала отражает долю зрителей, следивших за вещанием канала в определенный период.
Аналогичная тенденция наблюдается и по среднесуточному охвату: телевизор ежедневно смотрят 44% населения малых городов и сел против 35% жителей крупных городов. В целом по стране среднесуточный охват достиг 40%, что на 13% превышает показатель, рассчитанный только по крупным городам.

Фото: Национальная медиа Ассоциация
Особенно активно смотрят ТВ молодые жители регионов. В возрастной группе 18-24 года показатель телесмотрения в малых городах и селах достигает 27%, тогда как в крупных городах – 19 %. Среди старшей аудитории в больших городах наиболее активны зрители 45+. Кроме того, в регионах основной поток телесмотрения обеспечивают зрители, предпочитающие казахский язык – 82% против 59% в крупных городах.
“Регионы становятся драйверами роста телевизионного рынка. Они задают новые тренды медиапотребления и формируют более молодую, стабильную и вовлеченную аудиторию, – отметил руководитель наблюдательного совета НМА Кемелбек Ойшыбаев. — Конкуренция каналов сегодня смещается туда, где формируется новое ядро зрителей”.
Расширение географии исследования стало важным этапом для всей отрасли. Оно позволяет объективно оценивать эффективность каналов и телевизионного контента на национальном уровне, учитывать реальные медиапривычки жителей всех регионов и формировать персонализированный контент, соответствующий интересам различных аудиторных групп по всей стране.

