Нефтяная пробка у побережья Турции: почему казахстанскую нефть не пропускают в Европу

Нефтеперевозчики находятся больше недели в проливах Босфора и Дарданеллы.

Асель Ибадуллаева

Пробка из танкеров, образовавшаяся у берегов Турции, удерживает 18 миллионов баррелей нефти, из них 17 миллионов – казахстанской. Редакция Liter.kz вместе с экспертами разбиралась в причинах и последствиях нефтяного застоя.

В режиме ожидания

На прошлой неделе Евросоюз, а вслед за ним страны G-7 и Австралия согласовали лимит цен на российскую нефть на уровне 60 долларов за баррель. Решение вступило в силу 5 декабря наряду с нефтяным эмбарго, которое ЕС утвердил еще летом. Санкции касаются поставок по морю, но на трубопроводную нефть не распространяются. А с 5 февраля аналогичные ограничения начнут действовать и для российских нефтепродуктов.

Ограничения запрещают европейским компаниям оказывать любые транспортные услуги по перевозке сырья из России, включая страхование, если не соблюден потолок цены. Так, с 1 декабря турецкие власти требуют дополнительное письмо-гарантию от страховщика на танкер с любой нефтью или нефтепродуктами о том, что он покроет все возможные убытки, если они случатся в водах Турции.

Таким образом Анкара, очевидно, решила подстраховаться на случай ЧП с танкером, если он будет перевозить российское сырье без страховки, – пишут в EADaily.

В результате около 20 перевозчиков с 18 миллионами баррелей сырой нефти восьмой день не могут переплыть судоходные проливы Босфора и Дарданеллы. Как пишет Bloomberg, 19 из ожидающих танкеров везут грузы казахстанской нефти КТК. В другом находится около одного миллиона баррелей российской нефти, предназначенной для Индии.

Тем временем коллеги из EADaily сообщают, что танкеры с российской нефтью проходят через проливы. Большая часть из них страхуется в “Ингосстрахе” и перестраховывается в Российской национальной перестраховочной компании. И те, очевидно, предоставили письма-гарантии турецким властям.

А вот западные страховщики отказались это делать. 95% страхования морских перевозок обеспечивает Международная группа клубов взаимного страхования (P&I Club).

Требования турецкого правительства выходят далеко за рамки общей информации, обычно содержащейся в письме-подтверждении. Они требуют, чтобы P&I Club подтвердил, что покрытие ущерба не будет предвзятым ни при каких обстоятельствах, в том числе в случае нарушения санкций со стороны застрахованного лица, будь то сознательно и преднамеренно или неосознанно и непреднамеренно, – говорится в заявлении P&I Club 5 декабря.

В группе поясняли, что выдача подтверждающего письма приведет к тому, что P&I Club нарушит санкции и законодательство ЕС, Великобритании и США.

Поэтому клубы не могут выполнить требование турецких властей и предоставить письма-подтверждения, – сообщили в P&I Club.

Там добавили, что переговоры с турецкой стороной продолжаются.

Тем временем 7 декабря заместитель госсекретаря США Уолли Адейемо поговорил с заместителем министра иностранных дел Турции Седатом Оналом о сложившейся ситуации.

Адейемо подчеркнул тот факт, что ограничение цен на нефть, наложенное на Россию, не распространяется на суда, проходящие через турецкие воды.

Режим ограничения цен распространяется только на нефть российского происхождения и не требует дополнительных проверок судов, проходящих через турецкие территориальные воды, – говорится в заявлении.

Подтверждение страховки

В Минэнерго Казахстана, комментируя ситуацию, отметили что время ожидания судов вполне нормальное, учитывая, что в прошлом году, в декабре, суда застревали и на две недели.

На сегодняшний день ожидание в проливах Босфора и Дарданеллы составляет шесть суток. Для зимнего сезона это нормальное ожидание, в прошлом году ожидание в проливах в декабре было порядка 14 дней, – говорится в сообщении ведомства 7 декабря.

Также в Минэнерго отметили, что сейчас выясняются детали касательно страховых писем.

Редакция Liter.kz также обратилась за комментарием к директору департамента перестрахования Freedom Finаnce Insurance Думану Акимбекову. Он отметил, что проблема заключается в новом порядке проверки страховых полисов со стороны турецких властей.

Из практики мы знаем, что все судовладельцы танкеров, которые перевозят нефть и нефтепродукты, всегда имеют в наличии страхование ответственности перед третьими лицами. То есть в данной ситуации речь не идет о том, что у кого-либо отсутствует необходимое страхование. Проблема больше заключается в новом порядке проверки страховых полисов, о котором пока что получено мало информации, – считает эксперт.

По его словам, также непонятна форма предоставления письма-гарантии от страховой компании.

В некоторых источниках говорится, что от судовладельцев требуется предоставить подтверждение о наличии страхования, заверенного страховой организацией. При этом не понятно, в какой форме должно предоставляться такое подтверждение – письмо в произвольной форме от страховой организации или по специально утвержденной форме, возможно, с указанием минимальных лимитов страхования и соответствие иным требованиям к страхованию. На наш взгляд, непонимание именно этого вопроса как судовладельцами, так и самими представителями морских властей Турции и является основной причиной сложившейся обстановки, – предполагает специалист.

Как повлияет лимит цен роснефти на Казахстан?

Санкции в отношении России так или иначе влияют на Казахстан, в том числе в сфере транспортировки нефти и нефтегазовых продуктов.

По мнению исполнительного директора Общественного фонда Energy Monitor Нурлана Жумагулова, Казахстану нечего опасаться в отношении ограничений морской транспортировки российской нефти.

Запрет распространяется только на морские перевозки нефти. На трубопроводы запрета не было, но отдельные страны отказались от российской нефти по трубопроводу “Дружба”, – говорит эксперт.

Стоит отметить, что вступившие в силу правила предусматривают два исключения.

В правилах предусмотрены два исключения из запретов на морские перевозки и сопутствующие услуги для российской нефти и нефтепродуктов. Первое исключение касается случаев, когда речь идет о чрезвычайной ситуации, которая может оказать значительное влияние на здоровье или безопасность человека, инфраструктуры или окружающей среды. Любое лицо, намеревающееся действовать в соответствии с этим исключением, должно уведомить об этом в течение пяти рабочих дней с момента действия.

Второе исключение разрешает деятельность, если нефть и нефтепродукты не происходят из России, не принадлежат лицу, связанному с Россией, и только загружаются, отправляются из России или транзитом через нее, – пояснил Жумагулов.

Эксперт сообщил, что потоки российской нефти, предназначенные для Европы, сейчас экспортируются в Азию. Он также не исключает вероятность замещения российской нефти казахстанской, однако подчеркивает, что решение остается за акционерами.

Казахстан самостоятельно не занимается экспортом нефти. Нефтяные компании и их акционеры сами выбирают наиболее оптимальные маршруты. По “Дружбе” может пойти нефть с нефтепровода Атырау – Самара, но не более пяти миллионов тонн нефти в год. Для этого Германии нужно договариваться с частными казахстанскими грузоотправителями, – добавил он.

Читайте дальше: Неудачный год для КТК: форс-мажор или продуманный сценарий

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что танкеры с казахстанской нефтью так и будут ожидать, пока державы не решат вопрос с подтверждением статуса страхования. Возможно, на решение вопроса уйдет меньше двух недель, учитывая, что в экспорте казахстанской нефти заинтересованы все, включая акционеров и европейские страны.

Новости партнеров