Новые платные парковки в Астане расширяют в сторону ЭКСПО
В прошлом году власти заработали на платных парковках 1,5 млрд тенге. Из этой суммы всего 10 процентов составляют платежи, остальное — штрафы за неуплату.
Паркоматы уже появились в некоторых густонаселенных районах левобережья и протянутся до ЭКСПО. При этом камеры там еще не установили, и пока оплату за стоянку невозможно проверить в автоматическом режиме. Тариф составляет 100 тенге в час, передает Liter.kz.
На сайте “Парковочное пространство Астаны” сообщается, что “парковочные зоны, нумерация которых начинается с 13XX, 14XX, 15XX, 16XX, 17XX, работают в тестовом режиме, администрирование не ведется”. Это значит, что пока платить за них необязательно, да и невозможно сделать, так как QR-коды с номерами стоянок все еще заклеены пленкой.
В частости, платные парковки планируют запустить на улицах: Акмешит, Туркестан, Сауран, Мангилик Ел, Туран, где есть большая загруженность транспорта.
Подобные нововведения по душе далеко не всем астанчанам. Житель города Айбек Блялов говорит, что старается искать места парковки там, где не нужно тратить деньги, и ему это пока еще удается.
“Власти еще в 2016 году говорили, когда их планировали запустить на бульваре Нурлыжол, эти паркоматы, что вводят плату на парковках, чтобы разгрузить улицы и уменьшить пробки. Однако пробок все больше. Улицы все больше забиты автомобилями. Чиновники также обещали благоустройство на эти деньги, но где оно? Если только на левом берегу что-то делается, а если ехать в сторону улицы Гете, ничего нет. Где деньги? Поэтому пусть сами платят”, — сказал астанчанин.
Система платных парковок работает в Астане уже несколько лет. Первоначально она была введена пилотно на бульваре Нурлыжол в 2018 году, чтобы управлять парковочным пространством и снизить пробки в наиболее загруженных зонах. Тогда плата за час парковки была установлена и утверждена акиматом Астаны в размере 100 тенге. Всего на том участке оборудовали 487 парковочных мест и установили 12 паркоматов.
Позже в городе ввели более гибкие тарифные планы, учитывающие время суток, день недели и продолжительность парковки. В некоторых зонах были введены специальные тарифы для резидентов и сотрудников компаний, работающих в этой области.
Но недовольных платными парковками меньше не становится. Одной из основных причин споров стало повышение тарифов на платные парковки. Жители города выражали недовольство из-за повышения стоимости и недостаточного количества парковочных мест.
Так, с 5 августа этого года обновляют тарифы на привокзальной платной парковке. По данным столичного акимата, отменяется заградительный тариф 1 тысяча тенге в час после 2-6 часов пребывания на парковке. За каждый час нахождения автомобиля на платной парковке пользователю будет начисляться по 200 тенге. Если время достигнет, например, более 6 часов, то при нынешнем тарифе это – 4 200 тенге, по-новому – 1 200 тенге.
Кроме этого, астанчан не устраивает непрозрачность использования средств, собранных от платных парковок. Многие пользователи парковок жалуются на отсутствие необходимой инфраструктуры, такой как камеры видеонаблюдения и эффективные паркоматы. Так ранее в некоторых местах установки паркоматов и камер задерживались, что вызывало недовольство у автовладельцев, которые не могли своевременно оплатить стоянку или были наказаны за неоплату, несмотря на технические сбои.
Проблемы также возникали в связи с организацией и администрированием системы. В управляющих компаниях часто не могли предоставить четкую информацию о количестве новых платных мест или сроках их введения в эксплуатацию. Это создавало неопределенность и путаницу среди горожан.
Было также много вопросов о том, как используются средства от платных парковок. Горожане требовали прозрачности и отчетности о том, как деньги тратятся и на какие конкретные нужды города они направляются. В ответ городские власти утверждали, что средства идут на благоустройство Астаны и социальные проекты.