Не вода, а испытание: как акиматы Казахстана проваливают обеспечение населения питьевой водой
Несмотря на поручения и миллиарды из бюджета, тысячи казахстанцев до сих пор без питьевой воды.
Власти обещают, люди ждут, вода — по расписанию. К 2025 году Казахстан должен был полностью обеспечить все население централизованным водоснабжением. Однако уже середина года, а проблема по-прежнему актуальна для 705 сел и 18 городов. По данным Министерства промышленности, охват достиг 99,4% в городах и 97,8% в селах. Но за этими красивыми цифрами скрываются реальные проблемы: школы без воды, больницы на бочках, люди — с флягами и колодцами. Подробнее об этом в материале Liter.kz.
Когда в 2021 году президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу обеспечить 100% населения страны доступом к чистой питьевой воде к 2025 году, казалось, что этого можно достичь за четыре года.
Громкие цели и сухая реальность
По данным председателя Комитета партийного контроля, депутата Мажилиса Павла Казанцева, проблема носит системный характер и уходит корнями в десятилетия неэффективного управления, коррупции и чиновничьего равнодушия. Он подчеркивает, что вопрос обеспечения населения Казахстана водой всегда был стратегическим приоритетом. Особенно в селах ситуация 20–30 лет назад была критической: соленая, грязная вода, не соответствующая санитарным нормам.
Он отметил, что на протяжении последних десятилетий в Казахстане неоднократно запускались масштабные программы водоснабжения. Однако, как он отметил, они либо рушились под давлением коррупции, либо вязли в бюрократических процедурах.
“В разное время запускались программы, но они либо разваливались из-за коррупции, либо страдали от бюрократии”, — заявил он.
Казанцев напомнил, что еще в своей инаугурационной речи в 2019 году президент Касым-Жомарт Токаев обозначил необходимость наведения порядка в водной сфере, а уже в 2021 году поставил конкретную задачу: обеспечить 100% населенных пунктов питьевой водой за пять лет.
Депутат подчеркнул, что 2025 год — финальный срок исполнения этого поручения. По его словам, партия AMANAT держит этот вопрос в фокусе: как в рамках республиканской предвыборной программы, так и в 20 региональных, водоснабжение занимает приоритетное место, а по каждому населенному пункту обозначены сроки и ответственные исполнители.
“Это вопрос политической воли и партийного контроля”, — отметил Казанцев.
Он добавил, что без чистой воды невозможно говорить о реальном развитии регионов. Несмотря на почти полное покрытие по официальной статистике, реальная картина далека от идеала.
“Как бы ни были хороши дороги или цветущие сады, если у людей нет доступа к чистой воде — говорить о развитии рано. Сейчас в 18 городах из 70 и в 705 селах из более чем шести тысяч до сих пор нет стабильного водоснабжения. Люди пользуются водовозками или открывают краны, из которых течет ржавая и соленая вода. Это не комфорт — это выживание. На недавнем заседании Комитета партийного контроля депутаты в очередной раз проверяли: успевают ли акиматы ли к 2025 году? Формально показатели близки к 100%, но “почти” — не считается”, – уверен Павел Казанцев.
Миллиарды на воду — в песок
“Ситуация 20–30 лет назад была катастрофической. Программы были, но деньги уходили “в песок”. Только с 2019 года, после поручения президента, началась системная работа. До конца 2025 года мы обязаны обеспечить 100% охват. Из более чем шести тысяч сел — 705 до сих пор без воды. Из 90 городов — 18 не охвачены полностью. За каждым из этих пунктов — школы, больницы, жилые дома. А значит, поручение главы государства не выполнено. Если ты переплыл реку, но утонул в двух метрах от берега — значит, не переплыл. Значит мы реку не переплыли, значит мы поручение президента не выполнили. Мы не можем себе этого позволить, мы должны всеми силами сделать так, чтобы 100% населения населенных пунктов было обеспечено питьевой водой.
На заседании мы выясняем, что при высоких цифрах по селам, ну это же почти 100%, но почти мы реку еще не переплыли. Но получается из 70 городов 18 не обеспеченны полностью, да вода там есть, но не полностью. А ведь это же люди, это семьи, дети, это же наш внутренний комфорт национальный. Да, нам обещают, что до конца года этот вопрос будет решен, но тоже совсем да не совсем. Мы опять же начинаем разбираться по каждому проекту, городу, где, почему, что, как”, – считает Павел Казанцев.
С 2022 по 2023 годы на проекты водоснабжения было потрачено более 324 млрд тенге, в 2024 году — еще 218 млрд, а в 2025 планируется освоить более 100 млрд тенге. Однако уровень износа сетей по-прежнему достигает в среднем 43%, а в некоторых регионах — более 70%.
Особенно критична ситуация:
- в Алматинской области — износ сетей 58%;
- в Павлодарской — износ водоотведения 74%;
- в Восточно-Казахстанской — 72%;
- в области Улытау — питьевая вода из водохранилища 5-го класса загрязненности, пригодна только для технических нужд.
Мажилисмен уверен, назвал основные проблемы с обеспечением регионов питьевой водой.
“Проблема — в планировании, в недобросовестных подрядчиках, в коррупции, в пассивности местных депутатов. Акиматам надо внятно сказать: не стройте дворец культуры — обеспечьте водой. Никакие фонари и детские площадки не заменят доступ к чистой воде”, – говорит депутат.
Несмотря на “освоенные” миллиарды, целые регионы продолжают жить с ржавыми трубами, графиком подачи воды и емкостями на колесах.
Типовые ошибки: проекты без воды и вода без проектов
Ситуация в сельской местности, по словам депутата Павла Казанцева, остается одной из самых сложных. Формально в селах охват питьевой водой приближается к 99%, но за этой цифрой скрываются реальные пробелы.
“У нас более шести тысяч сел, и 705 из них до сих пор без воды. Это не статистика — это реальная нехватка. 705 — это очень много. По каждому из этих сел мы разбираемся отдельно. У нашей партии есть ресурс — вертикальная структура вплоть до аула. Мы знаем, что происходит на местах. Комитет партийного контроля активно работает в отстающих регионах, особенно в области Абай. Мы уже применили меры партийного реагирования, включая выговоры. Это последняя стадия — когда человек, даже будучи партийцем, не осознает, что должен лично отвечать за поручения, данные государством”, — отметил Казанцев.
По его словам, большинство типовых ошибок повторяются от проекта к проекту. Часто бывает так, что либо разрабатывают проект в месте, где нет подземных вод, либо подают воду, но к нему нет документов, он не принят на баланс. Отсюда и формулировка — ”вода без проекта и проект без воды”.
“Мы разбираем проблему по каждому селу. Ошибки возникают уже на стадии планирования. Проектируют “на глаз”, без учета гидрологических условий. Потом нанимают каких-то специалистов, те готовят некачественные проекты, а когда дело доходит до реализации — оказывается, трубы не подходят, воды под землей нет вообще. Это уже не просто ошибка, а халатность”, – объясняет депутат.
К этому добавляются организационные сбои: проект вроде бы утвержден, экспертиза получена, а деньги не поступили вовремя. Причины разные — от природных катастроф до недальновидных решений местных акиматов.
“В 2024 году большая часть резервных средств ушла на ликвидацию паводков, в 2023-м — на борьбу с засухой. Это понятно. Но кто мешает местным депутатам пересмотреть приоритеты? Если денег не хватает, отложите строительство дворца культуры — обеспечьте сначала людей водой. Мы призываем фракции на местах: ищите резервы, перераспределяйте, забирайте средства с других проектов. Вода — это первоочередная потребность”, — подчеркнул Казанцев.
Также он отметил, что среди причин отставания — недобросовестные подрядчики, некачественное строительство, слабый контроль и элементарная коррупция.
“Мы на партийном уровне контролируем каждый объект. И убеждены — при жестком подходе и ответственном исполнении большинство проектов будет завершено до конца 2025 года”, — резюмировал депутат.
Между тем материалы Высшей аудиторской палаты и Комитета партийного контроля показывают, что:
- отсутствует надзор за качеством воды, особенно в Акмолинской области, где 17,3% проб не соответствуют санитарно-химическим нормам;
- строительные работы затягиваются или выполняются с нарушениями;
- оплачиваются несуществующие работы (например, в Семее — 126 млн тенге, в Актобе — дублирование проектов на 406 млн тенге);
- объекты сданы, но не подключены: в Баскудык (Мангистауская обл.) вода подается раз в неделю на 4 часа.
“Городская вода подается по графику, особенно в микрорайонах новостроек. В Талапкере и Кажымукане — трубы есть, сети есть, но вода по ним не идет. Больше 13 тысяч человек живут без водоснабжения. В Семее — объект сдан, но не подключен. В Акмолинской области — 50% сетей изношены, и это статистика по области, а не только по аулам”, – заявил Казанцев.
Кто виноват? Акиматы под огнем критики
По словам Павла Казанцева, Казахстан уже имел опыт реализации крупных государственных программ по водоснабжению, но ни одна из них не была доведена до конца.
“Были две программы, которые финансировались серьезно, но не имели жесткой политической воли. Первую буквально “разговорили” — было много обещаний, но все развалилось. Она провалилась в том числе из-за масштабных хищений. Тогда были громкие посадки чиновников, но сама программа не сработала”, — напомнил он.
Депутат отметил, что вторая программа была обеспечена необходимыми ресурсами, однако провалилась по другой причине — отсутствовала централизованная ответственность.
“Все отвечали за воду по чуть-чуть. Кто-то за проектирование, кто-то за строительство, кто-то за контроль. В итоге — как у семи нянек: дитя без глазу”, — образно пояснил Казанцев.
О новом подходе и ответственности
Он подчеркнул, что системные изменения начались только после того, как президент страны поручил упорядочить водную сферу и сосредоточить управление в одних руках.
“Президент поставил задачу: устранить разрозненность и централизовать управление. За три года мы провели большую работу, приняли новый Водный кодекс, и теперь у воды есть один хозяин”, — заявил Казанцев.
Он уточнил, что теперь за всю политику в сфере водных ресурсов отвечает новое Министерство водных ресурсов и ирригации. Это ведомство консолидировало функции, ранее распределенные между различными структурами — от сельского хозяйства до промышленности.
Числа и провалы
Депутат Казанцев не сдерживает оценки:
“Они приходят к нам на заседания, докладывают: “вот ПСД, вот подрядчик”. Потом начинается перенос сроков, корректировки, замена поставщиков. Мы уже слышим это третий год. Иногда уже непонятно, кто вообще несет ответственность за срыв”.
Отдельной критике подверглись Абайская, Акмолинская, ВКО и Мангистауская области, где проекты провалены или остановлены, многократные переносы сроков стали нормой, а подключение населения так и не состоялось, несмотря на принятые сети.
Согласно данным Комитета партийного контроля AMANAT, в 2024 году не реализованы 47 объектов водоснабжения. В 2023 году было зафиксировано 27 рисков неисполнения Дорожных карт
Например:
- Область Абай: из 55 проектов завершены только 14. Остальные либо заморожены, либо затянуты. В селе Глуховка подрядчик бросил объект после 80% готовности, насосную станцию разворовали. Никто не понес ответственности.
- Акмолинская область: несоответствие питьевой воды по микробиологическим показателям — 6,7%, что в восемь раз превышает среднереспубликанский уровень. По санитарно-химическим — в четыре раза выше нормы.
- Павлодарская область: в селе Актогай подрядчик пять раз переносил сроки. Работы не завершены. Актов выполненных работ нет.
- Карагандинская область: из 51 планируемого комплекса блокмодульной очистки воды установлены только 34.
Есть ли прогресс?
В последние годы был сделан ряд шагов, например создано Министерство водных ресурсов и ирригации, которое теперь централизует ответственность и принят новый Водный кодекс, а также внедрена стимулирующая тарификация — плата за избыточное использование воды стала выше, что должно дисциплинировать население. Кроме того, реализуются проекты КБМ (комплексные блочно-модульные станции) для отдаленных аулов.
Но этого недостаточно, если каждый третий тенге из бюджета тратится вхолостую, а реализация дорожных карт по линии партии AMANAT срывается ежегодно.
“Было две крупные программы. Первая провалилась из-за масштабных хищений и посадок чиновников. Вторая — потому что за воду отвечали несколько ведомств одновременно. Никто не нес полной ответственности. Теперь всё изменилось. Создано Министерство водных ресурсов и ирригации, принятый в этом году новый Водный кодекс централизует все полномочия. Вопрос питьевой воды в населенных пунктах теперь в компетенции Минпрома. Стало ясно, кто отвечает — и кому предъявлять спрос”, – говорит Казанцев.
Что делать?
Отвечая на вопрос о том, насколько культура водопользования в Казахстане влияет на дефицит, депутат Павел Казанцев отметил, что проблема экономии действительно существует — но не везде.
Он пояснил, что в населенных пунктах, где люди до сих пор вынуждены получать воду по талонам или носить ее из колодца, говорить об экономии просто неуместно.
“Когда семья живет с несколькими флягами воды на неделю, тут речь не об экономии, а о выживании”, — подчеркнул депутат.
По его словам, остро вопрос стоит в городах и пригородах, где обеспечено централизованное водоснабжение. Там, по его наблюдениям, казахстанцы часто не задумываются, какую именно воду они используют в быту.
“Мы моем машины и поливаем огороды питьевой водой. А это не просто вода из реки. Она подается по специальным трубам, проходит дорогостоящую очистку и дезинфекцию, за ее безопасность отвечают целые службы”, — отметил он.
Казанцев обратил внимание, что во многих странах использование питьевой воды для технических нужд давно считается недопустимой роскошью.
“Китайцы говорят нам: “Казахи — вы богатые, если пьете и машины моете одной и той же дорогущей водой”, — добавил он.
Чтобы изменить эту ситуацию, в новом Водном кодексе Казахстана была заложена так называемая стимулирующая тарификация. Суть ее в том, что каждый гражданин получает гигиеническую норму по доступной цене, но при перерасходе — особенно для полива или мойки машин — тариф автоматически повышается.
“Сейчас эта система уже начала работать. В коммунальных квитанциях вы увидите три, а то и четыре тарифа. Если используешь больше — плати больше”, — объяснил депутат.
Также стоит:
- усилить персональную ответственность акимов и подрядчиков;
- проводить общественный аудит — с участием жителей и НПО;
- запустить электронную карту всех проектов с онлайн-мониторингом;
- ввести уголовную ответственность за оплату невыполненных работ.
“У нас может быть все — свет, дороги, интернет. Но если в доме нет воды — нет и уважения к власти”, — сказал депутат Павел Казанцев.
До конца 2025 года — чуть больше полугода. Останется ли поручение Касым-Жомарта Токаева невыполненным — покажет время. Но уже сейчас ясно: проблема водоснабжения в Казахстане — это не только инженерный, но и управленческий, политический и этический вызов. У правительства и местных акиматов — последний шанс не потерять лицо. А у граждан — право требовать исполнения одного из самых базовых прав: права на чистую воду. И пока люди в 705 селах не откроют кран с питьевой водой — никакие проценты в отчетах не будут убедительными.
Пять акимов получили выговоры за провалы в проектах водоснабжения
15 мая Комитет партийного контроля партии AMANAT подвел итоги очередной проверки хода реализации поручения президента РК по обеспечению населения качественной питьевой водой. По результатам рассмотрения нарушений и несоблюдения сроков исполнения, сразу пять акимов в регионах были привлечены к партийной ответственности в виде выговоров.
В области Абай: Нурбек Кошкарбаев, аким Бескарагайского района, получил выговор за неорганизацию должного контроля за сохранностью объекта, строящегося в селе Глуховка. Объект был оставлен без охраны и надлежащего технического сопровождения, что привело к его частичному разрушению и хищениям.
Талгат Муратов, аким города Семей, наказан выговором за затягивание сроков проведения конкурса по объекту “Строительство водопроводных сетей в селе Талица”.
Айдар Ибраев, аким Бородулихинского района, получил выговор за перенос сроков строительства водопроводных сетей в селах Переменовка и Ремки на 2026 год, что является нарушением поручения президента.
Акылбек Башимбаев, аким Урджарского района, наказан за срыв сроков строительства объектов водообеспечения в селах Баркытбел, Егинсу и Урджар. Все работы существенно отстают от графика.
В Карагандинской области: Мухит Мухтаров, аким Шетского района, получил выговор за несогласование с АО “ЖРЭК” подключения объектов водоснабжения к электросетям в ряде сел, а также за затягивание работ по другим важным проектам водообеспечения, включая села Бекет, Красная Поляна, Кызылкой, Еңбекшіл, Алихан и 56-й разъезд.
Комитет партийного контроля подчеркнул, что в условиях исполнения нацпроекта обеспечение водой — это не просто техническая задача, а приоритет государственной важности. Партия AMANAT будет добиваться ответственности на всех уровнях, включая отстранение должностных лиц, систематически нарушающих сроки или допускающих халатность.
