"Насилие не может быть культурой" - эксперты о сексизме в Казахстане
Скандал вокруг видео Молодежного ресурсного центра Шымкента о девушке в мини-юбке получил неожиданное развитие - заместителя директора учреждения Данияра Алана освободили от должности. На его место назначили Жулдыз Балтабаеву. Многие женщины посчитали это событие признанием властями своих ошибок, другие - попыткой заткнуть возмущенных женщин. Правозащитницы и фемактивистки рассказали Liter.kz, почему в Казахстане процветают сексизм и женоненавистничество.
Лидер движения #НемолчиKZ Дина Смаилова назвала эту тему болезненной. Сексизм развивается там, где царят "патриархальные" общественные взгляды.
«Некоторые мужчины с патриархальным взглядом отвоевывают право сохранить свое превосходство над женщинами. И всячески это продвигают. И, к сожалению, продвигают и на государственном уровне. И не только мужчинами. У нас есть примеры, когда и женщины создают такие движения, создавая школы келинок, выпуская книги типа «Ты казашка. Гордись». Это все из одной серии, это все от людей с патриархальным мышлением и отсюда и все проблемы», - сказала Смаилова Liter.kz.
В разговоре она коснулась известных случае проявления женоненавистничества. Речь зашла о скандальном шымкентском видеоролике о "проститутке", и высказываниях профессора Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева о том, что "женщин можно и нужно бить". Дина Смаилова считает, что каждый такой случай в последующем ведет к насилию.
«За каждым таким высказыванием стоит воспитательная работа, которая может повлечь за собой насилие. Когда работаешь с женщинами, которые подверглись насилию, когда они не переставая пишут и звонят, когда анализируешь все это, понимаешь, что все это исходит из воспитания. От установок родителей. Если такие профессора преподносят искаженную информацию об устройстве жизни, конечно, у нас будут проблемы в обществе. Сколько молодых людей даже сейчас пишут в его защиту, утверждают, что он талантливый педагог. И ведь он чей-то кумир и кто-то ему безусловно верит и если он говорит, что женщин можно бить и воспитывать, то извините, это очень опасная тенденция. Завтра эти молодые люди, которые в него верят, скажут, что их так учил учитель», - пояснила она.
Она считает, что к сексизму в казахстанском обществе должна быть "нулевая" терпимость
С ней солидарна фемактивистка Йоханна Акбергенова. Она считает, что многие казахстанцы, в том числе и чиновники, не имеют понятия, что такое сексизм и мизогиния (женоненавистничество) и не понимают, почему люди возмущаются, когда, например, под видом государственной политики выпускаются ролики с осуждением девушек в мини-юбке, как это было в Шымкенте.
Более того, по ее словам, мужчины не знают, где находятся чужие границы и очень часто их нарушают. В казахстанском обществе зачастую даже жертву насилия начинают обвинять в неправильном поведении. Якобы она сама спровоцировала насильника - надела короткую или пошла через темный переулок.
"Почему виноват насильник, не зависимо от длины юбки и макияжа жертвы? Потому что у насильника всегда есть выбор - насиловать или не насиловать, в то время как у жертвы выбора нет. У нас люди не понимают, что женщин насилуют не только в тех странах, где носят короткие юбки, но и там, где они укутаны с ног до головы. Причем в таких странах уровень педофилии и изнасилований гораздо выше, чем в экономически развитых", - убеждена Йоханна Акбергенова.
С ее точки зрения, в социальном ролике в Шымкенте запечатлены множество моментов, которые нарушают законы Казахстана.
"Меня удивляет и возмущает, что в ролике, который, судя по всему, снят при поддержке акимата, люди не увидели того, что у нас по закону нельзя людей похищать, нельзя запирать, нельзя насильно удерживать. Там столько нарушений как национальных, так и международных законов и все это делалось только для того, чтобы сказать "не ходите в мини-юбке". У нас нет закона, запрещающего носить мини-юбку. Меня убивает, когда женщин спрашивают, почему она ходила в 12 часов ночи. У нас нет военного положения и комендантского часа!», - подчеркнула она.
Такой подход эксперт считает в корне неверным, нельзя оправдывать насилие тем, что жертва сама спровоцировала агрессора.
"Патриархальная логика заставляет людей мыслить в формате, что если изнасиловать женщину, то она перестанет носить короткие юбки и вести себя как «проститутка». Я за шведскую модель борьбы с проституции и я не приемлю, чтобы кого-либо называли проститутками или секс-работницами, поскольку глубоко убеждена, что проституция – это по большому счету о сексуальной работорговле и траффикинге", - добавила собеседница издания.
Она и ее единомышленницы пытаются это изменить. Но, с ее слов, патриархалы сопротивляются, ведь им невыгодно понимать этику современного мира с его стремлением ликвидировать все формы насилия.
"Когда стоит вопрос власти и привилегии, любая попытка говорить о правах женщин принимаются как покушение на традиции, историю, менталитет, культуру. Но очень хотелось бы, чтобы люди поняли, что насилие не может быть культурой. Насилие не может быть приемлемо. Насилие – это ненормально. Нельзя оправдывать насилие культурой. И если культура или какие-то традиции пропагандируют насилие, то лучше искоренить их, чем нести ее как знамя дальше», - добавила она.
Поддержка насилия над женщинами - это не только мужская черта. Некоторые женщины тоже считают это нормальным. Йоханна Акбергенова прокомментировала эту точку зрения.
«Женщины, поддерживая патриархальную культуру и насилие в отношении других женщин, например, присоединяясь к обвинениям жертв, таким образом, как бы пытаются защитить себя… Это психологическая реакция - они считают, что если они будут соблюдать определенные патриархальные правила, то с ними насилия не произойдет. Но это ошибка и такая установка оборачивается как против них. Женщины с детства научились ненавидеть себя и других женщин. Это называется внутренней мизогинией. Нас, женщин, воспитывают не как сестер, а как соперниц за мужские одобрения. Детям внушают, что быть девочкой и «как девчонка» – это стыдно, низко и пошло. Женщины, которые ненавидят других женщин, на самом деле презирают себя за принадлежность к женскому полу и стараются от него дистанциироваться», - резюмировала Йоханна Акбергенова.
Продолжая тему воспитания, мы обратились к руководителю фонда «Коргау-Астана» Анне Рыль. Она рассказала, как психологическое и физическое насилие становится фундаментом семейной жизни в постсоветских странах. Как ни странно, далеко не всегда инициатором конфликтов становится мужчина.
"В семейных конфликтах зачастую инициаторами конфликта становятся женщины старшего возраста. Они, как правило, приложили массу усилий, чтобы пережить тяжелые 90-е годы. Зачастую сами испытали насилие и другие тяготы, и они настолько привыкли контролировать все, что происходит в их жизни, что не могут делегировать детям право на мнение. Они считают своих детей более глупыми и менее жизнеспособными. И даже не скрывают этого. И если дочери легче переносят это и все равно реализуются в жизни, то молодые люди полностью подчиняются матери. В итоге мы получаем молодого инфальтивного мужчину, которые не может нести ответственность за свою жизнь, не говоря уже о жизни супруги и детей", - добавила эксперт.
По словам руководителя фонда, часто насилие происходит тогда, когда в дом приходят родители мужа или другие родственники. Они выражают супругу свое недовольство его женщиной и в итоге все это выливается в скандал и семейный дебош. Иногда и родители жены необоснованно вмешиваются в жизнь супругов.
По мнению эксперта, решением проблемы могло бы стать создание доступных психологических центров. Необходимо выпускать семейные психологические программы . Но они не должны быть скучно-традиционными.
3 июня в аккаунте Instagram Молодежного ресурсного центра города Шымкент было опубликовано видео, снятое при поддержке акимата города Шымкент, в котором короткая юбка стала поводом для обвинения девушки в проституции.
https://youtu.be/nXJcE6vLIAI?t=5
После шквала негативных комментариев Молодежный ресурсный центр Шымкента удалил видеоролик.
5 июня молодежный ресурсный центр через акимат Шымкента заявил о своей непричастности к созданию видеоролика. Однако как логотип МРЦ Шымкента оказался в сюжете и почему вышел на официальных страницах в соцсетях никто не разъяснил.
6 июня корреспондент Liter.kz связалась с заместителем руководителя МРЦ Данияром Аланом, который рассказал, как проходит процедура согласования проектов и почему на официальных страницах до сих пор извинения не размещены, а пересылаются СМИ через пресс-службу акимата Шымкента.
11 мая стало известно, что замдиректора Молодежного центра Шымкента Данияра Алана уволили и назначили на его должность женщину.