Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Неслабый пол: как женщины ломают гендерные стереотипы

Казахстанки рассказали, как пришли в профессию.

08.03.2023, 09:13
Неслабый пол: как женщины ломают гендерные стереотипы
Фото: pixabay.com

Список профессий, в которых присутствуют женщины, растет из года в год. Они осваивают самые необычные виды работ и везде показывают отличные результаты. Представительницы интересных, но непростых специальностей рассказали Liter.kz о своей работе.

Криминалист Айнур Шаупкелова

Криминалист оперативно-криминалистического департамента МВД РК Айнур Шаупкелова целенаправленно выбрала профессию, еще будучи школьницей в Талдыкоргане.

В детстве мне нравилось смотреть парады, где маршировали красивые девушки в строгой форме. После окончания школы твердо решила поступать в Алматинскую академию МВД. Я не первый человек в погонах в семье, мои родственники также служат в полиции. Один следователь, другой дознаватель, третий оперативник. Я решила, что нам не хватает криминалиста, – с улыбкой вспоминает Айнур Шаупкелова.

В профессии девушку привлекало то, что нужно будет освоить и применять самые разносторонние знания. Криминалисты выезжают на место происшествия в составе оперативно-криминалистической группы.

Каждый делает работу, следователь осматривает место происшествия, криминалист ищет, фиксирует и собирает вещественные доказательства, по которым затем проводит исследования. Существует семь видов исследований – дактилоскопическое (отпечатки пальцев), исследование холодного оружия, баллистическое (огнестрельное оружие), трассологическое (следы), техническое исследование документов, почерковедческое, портретное. По каждому виду криминалист проходит обучение, сдает экзамены и только затем получает допуск на проведение данных исследований. У меня есть все семь допусков, – рассказала Айнур Шаупкелова.

От того, насколько тщательно собраны вещественные доказательства, зависит, будет ли пойман преступник. Так, в Талдыкоргане удалось установить квартирного вора, который приехал ограбить жилье в перчатках, но не учел одной детали.

Иногда на месте происшествия на первый взгляд нет никаких улик, но криминалист все равно должен снять все найденные отпечатки пальцев и зафиксировать имеющиеся детали. Так было и в том случае. Несмотря на то, что вор работал в перчатках, мы собрали все отпечатки пальцев и ввели в базу данных. Среди этих отпечатков был один, который не принадлежал хозяевам квартиры. Так мы установили мужчину, который, судя по всему, и был тем квартирным вором. На допросе он отрицал свою причастность к краже, говорил: “Докажите, что это я?” Но в квартире обнаружились его следы рук. Оказалось, что за месяц до кражи мужчина уже проникал в квартиру, посмотрел, чем можно поживиться и ушел, ничего не взяв. Через месяц он вернулся, уже подготовившись. Но ему это не помогло, следы сохранились, и помогли раскрыть дело. Отпечатки пальцев могут сохраняться достаточно долго при благоприятной погоде или если дома не делали тщательную уборку, – поведала криминалист.

При сборе доказательств требуется опыт и профессионализм. У криминалиста может не быть второго шанса вновь искать улики. Так, следы от шин или отпечатки подошвы обуви снимаются гипсовой смесью. Если пропорции воды и порошка будут неверными, то важная улика будет утеряна, рассказала специалист.

По мнению Айнур Шаупкеловой, в полиции нет различия между работой мужчины и женщины. Независимо от тяжести правонарушения, она облачается в бронежилет, вооружается, берет с собой тяжелый черный чемодан криминалиста и едет на вызов.

Нет такого, чтобы я услышала, мол, ой, давай тебя заменим, там такой ужас. А сейчас, работая в центральном аппарате, я выезжаю только на особо тяжкие преступления, которые произошли в республике. Однако негатив я не несу домой. Это один из первых советов, который я получила от своих более опытных коллег. Иначе недалеко от профессионального выгорания. Женщин-криминалистов не так много. Эту профессию нужно очень сильно любить, потому что приходится жертвовать некоторыми интересами. Когда я еще, будучи незамужней, наблюдала, как мои старшие коллеги-женщины пытались сохранить баланс между работой и семьей, то восхищалась силой женщин. А сейчас я и сама жонглирую работой и домашними заданиями детей, прогулками в парке и просто вечерними разговорами, – рассказала наша героиня.

Кинолог Наталья Дрожжина

Кинологом нужно родиться, считает руководитель кинологического отделения оперативно-спасательного отряда службы пожаротушения и аварийно-спасательных работ ДЧС ВКО Наталья Дрожжина. Специалисты по-настоящему привязываются к собакам и находятся круглые сутки вместе.

Сколько себя помню, дома всегда были собаки. Поэтому дальнейшую жизнь также решила связать с ними. Отучилась на кинологических курсах, параллельно работая вожатой у собак – кормила и ухаживала за ними. Потом поступила в Красноярский аграрный университет на зооинженера. Затем пригласили в спасательный отряд. В этом году исполняется 20 лет, как я впервые вступила на службу в структуре МЧС, – говорит Наталья Дрожжина.

Питомцы спасателей научены искать только живых людей в различных средах – в лесу, горах, лавинах, техногенных авариях. Но трагедия в Турции показала, что нужны собаки, которые могут искать и тела погибших. До недавних пор эта категория служебных собак была не востребована.

Наши собаки не смогут работать в городе, потому что там много запахов. В нашем же регионе красивая местность, много грибников, охотников, туристов, которые теряются в горах, а зимой могут попасть под лавину. Мы приезжаем на место, делим местность на квадраты, и кинологические расчеты обследуют каждую, собака ищет запах живого человека. Кинологический расчет – это я и собака. Чаще всего успешно находим людей. За одним мужчиной следовали около недели. У него после долгого обезвоживания начались галлюцинации, и он убегал от нас. Пару лет назад в Шемонаихинском районе мальчик попал под лавину. Собака нашла его, но он уже погиб, – вспоминает кинолог.

Если лавина накрывает людей, то кинологический расчет должен первым обследовать завалы. Спасатели протыкают толщу снега и дают выход запахам, а собаки ищут людей.

Лабрадоры очень умные. Они безошибочно считывают мое настроение. Нельзя испытывать нервозность, иначе и собака будет нервничать. Перед работой мы настраиваем их на поиски, усаживаем, гладим, надеваем ошейник с колокольчиком. И собака сразу понимает, предстоит не праздная прогулка, а серьезная работа. От старательности собак зависят жизни людей, – отметила спасатель.

Собаки не раз удивляли Наталью. Однажды ее питомец напал на след человека в очень глухом месте. Спасатели не верили, что там может быть кто-то. Но нюх хвостатого не подвел. Оказалось, что женщина в поисках кедровых орехов забрела в непролазные места и не смогла самостоятельно выбраться.

За успехи спасатель любимцев награждает лакомством, например, говяжьей печенью. По ее словам, лабрадоры – ужасные “пищевики”. “За еду мать родную продадут”, – замечает Наталья.

Работа в МЧС РК подразумевает участие мужчин, ведь основную часть работы занимают тяжелые физические нагрузки. И тут нет деления на мужчин и женщин, есть только одна профессия – спасатели.

Кинологов-женщин мало. Они есть в Алматы и Павлодаре. У нас это я и моя коллега Марина Цуканова. Наши мужчины с пониманием относятся к нашим физическим возможностям. Помогают, в горах могут понести тяжелый рюкзак. Но длительные переходы все равно требуют иметь отличную физическую и альпинистскую подготовку, – говорит Наталья.

Сейчас за Натальей Дрожжиной закреплены две рабочие собаки – лабрадоры Ремо и Зула, которые начали обучаться еще щенками. Они уже приближаются к пенсионному возрасту – восемь лет. На смену им подрастает девочка Геля, которую ждет аттестация и полноценная работа поисково-спасательной собакой.

Если здоровье позволяет и собака успешно работает, то она может работать дольше. Потом кинологи забирают собаку себе домой. У меня так четыре питомца прожили много лет и всех не стало. Это очень тяжело. Умом понимаю, что собаки живут намного меньше, чем люди, но быть готовым к уходу любимца невозможно, – сказала напоследок кинолог.

 Пилот Полина Павлова. Фото Дмитрия Комлева

Пилотировать самолеты Полина Павлова мечтала, глядя на своего отца. Она окончила академию гражданской авиации в Алматы и прошла программу обучения пилотов Ab-initio во Флориде, где получила лицензию на пилотирование самолетов. В 2011 году она пришла в компанию Air Astana вторым пилотом и сейчас является инструктором по наземной подготовке, флот Airbus.

Каким был первый полет? Их было несколько, и все особенные. Сначала первый полет, совершенный во время обучения, потом соло-полет без инструктора, затем первый коммерческий полет с пассажирами на борту. И если сначала испытывала восторг, то потом пришло, особенно при пилотировании с пассажирами на борту, чувство ответственности, – вспоминает Полина Павлова.

Сейчас Полина летает на самолетах Airbus 320 и 321, а начинала на Боингах 757 и 767. При этом она работает на внутренних и международных рейсах. По ее словам, сейчас в компании нет подобного разделения. Оно шло из советского прошлого, когда выезд за границу был событием и нужно было получить специальный допуск.

Нет разделения на мужчин и женщин-пилотов. В более ранние времена на самолетах Туполев или Ильюшин пол еще имел значение, хотя были женщины, которые работали на них. Там физически сложнее приходилось при пилотировании. Но на современных лайнерах этих проблем нет, и грань полностью стерлась. Самолету нет никакой разницы, кто его ведет. В профессиональной среде вообще не делают акцент на пол, – считает собеседница.

Как говорит пилот, трудности есть, но они больше касаются ненормированного графика работы, так как вылеты совершаются круглые сутки. Но это общий вопрос, который касается не только пилотов, но и бортпроводников.

С каждым годом все больше девушек приходит в авиацию. Почти со всеми я знакома, это прекрасные умные яркие личности. И почти все местные, родом из Казахстана. Они имеют самые высокие оценки своей работой, – отметила Полина Павлова.

За годы работы, к счастью, серьезных инцидентов не возникало. Как говорит собеседница, в основном случаются какие-то проблемы с пассажирами – кто-то боится полета, другой забыл важный документ в зале вылета. В общем, штатные ситуации.

Состояние техники у нас очень хорошее, и это самое главное. Если возникают неполадки, то их решают на земле. Задача пилота перед взлетом – позаботиться о себе, то есть быть отдохнувшим. От этого зависит удачное выполнение рейса. Отдельных ритуалов, примет у меня нет, – рассказала пилот.

Работа не мешает Полине быть прекрасной женой и мамой. Теперь кроме ее отца в семье два пилота – она и ее брат, который работает в бизнес-авиации.

Машинист Евгения Осипова

О работе на железной дороге Евгения Осипова не мечтала. Наоборот, она зарабатывала на жизнь исключительно “женскими” видами профессии – плетением кос, окраской волос, маникюром. На это ее вдохновляли две дочери. Потом трудилась в офисе, оформляя документы на запчасти.

Евгения рассказывает, что до “железки” названия технических деталей видела только на бумаге. Потом на предприятии начались трудности, и она решила искать другую работу. Подала резюме и в местное железнодорожное предприятие. Через месяц ей перезвонили и предложили должность машиниста компрессорной установки.

Я шла на собеседование, плохо представляя, что мне предстоит делать. Затем был месяц обучения, где узнала, что буду работать в Экибастузском эксплуатационном локомотивном депо, сокращенно ТЧЭ-19, Павлодарского отделения АО “Грузовые перевозки” и моя задача подавать с помощью компрессора сжатый воздух в депо. Если говорить проще, воздух поднимает токоприемник и способствует подаче песка в электровоз. Оказалось, что локомотив, тянущий поезд, использует подачу песка под колесные пары во избежание буксования колесных пар о рельсы, – поделилась воспоминаниями железнодорожница.

Евгения Осипова вспоминает, что в первое время была в шоке от количества информации, шума вокруг и полной загруженности. “Я даже похудела”, – вспоминает собеседница.

Смена длится по 12 часов, но время пролетает незаметно. Электровозы заходят и выходят в депо для технического обслуживания и экипировки песком. Один гудок локомотива означает “вперед”, а три гудка “остановка”. Обслуживаем компрессор, доливаем масло, записываем точное время работы. По звуку уже знаем, если что-то идет не так. Неисправности устраняют слесари, – говорит Евгения Осипова.

Все это время в помещении стоит сильный шум. Все носят в обязательно порядке шумоподавляющие наушники, потому что профессиональная болезнь в этой сфере – глухота.

Я не из железнодорожной династии, но пришла сюда и поняла, что – это особый мир. Железнодорожники как братство, помогают, подсказывают. Здесь в основном мужской коллектив, который с уважением относится к коллегам-женщинам, – рассказала Евгения Осипова.

Новости партнеров
×