Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.91  548.85  5.05

Новые горизонты госуправления и политической инклюзии

17.09.2024, 14:50
Новые горизонты госуправления и политической инклюзии

Послание Главы государства «Справедливый Казахстан: закон и порядок, экономический рост, общественный оптимизм» дало страт новому политическому сезону в стране. Одним из приоритетных направлений работы Касым-Жомарт Токаев обозначил повышение эффективности государственного управления, призвав продолжить реформы в госслужбе. Более подробно об инициативах, направленных на реализацию задач, поставленных Президентом, в интервью газете «Литер» рассказала главный эксперт отдела стратегического анализа Казахстанского института стратегических исследований при Президенте РК Айдана АКЕСИНА.

 

«Система должна быть открытой»

– Каковы ключевые изменения в государственной службе, обозначенные в новом Послании Президента? Как, по вашему мнению, они должны повлиять на общую эффективность государственного управления?

– В последние годы Казахстан принимает значительные усилия для совершенствования системы государственной службы, и одним из главных направлений этой реформы является повышение компетенций госслужащих.

В Послании 2024 года было особо отмечено, что на данный момент осуществляется переход всех государственных органов на единую кадровую информационную систему. Новая кадровая база данных – это в первую очередь шаг к централизации и упрощению кадрового учета. Единая система позволит централизованно управлять информацией о кадрах, что упростит процесс учета, мониторинга и анализа кадровых данных. Это делается главным образом для снижения коррупционных рисков, исключения «командных» передвижений в системе государственной службы.

Такие решения соответствуют принципам меритократии. В долгосрочной перспективе единая кадровая информационная система должна служить в качестве социального «лифта» для талантливых государственных служащих внутри системы, что будет повышать результативность и эффективность всей государственной службы.

– В Послании подчеркивается важность повышения эффективности государственного управления. Как вы считаете, какие направления требуют наибольшего внимания и реформирования для достижения этой цели?

– Взаимодействие с гражданами – направление, которое без преувеличения можно назвать одним из ключевых индикаторов в эффективности государственного управления. Система должна быть открытой для взаимодействия с гражданами и достаточно чувствительной к внешним изменениям для самосовершенствования. Вместе с тем и достаточно устойчивой. Важно улучшить доступ граждан к информации о деятельности государственных органов, что поможет укрепить доверие к государственным институтам.

К примеру, маслихаты как орган местного самоуправления (МСУ) до сих пор не являются в полной мере эффективным институтом репрезентации интересов граждан на отдельно взятых территориях. У маслихатов есть большой для этого потенциал. Необходимо создать эффективные механизмы для сбора и учета мнений граждан, их вовлечения в процессы принятия решений на самом нижнем уровне, что повысит степень удовлетворенности органами МСУ и гражданскую активность.

 

«Повышение политической культуры граждан»

– Как вы оцениваете введение выборности акимов районов и городов областного значения с 2025 года? Какие преимущества для политической системы Казахстана связаны с этим шагом?

– Поэтапное введение прямой выборности акимов всех уровней – это шаг, который укрепит демократические процессы в стране, содействуя большей открытости и вовлеченности граждан в политические процессы.

Уже сейчас мы отмечаем увеличение числа самовыдвиженцев, граждан, не имеющих предыдущего опыта работы в госслужбе, что свидетельствует о растущем интересе граждан к политической жизни и их готовности участвовать в управлении на местах. Это создает более конкурентную среду. В перспективе это приведет к улучшению качества местного управления и более эффективному решению проблем на местах.

Граждане также вправе проголосовать против всех представленных кандидатов, выбрав соответствующую графу в бюллетене. Это дополнительно может служить индикатором удовлетворенности представленными кандидатурами.

– Как вы считаете, какие вызовы могут быть сопряжены с таким решением?

– Одним из главных вызовов является рост популизма контексте выборности акимов. Рост полумистических настроений – это общемировой тренд, который может отразиться на выборах всех уровней. Популистские кандидаты могут предлагать нереалистичные политические программы, которые легко воспринимаются и находят поддержку, но трудно реализуются. Они могут обещать быстрые улучшения в инфраструктуре или услугах, не учитывая реальных возможностей бюджета. В результате, такие обещания могут остаться невыполненными, что приведет к разочарованию граждан.

Ответом на этот рост популизма является повышение политической культуры граждан, осведомленности, чтобы в дальнейшем избиратели смогли принимать информированное решение.

 

«Такие кандидаты близки и понятны избирателям»

– Какие конкретные результаты пилотного проекта по выборности акимов уже имеются? Как вы считаете, как они повлияли на общественное восприятие и политическую стабильность в регионах?

– По данным Центральной избирательной комиссии, с 2021 года было избрано уже более 1 700 акимов сельского уровня. В 2023 году в пилотном режиме прошли выборы 42 акимов районов и трех городов областного значения. Выдвижение кандидатов в сельские акимы происходило двумя путями: политическими партиями – из числа своих членов, и гражданами – в порядке самовыдвижения. Согласно данным ЦИК, четверть кандидатов – самовыдвиженцы. Это говорит о высокой заинтересованности в участии в управлении и возросшем интересе к политической жизни своего населенного пункта.

Прямые выборы в первую очередь благоприятно влияют на местное самоуправление и способствуют постепенной децентрализации всей вертикали власти. Прямые выборы предоставляют больше возможностей для вовлечения граждан в процесс управления. Согласно нашим исследованиям, избранные акимы, по сравнению с назначенными, чувствуют большую ответственность перед избирателями. Общественное восприятие таких выборов в целом положительное. Местные жители отмечают, что избранные сельские акимы открыты для коммуникации и предложений. Часто выдвигаются в акимы выходцы из этих же конкретных сел. Такие кандидаты близки и понятны избирателям, что тоже немаловажно.

– Как изменения в государственной службе и выборность акимов могут повлиять на взаимодействие между центральной властью и местными органами управления? Какие долгосрочные эффекты вы можете спрогнозировать для развития страны в результате этих реформ?

– По итогам исследования, которое проводил КИСИ в 2024 году, было выявлено, что значительных изменений во взаимодействии между центральной властью и местными органами выявлено не было. Со временем, однако, на этот процесс может повлиять передача дополнительных налогов и платежей на сельский уровень. Таким образом, у местных органов будет больший бюджет и большая свобода планирования расходной части бюджета.

Согласно плану, в бюджет четвертого уровня планируется передать 50% от налогов на имущество индивидуальных и юридических лиц, а также некоторые другие сборы. Это в конечном итоге будет способствовать децентрализации и большей финансовой автономии сел.

В долгосрочной перспективе прямые выборы акимов и реформы в государственной службе помогут уменьшить зависимость местных органов от централизованного управления и увеличить их способность эффективно решать локальные проблемы.

Выборность акимов и реформы в государственной службе способствуют укреплению демократических институтов на местах. Это создает основу для более демократичного и инклюзивного управления. В дальнейшем можно прогнозировать увеличение женщин-кандидатов в акимы, а также больший интерес к выдвижению со стороны молодых кандидатов.

– Спасибо за беседу!

Диана ТЫСЫМБАЕВА, Астана

 

Новости партнеров
×