Не бита, не крашена
В Казахстане остается актуальным вопрос об утилизационном сборе.
В сети мы то и дело наблюдаем призывы снизить или же вовсе отменить утильсбор. В то же время Правительство продолжает настаивать на необходимости сохранения инвестиционного климата и развитии промышленности внутри страны, снижая зависимость от импорта. Об этом и многом другом в интервью газете «Литер» рассказал эксперт автомобильной отрасли Артур Мискарян.
“Казахстан был и остается привлекательным рынком”
- Утилизационный сбор на автотранспортную технику был введен еще в 2016 году. Скажите, пожалуйста, с чем связан резкий ажиотаж по вопросам отмены утильсбора в социальных сетях?
- В связи с постепенным снижением доли рынка импортеров, что нормально в стране, где созданы условия для развития машиностроения и локализации продукции зарубежных брендов.
Несколько лет назад, до того, как государственная политика стала, направлена на развитие производства машиностроительной продукции внутри страны путем развития местных кадров, стимулирования производства и спроса на продукцию с местным содержанием, доля импортеров составляла 85% на казахстанском автомобильном рынке. Спустя годы ситуация пришла к тому, что сегодня растет спрос на технику, выпущенную в Казахстане, 70% покупателей выбирают автомобили, произведенные на казахстанских предприятиях.
Отсюда усиленное информационно-политическое давление на участников рынка, инвестирующих в создание казахстанских производств, на отраслевой регулятор и Правительство.
- За счет чего выросла доля местных производителей?
- Зачастую это осознанный выбор потребителей – “я выбираю казахстанские товары”, но иногда люди голосуют кошельком за товары местного производства просто потому, что они более привлекательны по цене. Надо понимать одну простую вещь: в цене автомобиля, выпущенного в Казахстане, утилизационного сбора нет.
- В мире активно практикуется данная система сборов, а также проводятся меры по защите собственных рынков. В чем, по-Вашему, заключается разница между зарубежным опытом и отечественным?
- Существенная разница заключается в политизации процесса и нежелании некоторых участников рынка инвестировать в экономику страны, но одновременно с этим - в попытках сохранения рыночных позиций в силу того, что Казахстан был и остается привлекательным рынком.
“Благоприятные условия для инвестирования”
- Артур, расскажите, пожалуйста, каковы перспективы отечественного машиностроения, на Ваш взгляд?
- При сохранении благоприятных условий для инвестирования в отрасли - рост численности специалистов, занятых в технически сложном производстве с высокой добавленной стоимостью, наращивание экспорта в соседние страны, а также постепенная диверсификация экономики и постепенное снижение сырьевой зависимости.
- Согласно данным, доля новых авто в стране составляет порядка 6% от общего количества автомобилей в целом. В связи, с чем бытует мнение, что эксплуатация автомобилей старше двадцати лет потенциально опасна и несет угрозу для граждан. Каковы реалии использования старого авто на практике?
- Необходимо выведение из эксплуатации старой техники с ее последующей утилизацией и возобновлением работы системы скидочных сертификатов, когда взамен автомобиля, сданного в утилизацию, потребитель получает денежную выплату или скидку при покупке нового автомобиля. При этом сумма выплаты или размер скидки, по понятным причинам, будут зависеть от суммы утилизационного сбора.
“Экологичность весьма относительна”
- Что в действительности сказывается на конечном росте цен для потенциального покупателя нового авто?
- Мировой авторынок с конца 2019 года находится в состоянии дефицита. Резкое снижение объемов производства в начале пандемии и локдаунов на автомобильных заводах и на предприятиях по выпуску отдельных компонентов, в том числе и чипов, необходимых в производстве. А снижение объемов производства приводит к возникновению дефицита, соответственно, происходит рост цен. Далее «контейнерный кризис», продолжающиеся локдауны в разных регионах и международно-политическая ситуация. К слову, в Казахстане доходило до закрытия автосалонов.
Только в 2023 году ситуация стала выправляться: объемы мирового производства стали постепенно приближаться к прежнему уровню: глобальные и региональные игроки стали находить решения по логистике и, главное, наличию машинокомплектов и товарных автомобилей. Где? Отдельный вопрос. При растущем спросе на продукцию будет сохраняться ценовой рост.
- Экологическая повестка в мире сегодня считается одной из важнейших тем для обсуждения. Мир активно переходит на «зеленый» транспорт. Но также остаются и сторонники классических двигателей внутреннего сгорания. Прокомментируйте, пожалуйста, все «за» и «против» данных новшеств.
- Экологичность электромобилей весьма относительна. Во-первых, в силу действующих источников генерации электроэнергии, а во-вторых - в силу технических факторов, как, например, особенности производства батарей, отсутствия технической возможности для безопасной утилизации батарей (в мире) и более высокого веса электромобилей по сравнению с аналогами на бензиновых и дизельных двигателях.
- Артур, а какой вид транспорта предпочитаете лично Вы?
- Велосипеды и автомобиль. Соответственно - в теплое время года и остальное время. В первом случае бонус - практически полное равнодушие к плотности городского трафика. Во втором случае - поездки за пределы города, ну, и в непогоду.
- Благодарю Вас за беседу и желаю удачи!