Мошенники используют реальные номера казахстанцев для звонков своим жертвам
Казахстанцы могут даже не догадываться, что с их номеров мошенники звонят своим жертвам и вымогают деньги. О том, как работает эта схема, корреспонденту Liter.kz рассказал начальник отдела Управления криминальной полиции Департамента полиции Нур-Султана Талгат Булегенов.
По его словам, сейчас в интернете много программ для дублирования сотовых номеров, их и используют аферисты. Выбор обычно случайный, это может быть любой действующий номер, который зарегистрирован на территории Казахстана.
«При этом казахстанцы обычно даже не подозревают, что их номерами пользуются мошенники. Потом, когда их жертвы начинают звонить на этот номер, то попадают к реальному владельцу SIM-карты, который вообще не в курсе, в чем его обвиняют», - рассказал он.
В таких случаях - в рамках досудебного расследования - обычно проводится проверка. Так, при детализации звонки мошенников обычно не высвечиваются. Почему это происходит? Потому что махинаторы звонят не с телефона, а через интернет-сайт. К слову, такой же способ обычно выбирают и казахстанские коллекторы, потому что потом практически невозможно отследить эти звонки, и заемщик не сможет доказать, что ему надоедали просьбами соответствующего характера.
При этом мошенники обычно используют программы для дублирования номеров, а настоящий владелец номера никогда об этом не узнает, если ему не начнут звонить пострадавшие.
Что делать казахстанцу, если ему вдруг начали звонить незнакомые люди с требованием вернуть деньги? Обращаться в полицию - там разберутся. У полицейских есть необходимые методы, чтобы проверить, проходил ли звонок через спутник или нет. Если нет, то к владельцу номера никаких претензий, а если да, то у него будут проблемы.
Кроме этого, Булегенов рассказал, что сейчас участились случаи, когда мошенники используют дублирующие номера call-центров банков. Соответственно, при разговоре они представляются сотрудниками финансовых учреждений и якобы хотят предупредить человека о подозрительных операциях с картами, либо что кто-то пытается оформить на них кредит. При этом они просят озвучить свои персональные данные, назвать реквизиты карты и SMS-пароль. После этого они получают полный доступ к счетам человека и могут переводить его деньги по своему усмотрению.
В текущем году от таких действий по описанной схеме пострадали 300 столичных жителей, по всем фактам начато досудебное расследование по статье 190 УК «мошенничество». Общий ущерб с начала года по этим заявлениям оценивается в 100 млн тенге.
«Мы взаимодействуем с правоохранительными органами соседних стран, так как по всем этим фактам следы уходят за границу», - добавил сотрудник УКП Департамента полиции Нур-Султана.
Как защититься от мошенников?
Во-первых, если поступил такой звонок, столичный департамент полиции рекомендует ни в коем случае не называть реквизиты карты. Нужно прервать беседу и самому позвонить в официальный call-центр банка, чтобы уточнить там всю информацию.
Во-вторых, можно задать звонившему встречный вопрос и попросить назвать свои имя, фамилию и точное название банка. Скорее всего, злоумышленник будет путаться в названиях.
В-третьих, полиция рекомендует разговаривать с ними на казахском языке. Многие мошенники сразу "ловятся" на этом, так как они не понимают госязыка Казахстана, потому что звонят обычно из за рубежа.
В-четвертых, нужно понимать, что сами сотрудники call-центров банков никогда не звонят и не собирают персональные данные. У них даже нет функции исходящих звонков в программах.
И в-пятых, полиция рекомендует чаще менять пароли учетных записей и банковских карт, чтобы обеспечить сохранность денег.
2 июня сообщалось, что мошенники представляются сотрудниками Нацбанка Казахстана и обворовывают казахстанцев - подробнее об этом читайте здесь.