Не наступить на цветы жизни ботинком бюрократии
Министерство просвещения РК предложило новый законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам образования и защиты прав ребенка». Изменений планируется уйма – проект затрагивает ряд особо значимых кодексов и законов. О браке, об архитектурной деятельности, о статусе педагога. Но в этом материале мы подробно разберемся только в тех нововведениях, которые касаются непосредственно детей и их благополучия.
Зачем это нужно
Как мы упомянули ранее, законопроект разработало Министерство просвещения. Вообще ведомство мотивирует свою инициативу тем, что проведенный им правовой мониторинг выявил целый ряд противоречий и коллизий. Удивляет то, что большинство обнаружилось именно среди законов в области образования и защиты прав ребенка. А ведь дети – наиболее уязвимая часть общества. Поэтому новый законопроект призван не только исправить эти неурядицы, но и модернизировать саму суть законов.
В пояснительной записке к проекту говорится, что его цель – это совершенствование казахстанского законодательства в различных областях образования. Это касается дошкольного, среднего, технического и профессионального образования, а также послесреднего и дополнительного. Вместе с тем ведомство обещает, что права детей будут лучше защищаться. Так что новый законопроект не так прост, как кажется, – он сформирован в соответствии с актуальными интересами государства, запросами общества и современными тенденциями.
Теперь все профессионально
Кодекс “О браке (супружестве) и семье” был принят в декабре 2011 года. Ему предшествовал Закон “О браке и семье” от 1998 года, но он утратил свою силу, поскольку многие понятия в нем не соответствовали веянию нового времени. Кодекс же в свою очередь ориентируется не только на брачно-семейные отношения, но и на супружеские. Он определяет цели, задачи, принципы и правовые основы регулирования таких отношений. Документ призван обеспечивать защиту прав и интересов семьи. А развитие этой ячейки общества, как известно, является приоритетным направлением государственной социальной политики в нашей стране. Последние изменения в Кодекс внесли в прошлом году, но они были незначительными. Тогда оттуда просто убрали оглавление и дополнили одну статью. Так что это можно считать чистой формальностью. Однако текущие правки несут в себе совсем иной смысл – они более содержательны и имеют потенциал действительно улучшить судьбы детей и их родителей.
Одно из ярчайших нововведений – это переименование “приемной семьи” в “приемную профессиональную семью”. Мы, казахстанцы, привыкли к переименованиям и уже особо в них не вникаем. Но тут это становится необходимым. Потому что, казалось бы, в простом присоединении слова «профессиональная» все-таки заложены новые функции и обязательства приемных семей.
Вопрос о создании в Казахстане профессиональной приемной семьи обсуждается уже давно, и вот теперь необходимость этого шага, наконец, назрела. В законопроекте новый термин сокращенно определяется так: “это форма устройства в семью для оказания специальных социальных услуг”. Кроме того, если раньше в приемную семью можно было принять на воспитание “не менее четырех и не более десяти” детей, то профессиональная семья сможет взять “под крыло” не более четырех ребят. Эта мера кажется вполне разумной, ведь родительские ресурсы не безграничны – как материальные, так и ментальные. Вместе с тем теперь приемные родители перед усыновлением должны будут проходить профессиональную подготовку и аттестацию. Это нужно, чтобы сократить уровень вторичного сиротства в стране.
Путь сироты до сих пор выстроен по старинке: больница – приют – детский дом. А это дополнительные травмы, которые еще более усугубляются на почве возврата приемными родителями детей-сирот. Государство многое делает для создания в детских домах комфортных условий. Но, безусловно, ни один детский дом не заменит родную семью и родительское внимание. Поэтому в Казахстане, как и во всем мире, активно реализуется институт профессиональной приемной семьи, – поясняет кандидат юридических наук, общественник Аян Турекулов.
Углубляясь в детали, отметим, что приемная профессиональная стала еще одним вариантом для социализации сирот. Все дело в том, что в стране большой процент возврата детей в учреждения. Вы только задумайтесь: за последние пять лет численность детей, которых усыновители и опекуны вернули в детдома, увеличилась на целых 64%! Об этом сообщает Бюро национальной статистики РК.
Этот пагубный показатель связан с самой банальной, даже тривиальной причиной – приемные родители были просто не готовы к новым детям. Им не хватило компетенций и навыков, поэтому работа оказалась слишком тяжелой. В этой связи возникает вопрос, который так и останется без ответа, – а зачем тогда их брать? К слову, зачастую под критерий «возвратников» попадают дети с особыми потребностями, подростки или же дети, которых нельзя разлучать с братьями и сестрами.
Это так называемая «трудноустраиваемая» категория. Родители, решившие взять такого ребенка, должны пройти серьезную подготовку. Это при том, что ребенок из детдома, как правило, уже психологически травмирован. А это еще более сложные случаи. То есть нужно говорить о том, что профессиональные приемные родители – это мамы и папы с большим опытом и желательно с медицинским или психологическим образованием, с высоким уровнем подготовки, – подчеркивает Аян Турекулов.
Поэтому институт приемной профессиональной семьи становится востребованным, как никогда. Он должен пресечь эту тенденцию «детей напрокат» и не дать уже и так травмированному ребенку получить очередную травму. Тщательный отбор, профессиональная подготовка, аттестация и аккредитация – вот три “апостола”, которые помогут обеспечить одиноких детей счастливой и комфортной жизнью.
Как и у каждого проекта, находящегося в разработке, у этой инициативы тоже есть свои слабые места. Они касаются юридических тонкостей: каково трудовое регулирование профессиональных семей и каким образом будет оцениваться труд приемных родителей.
Более того, когда родители берут не одного ребенка, а несколько, им приходится оставлять работу, чтобы профессионально заниматься воспитанием детей. И в этой связи с профессиональным родителем должен заключаться полноценный трудовой договор, а не гражданско-правовой. Либо их совмещение. Поэтому могут возникнуть сложности с законопроектом в вопросах трудового регулирования с Минтруда. Например, как оплачивать работу профессионального родителя, если функция родителя круглосуточная? И что такое отпуск родителя? – задумывается Аян Турекулов.
Эксперт предлагает следующее решение: четко прописать статус профессиональной семьи в законе, а в дальнейшем утвердить соответствующий стандарт. Пока что законопроект находится на публичном обсуждении, поэтому любые возникающие “дыры” все еще можно подлатать.
“Никого не оставить в стороне”
Что еще новенького появится в Кодексе “О браке (супружестве) и семье”? Добавится статья 73-1 – прежде такой не существовало. Согласно этой статье, у нас собираются узаконить право дедушек и бабушек на общение с внуками в случае развода родителей. Она так и звучит: “Дедушки, бабушки, братья, сестры и другие родственники имеют право на общение с ребенком”.
В случае отказа родителей или одного из них от предоставления близким родственникам ребенка возможности общаться с ним спор разрешается органом, осуществляющим функции по опеке или попечительству, – говорится в документе.
В пояснении сказано, что раньше при разрешении подобных споров возникали трудности. Они касаются именно применения Кодекса, поскольку в его содержании не было отдельной статьи. То есть прежде никто и не предусматривал официальный порядок общения ребенка с другими родственниками. Поэтому все логично: поскольку ребенок имеет право общаться с дедушками, бабушками, братьями, сестрами и другими родственниками, то и у них соответственно должно быть такое право.
В Закон “О правах ребенка» тоже собираются ввести новую статью – “Индекс благополучия детей”. Этот индекс нужен, чтобы отслеживать эффективность национальной политики по улучшению положения детей в различных сферах. Показатель будет применяться в ежегодном государственном докладе. По его итогам можно будет сделать конкретные выводы о том, как у маленьких казахстанцев обстоят дела со здоровьем, образованием, материальным благополучием, безопасностью и социализацией.
Вообще, индекс был введен в оборот еще в феврале прошлого года, но вот об официальной статье в законе заговорили только сейчас. Индекс состоит из четырех основных направлений: “Ребенок”, “Семья и общество”, “Государственная политика” и “Благосостояние страны”. А в его основу заложен принцип “Никого не оставить в стороне”.
Внедрение индекса благополучия детей – это очень важный инструмент контроля состояния детей, их благополучия, развития, а также мер, которые применяются для защиты их прав. Этот индекс основан на международном опыте, он применяется во многих развитых странах. Здесь также есть инструменты выявления признаков буллинга, в том числе кибербуллинга. Так что этот индекс призван помочь усовершенствовать систему защиты прав ребенка в Казахстане, – указывает председатель столичного филиала Казахстанского союза юристов Серик Беркамалов.
Данные индекса будут собираться из трех основополагающих источников. Первый – это статистические данные различных ведомств. Об итогах своей деятельности будут докладывать министерства труда и социальной защиты, здравоохранения, экологии и внутренних дел. Сюда же относятся доклады Генпрокуратуры. То есть все те органы, которые так или иначе отвечают за благосостояние казахстанских детей. Затем следует анонимное электронное анкетирование. Его может пройти ребенок в возрасте от 10 до 17 лет. В опросе также принимают участие родители и педагоги. Третьим источником информации становится анонимное интервью.
Суть в том, чтобы напрямую от ребенка получать информацию о климате в семье, школе и иных бытовых ситуациях. Но я вижу недостаток в том, что ребенок способен осознанно или неосознанно подавать информацию лишь субъективно и даже искажая ее. Таким образом, сложно говорить об индексе, как о достоверном источнике информации, – предостерегает специалист-судебник по семейным, ювенальным и наследственным делам Оксана Девяшина.
Опасения вполне понятны, ведь ребенок, еще не знающий свои права, может с легкостью оказаться под давлением сотрудников школ или других учреждений. Например, тех, кто будет действовать не в интересах ребенка, а так, “для галочки2. Однако только время и практика покажут нам, насколько эффективны индекс и, в частности, сама методика его расчета.
Другое нововведение появится в статье о государственном контроле в области защиты прав ребенка. Теперь государство сможет осуществлять внеплановые проверки в организациях на предмет жестокого обращения с детьми и причинения вреда их здоровью. И неважно, какой тип ведомственной подчиненности у этой организации.
Просто слова?
В свою очередь Закон “Об образовании” пополнился целым списком новых понятий, которые будут официально закреплены в нашем законодательстве. Расскажем в деталях о некоторых из них.
Вводится термин «сетевые школы». Это организации среднего образования, у которых есть единая специализированная учебная программа. Она всюду одинакова – независимо от места нахождения школы. По большей части такие учебные заведения располагаются в центральных городах страны. В Астане, например, или Алматы. А ведь многие одаренные дети проживают в отдаленных населенных пунктах, и у них нет возможности учиться в школах, которые бы соответствовали их знаниям и талантам. Зачастую маленькие вундеркинды не могут полноценно раскрыть свой потенциал, а происходит это потому, что обычные общеобразовательные школы не дают ребенку соответствующий багаж знаний. Так что будем верить, что вместе с термином «сетевая школа» в страну придут непосредственно и сами сетевые школы, которые помогут способным детям из регионов не упустить свой шанс.
Очередное понятие – это «качество образования». Теперь этот термин будет функционировать не как нечто абстрактное, а как официально закрепленный в законодательстве конкретный подпункт. Но что он значит? Новое дополнение сообщает, что под «качеством образования» будет подразумеваться его соответствие государственным общеобязательным стандартам, потребностям личности, общества и государства.
Согласно декларации ЮНИСЕФ, качество образования определяется пятью элементами: внешним опытом учащегося; средой обучения; содержанием образования; процессами обучения; результатами образования. Во вводимом понятии комплексно учтены все элементы, – указывается в документе.
Тем не менее, эксперты считают, что внедрение этого подпункта не обязательно значит, что какие-либо новшества обязательно появятся на практике.
Скорее всего это просто редакционные правки. Дело в том, что в действующем Законе об образовании многое из этого уже есть. Например, аккредитации организаций образования, которые призваны оценивать качество оказываемых ими образовательных услуг, – поясняет юрист Сергей Уткин.
Наиболее интересной новинкой становится «культура качества образования». О таком мы прежде не слышали. В двух словах: это система ценностей и убеждений всех участников образовательного процесса – школьников, студентов, педагогов, завучей и т. д. Система эта будет регулироваться при помощи внутреннего и внешнего оценивания. Но это не обязательно какой-то специальный сложный мониторинг. Это могут быть, например, и обычные открытые уроки, к которым наши школы уже привыкли.
После этого нововведения организации образования будут должны обеспечивать формирование культуры качества. Наверняка это будет просто дополнительный пункт предъявления претензий руководителям этих организаций со стороны чиновников соответствующих органов, – выражает свои сомнения эксперт.
В законопроекте по вопросам образования и защиты прав ребенка представлено еще множество других областей. Согласно одной из вводимых норм, категорию граждан, которым оказывается социальная помощь, ожидает пополнение. К ним хотят добавить обучающихся из других городов, нуждающихся в общежитии. Вместе с тем вносятся и различные изменения, которые касаются защиты трудовых прав педагогов. Публичное обсуждение законопроекта продлится до 24 февраля.
Диана Тысымбаева, Астана