Нурсултан Назарбаев – автор современной архитектуры региональной безопасности
С обретением Независимости Казахстан вступил в новый исторический этап своего развития. Если еще тридцать лет назад многие плохо представляли, где место Казахстана на карте мира, то сегодня наша республика – полноправный игрок на мировой внешнеполитической сцене, с которым принято считаться. Во многом это стало возможным благодаря внешнеполитическим инициативам непосредственно Нурсултана Назарбаева. Более того, у некоторых инициатив казахстанского внешнеполитического курса нет аналогов в мире. Это и добровольный отказ от ядерного арсенала (четвертого в мире), и усилия по всеобщему разоружению, и меры по урегулированию конфликтов и созданию системы коллективной безопасности на региональном и международном уровнях.
Взаимодействие и доверие
Важнейшим элементом новой внешнеполитической стратегии государства стала работа по налаживанию устойчивых связей с авторитетными международными организациями, и на их площадках продвижение инициатив по коллективной безопасности, которые при этом отвечали бы интересам Казахстана.
В 1992 году Нурсултан Назарбаев предложил Генеральной Ассамблее ООН идею о проведении Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии, которая бы открыла коридор возможностей для стран региона по выстраиванию прямого конструктивного диалога. И сегодня основным посылом СВМДА по-прежнему остается идея расширения сотрудничества через выработку многосторонних подходов, которые направлены на продвижение стабильности в Азии.
Выступая на 47-ой сессии Генассамблеи ООН, Елбасы, в частности, подчеркнул, что суть инициативы заключается в стремлении возобновить ранее не увенчавшиеся успехом попытки создать эффективную и универсальную структуру по обеспечению безопасности на азиатском континенте, где, в отличие от других регионов мира, подобный механизм еще не сформирован. Актуальность предложения, озвученного Президентом вновь созданного государства, подкреплялась еще и тем, что самый населенный регион планеты был обременен многочисленными конфликтами и взаимным недоверием между рядом государств. Опасение всего мирового сообщества вызывали набиравшие оборот в Азии проблемы распространения ядерного оружия, нелегальной миграции, резкое ухудшение состояния окружающей среды, экстремизм и наркоторговля.
Поэтому идея созыва СВМДА нашла поддержку ряда азиатских государств и таких международных организаций, как ООН, ОБСЕ, Лига Арабских государств. В непростых условиях глобального развития институциональному становлению и укреплению СВМДА предшествовали долгие обсуждения, дискуссии, кропотливый поиск точек соприкосновения. Первая встреча прошла в апреле 1993 года, вторая – в августе-сентябре 1993 года, третья – в октябре 1994 года. Результатом третьей встречи стало решение о создании Специальной рабочей Группы, в задачу которой вошла подготовка документов будущей организации.
14 сентября 1999 года на I встрече министров иностранных дел была подписана Декларация, регулирующая отношения между государствами-членами Совещания – прообраз правовой базы новой архитектуры безопасности на азиатском субконтиненте.
Наряду с Алматинским актом, уставом СВМДА, принятым в ходе Первого саммита, Декларация является основным документом СВМДА. Эти документы стали ключевыми для дальнейшей эволюции процесса Совещания.
Как известно, первый Саммит форума был проведен 4 июня 2002 года. В нем приняли участие главы Казахстана, России, Китая, Пакистана, Турции, Монголии, Кыргызстана, Таджикистана и Афганистана, премьер-министры Азербайджана и Индии, уполномоченные официальные лица Ирана, Египта, государств и организаций-наблюдателей. Особым достижением стало участие в Саммите представителей Палестины и Израиля. Через два года в октябре состоялась вторая встреча министров иностранных дел. Ее главным результатом стало принятие Каталога мер доверия, Правил процедуры и Декларации Второй министерской встречи СВМДА.
Таким образом, в рамках Каталога меры доверия были распределены по 5 основным измерениям: военно-политическое; борьба с новыми вызовами и угрозами; экономическое; экологическое; гуманитарное. Все меры доверия применяются на основе постепенности и добровольности.
Юбилейное заседание СВМДА, посвященное 20-тилетию процесса, состоялось в сентябре 2012 года в Астане. В своем приветственном выступлении Нурсултан Назарбаев подчеркнул важность и эффективность СВМДА, отметив, что благодаря Совещанию различным культурам, цивилизациям и моделям развития удалось установить паназиатский диалог.
IV Шанхайский Саммит СВМДА, состоявшийся в мае 2014 года, оказался знаковым в эволюции процесса: главным итогом проведенных встреч стало подписание Меморандума о взаимопонимании между Шанхайской организацией сотрудничества и СВМДА. Главы государств-членов организации поприветствовали Бангладеш и Катар в качестве новых членов организации.
Таким образом, инициатива Нурсултана Назарбаева, которую он настойчиво и последовательно продвигал, встала на рельсы постоянно действующей международной организации, более не зависящей от политической воли одного человека. Она приобрела реальную форму, самостоятельность в своем функционировании, стала важным элементом системы региональной и межрегиональной безопасности.
Как известно, в конце сентября 2020 года Казахстан принял председательство в Совещании. Во время встречи глав внешнеполитических ведомств в формате видеоконференции, министр Мухтар Тлеуберди заверил коллег, что, став председателем, республика Казахстан продолжит дальнейшую институционализацию совещания, приложит все силы, чтобы повысить статус форума на международном уровне.
СВМДА – дальновидность политики
Сегодняшний высокий статус нашей страны в мировом сообществе во многом складывался в результате активной деятельности на этой ниве Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева. Можно сказать, что казахстанский стиль ведения международного диалога – это своего рода отражение личностных качеств Елбасы, сторонника конструктивного подхода и трезвых обдуманных решений. Внешнеполитические достижения Казахстана безусловно отвечали общим интересам РК, способствовали созданию благоприятных условий для развития государства и его народа.
«Мы высоко оцениваем прогресс, достигнутый Организацией в разработке и осуществлении мер доверия в различных областях, и позитивный вклад в обеспечение безопасности и стабильности в Азии за 20 с лишним лет. Полагаем, что Совещание имеет свои преимущества и реальную основу для диалога между цивилизациями, играя большую роль в обеспечении безопасности в Азии. Мы высоко оцениваем особый вклад Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в становление и развитие Организации», – подчеркнул в ходе IV Шанхайского Саммита СВМДА председатель КНР Си Цзиньпин.
Накануне четвертого Шанхайского саммита посол КНР в РК Лэ Юйчен также отметил, что инициатива Президента Назарбаева по созданию СВМДА, выдвинутая им на 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН, показала свою жизнеспособность.
«Инициатива полностью продемонстрировала международный кругозор и дальновидность Нурсултана Назарбаева как выдающегося политика. Сегодня СВМДА имеет большое влияние на региональную стабильность и безопасность. Последние десятилетия Китай вместе с Казахстаном активно участвовал в этих процессах», – отметил дипломат.
Как не раз отмечали международные эксперты, Нурсултан Назарбаев нашел определенное равновесие между национальными интересами, основанное на многовекторной политике. И СВМДА как раз вобрал в себя все нюансы внешнеполитической концепции Казахстана и его Лидера, которые заключаются в построении мирной зоны вокруг нашего государства. А поскольку в глобальном мире понятия региональной безопасности становятся весьма условными, то и международные инициативы Елбасы при детальном изучении носили мировой характер.
Сам Нурсултан Назарбаев свое предложение по созданию СВМДА объяснил «реалиями уже обозначившегося нового миропорядка, при котором перспективы устойчивого развития и процветания народов планеты определяются не только глобальными системами безопасности, но во многом и региональными».
Выступая в 2002 году на первом саммите СВМДА, он отметил тогда, что Совещание на высшем уровне поддержали государства, занимающие 90% территории всей Азии с населением на тот момент около трех миллиардов человек, то есть половину населения земного шара.
«В современных условиях невозможно с уверенностью говорить об экономическом процветании нашего континента без защитных механизмов, которые могли бы содействовать более безопасному существованию народов Азии. Поэтому считаю, что данный форум является чрезвычайно важным не только с точки зрения обсуждения насущных политических проблем, но и в плане необходимых гарантий для обеспечения устойчивого экономического роста наших стран», – в очередной раз пояснил суть своей инициативы Н. Назарбаев.
При этом он не упустил из виду роль ООН, которая, по его словам, должна играть важную координирующую роль в обеспечении безопасности на азиатском континенте, а «все судьбоносные решения должны приниматься сообществом государств в рамках ООН».
«Казахстан – страна-основатель ШОС и инициатор СВМДА. Президент Назарбаев своей дальновидностью продвигает развитие этих организацией, он внес и вносит весомый вклад в поддержание мира стабильности в регионе и во всем мире в целом, – подчеркнул Си Цзиньпин во время вручения Н. Назарбаеву ордена «Дружбы» в апреле 2019 года. – В 2013 году я в Казахстане выдвинул инициативу экономического пояса Шелкового пути, который сразу вызвал горячий отклик Президента Назарбаева и казахстанского общества. Могу с уверенностью сказать, что казахстанско-китайское взаимодействие по результативности и значимости давно вышло за двусторонние рамки. Стало достойным примером для международного сообщества, добавило мощную позитивную энергию в формирование нового типа международных отношений и создания сообщества единой судьбы человечества», – сказал китайский лидер.
Интеграция – новый уровень
В 2019 году Нурсултан Назарбаев в очередной раз продемонстрировал готовность к постоянному совершенствованию и реформированию долгосрочных международных проектов, к которым, безусловно, относится и СВМДА. В ходе заседания Astana Club Елбасы призвал переосмыслить подходы к формированию общеконтинентальной архитектуры безопасности с точки зрения создания полноценной евразийской модели безопасности. Другими словами, им было предложена определенная модель интеграции ОБСЕ и СВМДА.
«Наблюдаемая кризисная ситуация, наряду с рисками, открывает возможности для давно назревшего диалога. Думаю, ни у кого не вызывает сомнений необходимость определения новых правил игры Большой Евразии. Назрела необходимость создания полноценной евразийской модели безопасности, которая совместит европейскую, азиатскую, региональную системы», – сказал тогда Н. Назарбаев.
Он добавил, что в 2020 году исполняется 10 лет с момента принятия Астанинской декларации ОБСЕ, в которой отмечена важность формирования единого сообщества Евроатлантической Евразийской безопасности.
«Эти вопросы могут эффективно решаться при объединении потенциала СВМДА, который объединяет 27 государств азиатского континента и ОБСЕ. Организации могли бы обеспечить глобальную безопасность Евразии», – дал пищу для размышлений Елбасы.
Возможность подобной инициативы, подчеркнул он, была подтверждена опросами экспертов Astana Club, большая часть которых выступает за объединение структур, позволяющих эффективно решать ключевые вопросы Евразии.
«Предлагаю задействовать второй трек переговоров по этой теме между экспертами и дипломатами, в том числе используя платформу нашего клуба. Данный формат диалога мог бы стать подготовительным этапом для проведения переговоров на более высоком уровне», – заключил Н. Назарбаев.
Это было сказано больше двух лет назад. При этом следует вспомнить, что от первого выступления Нурсултана Назарабаева в ООН в 1992 году по поводу возможности создания регионального Совещания до первого саммита СВМДА в 2002 году прошло 10 лет. Для проектов подобного масштаба – срок вполне оптимальный. Тем более, если говорить о варианте интеграции европейской и евроазиатской систем безопасности.
Важным моментом для реализации предложения Елбасы является преемственность верховной власти внутри самого Казахстана, что в очередной раз служит подтверждением политической мудрости Н. Назарбаева.
На V саммите СВМДА, прошедшем в Таджикистане, на котором впервые не присутствовал Елбасы, его идея интеграции тем не менее прозвучала вновь. Ее озвучил Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
«Казахстан неоднократно предлагал наладить взаимодействие между СВМДА и ОБСЕ, чтобы использовать потенциал этих форумов на благое дело. Главным элементом, на мой взгляд, общей работы в нашем регионе может стать борьба с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, нелегальной миграцией и наркотрафиком», – сказал К. Токаев. Общая мысль нашего Президента основывалась на том, что сплочение с Западом должно стать решением на глобальные кризисы. И, кстати, менее чем через год, пандемия коронавируса, охватившая весь мир, показала зрелось идеи объединения.
Как уже отмечалось, Казахстан в ближайшие два года председательствует в СВМДА. Сейчас на повестке организации стоят оперативные задачи, успешное решение которых, собственно, и характеризует жизнеспособность любой структуры. К примеру, с учетом современных вызовов Казахстан предложил включить в Каталог мер доверия СВМДА сотрудничество в сфере эпидемиологической безопасности, общественного здравоохранения и фармацевтики, что было поддержано государствами-членами.
Тем не менее есть основания ожидать дальнейших поступательных действий казахстанской стороны и сторонников объединения в сторону глобальной интеграции. В сторону единой континентальной системы безопасности на основе доверия и сотрудничества.
Канат САРИН, Нур-Султан