Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.49  547.88  5.06

Неудачный год для КТК: форс-мажор или продуманный сценарий

Что происходит с сектором нефтедобычи Казахстана?

Неудачный год для КТК: форс-мажор или продуманный сценарий

Каспийский трубопроводный консорциум, через который проходит значительная часть казахстанской нефти, был вынужден приостановить работу четырежды в этом году. В первый раз из-за шторма на Черном море, во второй – из-за обнаружения снарядов времен Великой Отечественной войны, после новороссийский суд обвинил консорциум в несоответствии экологическим нормам, а последний раз связан с повреждениями танков плавучести. Как приостановка нефтедобычи повлияла на экономику Казахстана, с чем на самом деле связано торможение работы нефтепровода, а также, как государство и акционеры решают проблему, разбиралась журналист Liter.kz.

Перебои в работе: что случилось на самом деле?

Трубопровод КТК – основной экспортный маршрут казахстанской нефти, соединяющий месторождения Тенгиз, Кашаган и Карачаганак с российским портом Новороссийск, откуда нефть на танкерах уходит через Черное море в Европу. Ежегодно по системе КТК экспортируется порядка 80% всей добываемой в Казахстане нефти.

Однако за последние восемь месяцев в работе нефтепровода постоянно происходят сбои.

Консорциум частично приостанавливал работу трубопровода в конце марта, сославшись на выход из строя двух причальных устройств из-за шторма на Черном море. Но в журналистском расследовании Handelsblatt упоминается, что, по наблюдениям немецкой метеорологической службы, погодные условия в упомянутые дни не были необычными для данного региона.

Сила ветра достигала 20 марта самое большее 43 узлов, это соответствует девятибальному шторму по международно принятой шкале Бофорта. Разрушительные ураганы – это 12 баллов и свыше 64 узлов, – отметили метеорологи Deutscher Wetterdienst.

Тогда часть казахстанской нефти отправлялась по дополнительным маршрутам. Помимо направления Атырау – Самара, “Тенгизшевройл” на арендованных вагонах-цистернах направлял сырье через Грузию, а Кашаганский проект отгружал нефть по китайскому нефтепроводу. Объемы транспортировки были восстановлены только в конце мая.

С 15 по 25 июня казахстанская нефть отгружалась лишь с одного причала в КТК. Причиной сбоя в то время стала утилизация подводных потенциально опасных предметов в акватории морского терминала.

Ситуация на КТК обострилась 5 июля, когда  Приморский районный суд города Новороссийска приостановил деятельность трубопровода на 30 дней. Основанием стала проверка, в ходе которой Ространснадзор выявил экологические нарушения на производственных объектах. Позже апелляционный суд пересмотрел постановление, заменив наказание на штраф в размере 200 тысяч рублей (более 1,5 миллиона тенге).

В августе КТК вновь приостановил эксплуатацию двух выносных причальных устройств на морском терминале в связи с обнаружением трещин на танках плавучести. Сейчас консорциум перекачивает нефть в танкеры только с одного ВПУ-3.

За 20 лет службы у КТК было несколько внеплановых приостановок в работе нефтепровода. Однако это первый раз, когда ремонтные работы проводятся так долго, – отмечает исполнительный директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов.

По его словам, проблемы у КТК начались со сменой подрядчика в марте 2021 года.

В прошлом году КТК сменил подрядчика, который обслуживал выносные погрузочные устройства в море. Раньше эти функции на протяжении 11 лет выполняла роттердамская организация Smit Lamnalco. Тогда тоже были штормы и поломки, однако специалисты Lamnalco справлялись быстро. Теперь ей на смену пришла дочка  российской “Транснефти” – ООО “Транснефть-Сервис”, у которого нет ни оборудования, ни опыта работы, ни соответствующей техники, вследствие чего КТК начал ломаться, – пояснил эксперт.

Примечательно, что во всех случаях сбоя КТК различные эксперты и журналисты заявляли о политической подоплеке. Нурлан Жумагулов тоже не исключает этого факта.

Не исключаю политического умысла. Вице-премьер РФ Александр Новак в своем выступлении заявлял, что КТК не может найти запчасти для починки ВПУ, потому что западные компании ввели санкции. Это абсолютно не соответствует действительности. Так как уже полтора года иностранный подрядчик заменен на местную организацию. Тогда никаких проблем с поставкой запчастей не было. В любом случае запчасти привезти не проблема, – считает эксперт.

Тем временем Reuters пишет, что трубопровод КТК оказался в центре внимания после украинского конфликта, который ограничил российский экспорт и привел к скачку цен на нефть. США ввели санкции в отношении российской нефти, но заявили, что потоки из Казахстана через Россию должны идти бесперебойно.

В конце марта власти США просили покупателей нефти КТК опасаться подозрительных бумаг нероссийского происхождения. Позже стало известно, что из-за эмбарго российской нефти казахстанская нефть получит новое название. Ранее она поставлялась вместе с российской под обозначением REBCO (Urals), и чтобы не попасть под санкции, Казахстан в июле ввел новый сорт сырой нефти KEBCO (Kazakhstan Export Blend Crude Oil).

Когда заработает КТК? Ответ Казахстана и России

Сегодня основным вопросом становятся сроки ремонта на КТК.

В Минэнерго РК на запрос редакции Liter.kz ответили, что АО “КТК-Р” (юридическое лицо в РФ) заказало два танкера для промывки грузовых систем ВПУ-1 и ВПУ-2. Однако сроки прибытия танкеров в ведомстве не уточнили, добавив, что промывка грузовой системы планируется сначала на ВПУ-2. 

Министр энергетики Казахстана Болат Акчулаков на заседании Правительства 11 октября заявил, что КТК возобновит работу в полноценном режиме в октябре.

Как известно, на сегодня на Каспийском трубопроводном консорциуме из трех выносных причальных устройств работает одно. Ввиду ремонтных работ, на Кашагане работа одного ВПУ достаточна для текущих объемов. Полноценная работа КТК ожидается в октябре текущего года, – сказал министр.

Российская сторона пока не комментирует сроки завершения ремонта нефтепровода. Однако российское госСМИ "Коммерсантъ" пишет, что прокачка нефти через КТК может быть ограничена до весны.

Компании требуется привлечь подрядчиков, располагающих специальными судами. Выбирать их консорциум должен на конкурсной основе, что требует времени на проведение предквалификационного отбора. В конце августа компания сообщала, что он почти завершен, в нем участвовали как иностранные, так и российские компании. Но окончательных итогов пока официально КТК не объявлял. Но даже если консорциум успеет выбрать подрядчика в сентябре, времени на сам ремонт остается не так много: в октябре в районе терминала начинаются сезонные штормы, которые не позволят проводить работы по замене танков. В этом случае ремонт затянется до марта, когда снова настанет благоприятная погода. За это время мировой рынок недосчитается примерно 15 миллионов тонн нефти из Казахстана и с российского Каспия, – сообщает автор статьи Ольга Матвеева.

Комментируя догадки о возможном влиянии сильных черноморских штормов на ремонт двух ВПУ, эксперт Нурлан Жумагулов сомневается в достоверности утверждения.

Будет удивительно, если в октябре на фоне возможных сильных штормов ремонтные работы на Крымском мосту будут делать, а КТК не смогут сделать. Я уже отмечал, что в первый раз, когда поломку связали со штормом, пострадал только терминал в Новороссийске, однако шторм не тронул находящийся рядом терминал Шесхарис, что тоже удивительно, – комментирует он.

Что с альтернативными путями?

В Минэнерго РК заверили, что частичная работа КТК не ограничивает перекачку нефти с учетом снижения объемов добычи сырья на Тенгизе и Кашагане по причине проводимых там ремонтных работ. С учетом ребрендинга сырья, спрос на казахстанскую нефть сильно вырос. Так, по данным Первого кредитного бюро, в августе Казахстан экспортировал за рубеж более 5,2 миллион тонн нефти, выручив за них 4,3 миллиарда долларов. По сравнению с июлем доходы выросли на 22,9% при росте отгрузок на 11,6%. Этот факт говорит о том, что казахстанская нефть стала дороже. Средняя стоимость одной тонны в августе составила 823,4 долларов против 747,2 долларов месяцем ранее. 

Средняя цена продажи в Румынию выросла на 195,6 долларов за одну тонну (с 574,3 в июле до 769,9 долларов в августе). В результате чего при тех же объемах продаж экспорт в Румынию вырос с 137,6 млн долларов до 184,5 млн долларов. Цена для Израиля увеличилась на 178 долларов (до 961,5 долларов), что привело к росту продаж с 77,9 до 94,2 млн долларов, несмотря на незначительное снижение поставок. Аналогичная ситуация с Китаем: нефти туда стало уходить меньше на 20%, но общий доход от экспорта изменился незначительно (313,7 млн долларов в июле и 310,5 млн долларов в августе). Кроме того, начались поставки в Панаму и Мальту.

Однако вопрос альтернативных маршрутов для Казахстана остается все еще актуальным. Сейчас ведомство совместно с АО “Самрук-Казына” и “КазМунайГаз” прорабатывает дополнительные варианты транспортировки сырья через Азербайджан, Иран и Китай.

К слову, идея прокладки транскаспийского энергетического коридора, соединяющего западный и восточный берег Каспия, – не новшество. Еще в начале 2000-х годов был разработан проект Казахстанской каспийской системы транспортировки, решающий задачу диверсификации экспортных путей казахстанского сырья. По проекту предполагалось строительство на побережье Каспийского моря нефтеналивных терминалов, откуда сырье доставлялось бы в Азербайджан и далее уходило на мировые рынки по нефтепроводу Баку – Тбилиси – Джейхан.

Однако, по данным экспертов, для перекачки нефти через Азербайджан требуется заключить долгосрочные договоры на взаимовыгодных условиях и восстановить нефтяные инфраструктуры на западе.

Это, безусловно, интересный маршрут. Однако для запуска проекта необходимо решить ряд вопросов. Надо купить танкеры вместимостью восемь\-10 тысяч тонн нефти, потому что большие танкеры сядут на мель. Расширять Сангачальскую перемычку, так как мощность трубопровода всего лишь 1,5 млн тонн нефти в год. Это мелочь, когда мы экспортируем только через КТК 55 млн тонн нефти. Надо понимать, что сложная логистика повысит  цену нефти как минимум в три раза, – пояснил Жумагулов.

Кроме этого, наиболее приемлемым вариантом назван маршрут в сторону Китая.

На сегодня планируется расширение нефтепровода Атасу – Алашанькоу. Его  пропуская возможность в год составляет 20 миллионов  тонн. Однако в Кызылорде с каждым годом падает уровень нефтедобычи, и только один миллион тонн нефти уходит в Китай. На сегодня также мы реэкспортируем российскую нефть через Китай. Из нее  часть отправляется на  Павлодарский НПЗ, что удобно для работы завода. В будущем планируется расширение трубы в сторону Атасу, что повысит объем экспорта – сказал Жумагулов.

Тем временем в Минэнерго отметили, что рассмотрение развития альтернативных маршрутов будет зависеть от их потенциала, экономической целесообразности и других сопутствующих, в том числе и технических факторов, а также с учетом роста добычи нефти в Казахстане.

Таким образом, несмотря на снижение объема перекачки казахстанской нефти через КТК, ситуация пока не сильно влияет на экономику страны. Однако, учитывая обостряющуюся геополитическую ситуацию и отсутствие реальных сроков возобновления работы консорциума, поиск альтернативных путей транспортировки казахстанской нефти все же необходим.

Новости партнеров
×