Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 499.65  582.89  6.47

Мы вернули внимание к отечественному кино – казахстанский режиссер о современной киноиндустрии в стране

Как развивается кинематограф  в Казахстане.

Мы вернули внимание к отечественному кино – казахстанский режиссер о современной киноиндустрии в стране
Фотоколлаж Liter.kz

Казахстанский кинематограф переживает ренессанс. В стране сформировалось новое поколение режиссеров и сценаристов, которые уверенно заявляют о себе не только на родине, но и на международной арене. Современное казахстанское кино симпатизирует зрителям своей национальной самобытностью и универсальными историями.

Журналист Liter.kz поговорила с автором полнометражных фильмов, клипов – режиссером, оператором Азаматом Дулатовым. 

Если в 2000-х казахстанское кино в основном фокусировалось на историко-культурной тематике  как "Кочевник" или "Монгол", то в последние десять лет на первый план выходят фильмы, которые говорят о реальности здесь и сейчас. Режиссеры все чаще поднимают темы урбанизации, социального неравенства, экологии, эмиграции и самоидентичности. Например, фильмы казахстанского режиссера Адильхана Ержанова известны искушенному зрителю и за рубежом. Его "Желтая кошка" и "Черный, черный человек" это минималистичные, почти притчевые истории, в которых трагикомизм сочетается с социальной критикой. Ержанов создал авторский стиль и стал одним из самых узнаваемых режиссеров на крупных международных кинофестивалях.

Молодые имена и международное признание

Кинофестивали в Каннах, Берлине, Локарно, Венеции все чаще в их афишах можно увидеть картины, созданные казахстанскими режиссерами. Молодой режиссер Ася Султанова с короткометражкой "Интро" заявила о себе в Европе. Эмир Байгазин стал лауреатом Венецианского фестиваля с фильмом "Уроки гармонии", в котором он тонко передал психологический портрет подростка в условиях давления и насилия. Современное казахстанское кино это зеркало нации в движении, диалог с прошлым и путь к светлому будущему. Отечественное кино формируют признанные мастера, десятки новых имен, готовых говорить честно, смело и по-новому.

От Алматы до Лос-Анджелеса

Азамат Дулатов – известный оператор и режиссер в Казахстане. Его визуальный стиль узнаваем, а внимание к свету, композиции и ритму кадра стало визитной карточкой многих современных казахстанских фильмов. На его счету многочисленные награды. Дулатов неоднократно становился лауреатом премии Ассоциации кинокритиков Казахстана, а также обладателем национальной кинопремии "Тұлпар". Его операторская работа в фильмах "Тараз" и "Шлагбаум" получила признание и за пределами страны обе картины были отмечены на международных фестивалях, в том числе в Лос-Анджелесе. Одним из самых значимых достижений последних лет стала победа на престижной церемонии Asia Pacific Screen Awards (APSA) в Австралии, где Дулатов получил приз за лучшую операторскую работу в фильме Qas. В конкурсе участвовали фильмы со всей Центральной Азии, а само жюри отметило выразительность визуального языка картины. 

– Что изменилось в казахстанской киноиндустрии за последние 10 лет?

– Сейчас все сильно изменилось – и подход к съемкам, и сами зрители. Видно, как выросла индустрия: количество кинотеатров увеличилось, техника стала доступнее и современнее, появилось больше профессионалов в своей сфере. Даже сценарии – они стали намного интереснее, глубже, смелее. Конечно, не всем все может нравиться. Кто-то критикует наши фильмы – будь то сценарий, операторская работа или художественные решения. Но я считаю, это абсолютно нормально. Нам нужно снимать, пробовать, экспериментировать. Только через этот путь можно расти. Во всем мире за последние 10 лет кино сильно изменилось – и мы тоже в этом процессе. Качество приходит со временем и опытом. Главное – не стоять на месте.

– В чем особенность казахстанского киноязыка сегодня?

– На мой взгляд, он формируется из нашего центральноазиатского мышления, из менталитета, который у нас действительно особенный. Причем даже внутри самого Казахстана – в разных регионах – ментальность отличается. И это напрямую влияет на кино, которое мы создаем. Поэтому наш киноязык получается очень разным, интересным, глубоким. Кто-то из режиссеров тяготеет к американскому стилю, кто-то вдохновляется Европой или азиатским кино. Но самое удивительное – что со временем многие приходят к своему, к тому самому центральноазиатскому выразительному языку. К чему-то более честному, органичному и близкому по духу.

– С чем чаще всего сталкиваются молодые режиссеры на старте?

– В первую очередь – с неуверенностью. Еще одна распространенная проблема – недостаток практики. Бывает, что человек не прошел профессионального обучения, но уже снимает, при этом не всегда понимает, как именно строится процесс. Порой не хватает и базы – начитанности, насмотренности, знания драматургии. До съемок режиссер должен быть максимально собран, четко понимать, что и как он собирается снимать. Важно быть на одной волне с командой, чтобы потом на площадке не было времени на сомнения, споры или абстрактные творческие полеты.

– Есть ли в стране полноценное "кинематографическое сообщество"?

– В Казахстане появилось много разных кинематографических сообществ – в Telegram, WhatsApp и других мессенджерах. Я их называю командами, потому что люди там привыкли работать вместе, поддерживать друг друга. Мы собираемся, обсуждаем проблемы, ищем решения, чтобы всем было понятно, что сейчас происходит в операторском искусстве и как двигаться дальше. Это очень важно и приятно видеть. Если говорить о количестве кинематографистов, киношкол, критиков, фестивалей и диалога в целом – учитывая, что наша страна только недавно начала активно развивать киноиндустрию, я считаю, что за последние 10-15 лет достигнутых успехов вполне достаточно. Но в последние годы все эти показатели значительно выросли.

– Как вы оцениваете казахстанского зрителя сегодня – что ему интересно?

– Думаю, ему интересно почти все. Конечно, он немного избалован голливудскими и европейскими фильмами – там делают намного круче и ярче, это факт. Но при этом нельзя забывать, что казахстанскому зрителю близки свои темы, свой внутренний менталитет, свои шутки и внутренняя жизнь. Очень многим хочется увидеть на большом экране именно казахстанские города, наши пейзажи, наши истории. Думаю, для каждого зрителя это всегда интересно – ведь через кино можно показать не только жизнь, но и ценности, особенности менталитета, драму и даже комедию.

Как вы оцениваете инфраструктуру кино в Казахстане, есть ли среда для развития? 

Да, мне кажется, разница между тем, что было раньше, и тем, что есть сейчас просто огромная. Контраст действительно чувствуется. Сейчас в казахстанском кино стало намного больше талантливых и интересных кинематографистов. Люди делают качественные проекты, и это радует. Хочется, чтобы таких авторов становилось только больше. Наш зритель тоже сильно изменился. Он начал верить в казахстанское кино. Все чаще ходит именно на наши фильмы, а не на зарубежные. И это приятно ведь именно такую цель мы ставили перед собой: вернуть внимание к отечественному кино, к своему, близкому, понятному. И потихоньку, шаг за шагом, из года в год, мы видим положительные изменения и по количеству зрителей, и по тому, как воспринимается наше кино.

– Есть ли идея фильма, которую вы давно хотите реализовать? 

– Если говорить честно, то у меня нет одной конкретной, четкой идеи, которую я давно мечтаю реализовать. Скорее, есть много разных мыслей, направлений, интересных тем – и все это хочется воплощать. Мне важно, чтобы в целом казахстанское кино развивалось во всех жанрах: будь то драма, боевик, комедия или что-то авторское. Совершенству нет предела. И если каждый из нас будет делать что-то искренне и с желанием, то наше кино обязательно вырастет. Пусть развивается – шире, глубже, смелее. Вот это, пожалуй, и есть моя главная "идея".

Новости партнеров
×