Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 516.93  542.52  4.98

Школа без буллинга: как в разных странах предотвращают травлю

Рассказываем об опыте других стран в борьбе с буллингом.

06.03.2023, 14:22
Школа без буллинга: как в разных странах предотвращают травлю
Фото: freepik.com

По статистике ЮНЕСКО, каждый год в мире буллингу подвергаются 246 млн детей и подростков. И Казахстан в этой печальной статистике — не исключение. Насилие и травля лишает миллионы детей и подростков фундаментального права на образование. Ученики не могут сконцентрироваться на учебе, пропускают занятия, избегают социальной активности. Корреспондент Liter.kz принял участие в международном диалоге экспертов по буллингу, организованном онлайн-платформой SKLAD, где своим опытом поделились 15 экспертов из восьми стран. 

Международные эксперты из Финляндии, Швеции, Италии, Великобритании, США, Канады, Бразилии и Австралии поделились лучшими программами по борьбе со школьными издевательствами, которые входят в топ-10 по предотвращению буллинга (KiVA Anti-Bullying Program, Olweus Anti-Bullying Program, P.E.A.C.E. pack, Escola Sem Bullying, Dare to Care, Positive Action), и ресурсами для учителей.

Буллинг — это выученное поведение

В США практически каждая школа подвержена буллингу. Об этом рассказала представитель Национального центра по предотвращению травли PASER (США) Джуди Френч. PASER — это независимая некоммерческая организация, которая помогает родителям детей с инвалидностью, чтобы они могли справляться со своей жизнью в школе. 

В конце 70-х в США были приняты законы, чтобы сделать отношение ко всем детям равным и справедливым. Тогда дети с инвалидностью начали получать помощь и поддержку. PASER занимается профилактикой, потому что дети с инвалидностью в США подвергаются буллингу в два-три раза чаще, чем их сверстники. 

Мы занимаемся профилактикой буллинга с 1977 года. Сеть организаций начала создаваться в 2006 году, и тогда же начала проводиться работа в отношении уже всех детей, — сказала она. 

У организации есть три сайта — для родителей и профессионалов, для детей старших групп детсада и начальной школы, для подростков от 11 до 18 лет. Сайты получают запросы от детей по электронной почте. Также школьники задают вопросы в специальной колонке на сайте. 

Когда буллинг укрепляется в обществе, то справиться с ним сложнее — нужно приложить очень много усилий, чтобы избавиться от него. Мы должны помогать детям. Но многие взрослые так не думают, и есть отличие в том, что думают о буллинге взрослые и что о нем думают дети. Мы должны влиять на жизнь детей. Буллинг — это выученное поведение, а поведение можно изменить. Это поведение, которому учатся. Это инициатива не на год и не на два, а навсегда, чтобы обеспечивать профилактику буллинга, — продолжила эксперт. 

Откройте уши!

Джуди Френч считает, что взрослым нужно открыть уши и прислушиваться к детям. 

Дети — это часть нашего сердца. Мы же не хотим, чтобы наши дети страдали. Чего хотят взрослые в ситуациях буллинга? Они хотят наказания. Чего хотят дети в ситуации буллинга? Чтобы он остановился. 
А дети знают, что желание взрослых наказать буллера приведет к эскалации насилия против них, — считает она.

Родители хотят действовать здесь и сейчас, срочно. Но слушать, верить и поддерживать — этого же хотят и взрослые, когда они испытывают проблемы. Мы хотим, чтобы кто-то нас послушал. Так вот, дети хотят того же — чтобы их выслушали. Звучит просто, но родители сразу идут в атаку "пошли, сейчас все исправим". 

Проявляйте терпение. Сначала выслушать, поверить, поддержать, проявлять терпение, и только затем предоставление информации и изучение вариантов стратегий вмешательства. Почему первым выслушать? Потому что когда мы слушаем, мы проводим профилактику, потому что мы активным слушанием предлагаем свою поддержку. Так вот, иногда нужно себя сдержать и не реагировать сразу. А потом действовать, — дополнила она.

Спикер считает, что для детей важна самозащита. Это значит — поверить в себя, уметь описать свои сильные стороны, научиться выражаться себя, научиться просить о помощи, брать ответственность на себя, узнавать о своих правах, знать, как получить помощь и уметь задать вопрос, который поможет получить помощь. 

Знать, как попросить помощи — очень важный навык. Решать ситуацию с буллингом — это однозначно не ответственность ребенка. Здесь нужна наша поддержка. Но когда буллинг забирает у ребенка силу, то самоадвокация дает ребенку эту силу обратно: я не хочу, чтобы это происходило. Я хочу, чтобы это происходило вот так. И дети должны знать, что они вправе обратиться за помощью и их общеобразовательное учреждение будет без страха для них. Это очень важно, но дети не должны делать все сами, — отметила Джуди Френч. 

Карта школы, специальный комиссар и цифровой буллинг

Директор исследовательского центра студенческого благополучия и предотвращения насилия SWAPv Университета Флиндерс из Австралии Филлип Сли рассказал о предотвращении издевательств с помощью программы вмешательства PEACE Pack. Эта программа считается в Австралии эффективной в снижении травли в начальной школе.

Австралийский эксперт рассказал, что в 1994 году в его стране был принят первый федеральный парламентский отчет, который посвящен школьному насилию. Тогда представители парламента выехали во все регионы страны, чтобы узнать о состоянии с насилием в школах. В 2003 году в Австралии создали первую национальную программу безопасных школ, в 2007 году — первую национальную систему психического здоровья. Педагоги и учащиеся создавали не просто безопасную среду, а такое сообщество, где дети могли развиваться и чувствовать себя спокойно. 

В Австралии мы начали создавать карту школы. Это обычный план школы, на котором видно, где находятся столовая, холлы, игровые площадки. Учеников и педагогов просят показать те зоны, где они чувствуют себя в безопасности. Эти зоны они должны закрасить зеленым. Желтым они закрашивают зоны, где им иногда безопасно. Красным окрашиваются те зоны, где они чувствуют себя в опасности, — поделился исследованиями он. 

Если школы в Казахстане переймут такой опыт, то учителя могут обсудить с учащимися эти зоны и спросить у них, как сделать красные или желтые зоны зелеными? Нужно дать детям возможность озвучить свои мысли. Филлип Сли отметил, что в Австралии и многих других странах мира голоса учащихся очень важны. Поэтому нужно подумать о том, как превратить их голоса в реальные действия. 

В Австралии считают, что буллинг — это злоупотребление властью, совершенное более влиятельным лицом или группой, которое регулярно повторяется. Буллинг может быть физическим, вербальным, социальным или совершаться через Интернет. 

С 2014 года в этой стране появился специальный комиссар, который занимается вопросами электронной безопасности. Он предлагает педагогам проводить занятия по онлайн-безопасности и кибербуллингу. На занятиях обсуждаются вопросы безопасности в Сети, исследуется природа кибербуллинга, дети рассуждают о том, что значит быть добропорядочным цифровым гражданином. 

Австралийский спикер привел частоту издевательств в школах его страны. 

Наша страна не входит в число стран ни с хорошей статистикой, ни с плохой статистикой по буллингу. Мы где-то посередине. По исследованиям ученых, один из пяти учеников в Австралии испытывает издевательства один раз в неделю или чаще. Буллинг чаще встречается в начальной школе, и его больше испытывают дети с 7-8 и до 11-12 лет. В средней школе самый высокий процент издевательств — в 8—9 классах. Мальчики чаще являются теми, кто издевается. Ученик, над которым издевались в начальной школе, с вероятностью в 53% подвергнется травле в средней школе, — подчеркнул он. 

Конфликты или драки между равными — это не буллинг? 

Буллинг — это систематическое агрессивное поведение, направленное против человека, которому трудно себя защитить. Повторяющийся характер атак и разница в силе или властных полномочиях являются центральными характеристиками буллинга. Виктимизированный ребенок более слаб физически или социально менее сильный, потому что он является новичком в классе. У таких детей меньше друзей или низкий социальный статус среди сверстников. У буллера больше власти, чем у жертвы. И мы обычно проводим различие — конфликты или драки между равными мы не считаем буллингом, — таково мнение профессора психологии университета Турку (Финляндия) Кристины Салмивалли.

По ее мнению, на феномен буллинга впервые обратила внимание литература — в 1857 году был написан роман Томаса Хьюза "Школьные годы Тома Брауна". Эта книга рассказала о мальчике, который жил в школе-интернате и подвергался травле со стороны более сильных мальчиков. Но прошло более ста лет, прежде чем тема буллинга была охвачена системными исследованиями в Швеции и затем в Норвегии. 

В 1973 году психологом Даном Олвеусом выпускается исследование, которое было переведено как "Мальчики для битья и школьные хулиганы". Было охвачено 700 мальчиков из Стокгольма. Олвеус думал, что буллинга среди девочек не бывает, и, соответственно, нет смысла проводить исследование среди них. Но сегодня мы знаем ситуацию лучше. Девочки также участвуют в ситуации буллинга, а сам буллинг, как явление, стали изучать во всем мире. 

Последствия буллинга

Мировая статистика говорит, что буллингу подвергается от 10 до 40 процентов детей школьного возраста. Буллинг может приводить к серьезным краткосрочным и долгосрочным негативным последствиям. Это приводит к невероятным страданиям людей и к экономическим расходам для обществ. Мы можем сказать, что это серьезное нарушение прав человека, прав ребенка, а также серьезная проблема общественного здравоохранения в долгосрочной перспективе, так как может сказываться на психическом и физическом здоровье, — считает спикер.

По ее словам, на сегодня есть множество исследований того, что происходит с детьми, которые ранее подвергались буллингу. В итоге это может привести к тревоге, депрессии, одиночеству, а во взрослом возрасте — к низкой самооценке, трудностям в общении, часто они с трудом доверяют другим людям. 

Что касается буллеров, то они используют агрессию, как средство получения желаемого. Люди, которые показывали такое поведение в школе, показывают риск агрессивного поведения и уголовных преступлений во взрослом возрасте. Есть учащиеся, которые выступают в обеих ролях — и буллера, и жертвы, — отметила Кристина Салмивалли.

Если посмотреть на отчеты о буллинге в СМИ, то мы увидим, что во многих странах он сегодня переходит в киберпространство. Это явление очень активно обсуждается в обществе, и можно подумать, что кибербуллинг стал занимать больше места в жизни детей. 

Однако научные исследования показывают, что это не так. Кибербуллинг занимает одно из последних мест, а на первом месте — вербальный буллинг, или словесная травля. Часто она принимает публичную огласку, — рассказывает она. 

Роль свидетелей в буллинге

Несмотря на свое отношение к буллингу, многие ученики ведут себя таким образом, что поддерживают или даже подпитывают агрессивное поведение. Они не вмешиваются, они наблюдают за происходящим и таким поведением потворствуют насилию. Некоторые учащиеся усиливают буллера, они подкрепляют его поведение социально — поддерживают смехом, провоцируя его на продолжение, и сами подключаются к травле. 

Почему свидетели не вмешиваются, а присоединяются к издевательствам? Как говорят сами дети, они испытывают страх стать следующей жертвой буллера, боятся потерять статус. Также это может происходить под давлением сверстников. 

Кроме того, существует процесс, который мы называем моральное отчуждение. Учащиеся, которые присоединяются к буллингу, могут думать, что "это всего лишь шутка", "жертва этого заслуживает", "другие делают гораздо худшие вещи", — пояснила Кристина Салмивалли. 

Финский феномен: антибуллинговая программа KiVа 

Внимание к насилию в Финляндии началось в 90-х годах. В 1998 году появились поправки в школьное законодательство о том, что каждый учащийся имеет право на безопасную среду обучения. В 2003 году была принята еще одна поправка, что каждое учреждение образования должно иметь антибуллинговую политику — специальный план действий против школьного насилия. 

С 1996 года в Финляндии постоянно проводится исследование, которое выясняет процентное соотношение учащихся, подвергающихся буллингу. Результаты показывают, что эта пропорция не снижается, а, наоборот, повышается с каждым годом. 

В 2006 году Министерство образования и культуры Финляндии поручило исследователям Университета Турку разработать научно обоснованную программу предотвращения буллинга. Так была запущена программа KiVа. Ее постоянно совершенствуют, чтобы сделать еще более эффективной и результативной. В настоящее время KiVа широко используется не только в финских школах, но и еще в 20 странах мира. 

Компоненты программы — это универсальное и индикаторное действие. Она включает в себя готовые материалы для проведения уроков. 

Каждый день на регулярной основе в учебную программу включены такие темы, как уважительное отношение друг к другу, что такое буллинг, что мы можем делать каждый день, чтобы бороться с этой проблемой. Также включены различные ролики и другие материалы, — объясняет финский спикер. 

В школах Финляндии есть такие учителя в желтых жилетах, которые наблюдают за детьми в перерывах. Применяются онлайн-опросы с обратной связью, чтобы проследить, есть ли прогресс. Программа содержит четкие рекомендации по борьбе с травлей. 

У нас три версии программы для разных возрастных групп. В них включаются разные активности, различные обсуждения, в которых принимает участие каждый ученик в классе. Есть групповые домашние задания. Учащиеся изучают, что такое эмоции, уважение, как создать безопасную школьную среду. Программа повышает осведомленность о том, как группа может поддерживать и подпитывать травлю и как ей противостоять. Мы работаем над повышением эмпатии, предоставляем безопасные стратегии для поддержки пострадавших школьников, — говорит Кристина Салмивалли. 

Для детей семи лет разработаны карточки эмоций, которые используются на уроках, чтобы обсудить различные виды эмоций. Это уроки о том, как дети чувствуют себя сегодня, почему они чувствуют себя именно так? Такие карты могут использоваться для того, чтобы дети понимали, какие чувства испытывают одноклассники, которые подверглись травле. 

Таким образом мы стараемся обучить маленьких детей, каково это — быть жертвой буллинга. Также мы придумываем истории об этом, используем видеоролики, в которых реальные жертвы буллинга рассказывают свои воспоминания. Они делятся тем, как этот опыт до сих пор влияет на их взрослую жизнь. Маленькие дети удивляются тому, что взрослые люди до сих пор помнят об этом и даже плачут. Такие уроки дают понимание того, что даже во взрослом возрасте буллинг может ранить эмоционально, — отметила она. 

Учащиеся придумывают различные буллинговые ситуации и выходы из них. Активно используется мозговой штурм. Существуют и онлайн антибуллинговые игры. Они тесно взаимосвязаны с уроками. 

В онлайн-играх есть три главных компонента — "я знаю", "я могу" и "я делаю". Компонент "я знаю" сосредоточен на повторении и проверке того, что было изучено на уроках. В игре они могут протестировать свои знания. Такой компонент помогает большей внимательности на уроках. Компонент "я могу" учит действовать. Ученики ходят по виртуальной школе и попадают в сложные ситуации, когда им приходится решать, что говорить и что делать. Компонент "я делаю" позволяет прорефлексировать свое поведение Ученики размышляют о своем поведении: что бы они сделали в той или иной ситуации. В онлайн-игре ученики получают понимание, каково это — быть жертвой, какие чувства испытывает человек, когда над ним издеваются, и как плохо приходить в школу, когда ты являешься жертвой, — говорит она. 

В онлайн-играх существует виртуальный почтовый ящик для сообщения о буллинге. Это виртуальное письмо, которое ребенок может отправить антибуллинговой команде школы. Дети могут написать не только о том, что стали жертвами, но и если стали свидетелями. 

Уже через год использования программа KiVа показала положительные изменения в школах Финляндии. 

Мы провели крупномасштабное рандомизированное исследование и обнаружили значительное снижение буллинга, а также положительное влияние на многие другие вещи, такие как, например, любовь к школе и академическая мотивации учащихся, — подытожила финский спикер.

Руководитель образовательной онлайн-платформы SKLAD, кандидат педагогических наук Татьяна Сороковик, резюмируя онлайн-стажировку учителей по антибуллингу, отметила, что международный диалог профессионалов был очень важен в сфере издевательств и травли, потому что в сегодняшних агрессивных реалиях люди пытаются выживать, и дети в том числе. 

Повышенная тревожность и агрессивность вкупе с заниженной самооценкой сегодня приводят к тому, что в обществе появляется агрессия уже и в детской среде. Кроме того, есть факты буллинга учителей по отношению друг к другу — это отдельная огромная проблема, и мы планируем провести семинары для педагогов, чтобы помочь, особенно молодым учителям, избежать этого. Это особенно опасно в учительской среде, так как дети могут перенять такую модель поведения, — резюмировала руководитель образовательной онлайн-платформы SKLAD, кандидат педагогических наук Татьяна Сороковик. 

Бота Женискызы

Новости партнеров
×