Недоверие и разочарование: депутаты раскритиковали систему приема заявок на кружки в РК
Они призывают пересмотреть бизнес-процесс оказания услуг дополнительного образования.
Депутаты фракции AMANAT в Мажилисе призвали правительство изменить подходы к распределению подушевого финансирования на межведомственном уровне, передает Liter.kz.
Одной из задач программы партии AMANAT является обеспечение доступа детей к услугам дополнительного образования. Эту возможность должно было обеспечить их подушевое финансирование. Однако до сих пор не найден адекватный механизм реализации этой возможности, — обратилась с депутатским запросом депутат Екатерина Смышляева.
Народная избранница привела в пример скандалы с ArtSport.
На самом деле такой якобы справедливый и современный подход используется правительством очень часто и в разных областях. Особенно когда чего-то не хватает на всех. Первыми жертвами цифровизации стали наши фермеры. На основании быстроты подачи документов распределялись субсидии. Счет шел на минуты, деньги заканчивались молниеносно, — говорит Смышляева.
Но рекорды сельского хозяйства побило льготные кредитование Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК. В данном случае борьба за машины завершилась за 18 секунд.
Депутат отметила, что такой подход добрался и до социальной сферы, где дефицит распределяемых благ отягощается рядом организационных проблем:
Во-первых, идет недооценка реальной потребности на фоне отсутствия адекватного учета контингента детей. Идет дублирование и недоучет получателей услуг у двух администраторов, работающих одновременно — это Минпросвещения и Минкультуры. При этом нет единой электронной очереди, полноценной интеграции систем.
Во-вторых, объемы заказа неравномерно распределяются по регионам и внутри регионов. Объем по областям зависит от возможностей местного бюджета, хотя право на получение дополнительного образования имеет каждый маленький гражданин страны.
В-третьих, реализацию осложняет неравномерное распределение поставщиков услуг. Так в сельской местности их недостаточно. А участие государственных организаций в оказании услуг по спортивному и творческому заказу ограничено.
В-четвертых, на сегодня в системах распределения отсутствуют какие-либо критерии отбора, очередности, ограничений по видам занятий. При этом не реализуется и механизм случайного отбора. Главный критерий — это скорость нажатия клавиш.
Таким образом попытки цифровизации, наложенные на дефектные бизнес-процессы, не решают проблему нехватки мест, машин или денег. А вместо прозрачности и доступности провоцируют недоверие, несправедливость и разочарование, — считает Екатерина Смышляева.
Депутаты фракции призывают пересмотреть бизнес-процесс оказания услуг дополнительного образования, с установлением одного ответственного государственного органа. А также установить единообразный подход. Подушевое финансирование с едиными тарифами должно работать для всех организаций образования независимо от формы собственности.
Кроме того, депутаты выделили необходимость создать единую электронную очередь на базе информационной системы учета контингента Министерства просвещения; установить критерии очередности распределения мест для отдельных категорий детей; предусмотреть механизм рандомного отбора, но при обязательной регистрации всех заявок.
В том числе обеспечить равный доступ детей к получению услуг дополнительного образования.