Нуржамал Усенбаева: "Оперная дива на сцене, но не в жизни"
В Астане начинается I Международный конкурс вокального искусства Нуржамал Усенбаевой
В Астане начинается I Международный конкурс вокального искусства Нуржамал Усенбаевой. Народная артистка Республики Казахстан и Республики Татарстан, заслуженный работник Республики Узбекистан, лауреат Государственной премии Республики Казахстан, обладательница наивысшей награды Европейского союза искусств в области художественной и культурной деятельности «Golden Europea», обладатель ордена «Құрмет» – и это все о ней, о Нуржамал Усенбаевой.
За несколько дней до конкурса Нуржамал Пернебековна выкроила время и побывала в “Гостиной Литера”. Вопреки ожиданиям, несмотря на наличие множества регалий, в жизни артистка оказалась обаятельной и коммуникабельной, без явных признаков “звездности”.
– Нуржамал Пернебековна, спасибо за уделенное время! Сейчас вы в процессе активной подготовки к конкурсу, расскажите о нем.
– Действительно, с 1 по 4 июня пройдет Международный конкурс вокального искусства. Поскольку я являюсь солисткой Государственной академической филармонии имени Еркегали Рахмадиева, то и организатором выступила филармония при поддержке акимата города Астаны.
В конкурсе примут участие профессиональные вокалисты в возрасте от 20 до 35 лет всех типов голосов, представляющие любую страну.
Цель конкурса – продвижение современной отечественной культуры в глобальном мире, сохранение, развитие и преумножение традиций национальной вокальной школы.
Сейчас очень много талантливой молодежи, так вот, задача конкурса – выявить и поддержать одаренных молодых певцов, открыть новые имена. Кроме того, считаю важным популяризировать творческое наследие композиторов Казахстана.
Конкурс станет прекрасной стартовой площадкой для молодых дарований. Для победителей откроются двери оперных театров, появится возможность сценических дебютов, раскроется их индивидуальность, музыкальный и артистический потенциал.
– Традиционный вопрос: «А судьи кто?».
– Жюри конкурса представлено высокопрофессиональными и выдающимися мастерами мировой классической сцены: заслуженный деятель РК Каиржан Жолдыбаев, солист объединенного театра городов Крефельд и Менхенгладбах (Германия); Филип Банджак, солист Пражской оперы и филармонии; Павел Черных, заслуженный артист России; Рамиз Усманов, народный артист Узбекистана; Паоло де Наполи (Италия), Диан Чобанов (Болгария). Все эти имена известны в мире оперной музыки, и я благодарна за то, что они откликнулись на наше приглашение. Председателем жюри являюсь я сама.
На отборочный тур подал заявки 121 человек из 17 стран мира – Италии, России, Узбекистана, Беларуси, Китая, Кыргызстана, Армении, Таиланда, Литвы, Украины, Чехии, Великобритании, Таджикистана, Исландии, Грузии, Хорватии и Казахстана. К первому туру из них допущен 41 участник. Конкурсные состязания пройдут в Камерном и Концертном залах Государственной академической филармонии имени Еркегали Рахмадиева. В рамках конкурса запланированы мастер-классы членов жюри.
Завершится конкурс грандиозным гала-концертом победителей и членов жюри. Гран-при конкурса – пять миллионов тенге.
Специальный денежный приз за лучшее исполнение произведений композиторов Казахстана выделит участникам Международная ассоциация «Мир через культуру».
Кроме того, лауреаты и дипломанты конкурса удостоятся специального приза от государственного театра оперы и балета «Астана Опера».
Это конкурс для молодых, важно, чтобы они росли. Я сама проходила через это – это большая школа. В моем жизненном багаже есть и международные, и казахстанские конкурсы.
– В очередной раз к Астане будет приковано внимание мировой публики. А готовы ли наши залы, концертные площадки к мероприятиям такого масштаба?
– У нас есть замечательный Камерный зал с потрясающей акустикой. Могу говорить об этом с уверенностью, потому что недавно там состоялся концерт камерной музыки композитора Толегена Мухамеджанова, в котором я принимала участие. Это был замечательный творческий вечер благодаря участию в нем прекрасных музыкантов нашей филармонии: государственного струнного квартета имени Газизы Жубановой, государственного трио «Forte Trio», Бекболата Байсагатова, Алтынбека Абильда, Розы Шоткалиевой, Зарины Акаевой.
В целом следует отметить, что сегодня в столичной филармонии созданы великолепные условия для проведения мероприятий международного уровня. У нас замечательный коллектив, высокопрофессиональные музыканты, певцы, танцевальный коллектив.
Кстати, участники конкурса будут петь в сопровождении симфонического оркестра под руководством Абзала Мухитдина.
– Какая сцена для Вас особенно близка?
– Мой дебют состоялся на сцене ГАТОБ имени Абая – кара шанырак! Это театр, который слышал голоса наших великих исполнителей – Куляш Байсеитовой, Розы Жамановой, Ермека Серкебаева, Бибигуль Тулегеновой.
Я горжусь тем, что принимала участие в становлении культуры и искусства нашей молодой столицы Астаны. Для меня было большой честью участвовать в открытии «Астана Опера» – в опере «Биржан – Сара» я исполняла партию Сары.
– Нуржамал Пернебековна, расскажите, как все начиналось? Музыка с детства была с Вами?
– Я родилась и выросла в большой семье, родители прививали нам любовь к музыке, поэзии, литературе, спорту, к труду, папа был учителем истории, директором школы, при этом всю жизнь писал стихи, издал три сборника. У мамы был красивый голос, я любила в ее исполнении народную песню «Илигай».
Нас в семье восемь детей, все занимались музыкой, пели дома на несколько голосов. Летом открывали окна, устраивали домашние концерты, соседи сбегались послушать. А мы с удовольствием пели для нашей публики! Тем не менее профессиональным музыкантом стала только я.
Сначала училась в музыкальной школе по классу фортепиано.
Потом в музыкальном училище, как пианистка. Ну а дальше в консерваторию поступила на академический вокал.
– Кто были Вашими кумирами в то время?
– Когда я еще училась в музыкальном училище, кумиром практически всех наших девчонок был Алибек Днишев. В те годы он появился такой красивый, талантливый, с прекрасным голосом.
У нас в общежитии в училище на стене висел его портрет. Он вдохновил меня на пение, после чего было принято решение поступать в консерваторию.
Будучи пианисткой, аккомпанируя певцам, погружаясь в мир оперной музыки, мое желание заниматься академическим вокалом воплотилось в реальность.
– Как Вы считаете, сейчас вокальное искусство в Казахстане на какой стадии?
– Сейчас очень много талантливой молодежи. На конкурс подали заявки очень сильные участники! Они поют сложные программы. Да и в целом сегодня у молодых большой выбор, где учиться, где работать, они владеют языками, материалом.
Важно вовремя увидеть природу певца, его потенциал, как дальше может развиться его голос, и поддержать талант! В меня в свое время поверили, и я поступила в консерваторию. Поэтому считаю, важно уметь разглядеть молодые дарования, давать им шанс проявить себя.
– Нуржамал Пернебековна, расскажите, как Вам удалось добиться звания народной артистки Республики Татарстан?
– За наше многолетнее сотрудничество –15 лет – они меня удостоили звания народной артистки. Это уникальный случай для их страны, потому что до этого не было в практике случая, чтобы звания народного удостаивали гражданина другой страны. Я благодарна Татарстану за высокое звание, для меня это большая честь! С Казанским оперным театром я много гастролировала в Европе, обогатила свой оперный репертуар.
– В Вас отсутствуют признаки «звездной болезни». Так было всегда?
– На сцене ты должна быть примадонной, звездой, показать образ через музыку, донести до слушателя всю ее красоту.
Иногда бывает так, что человек впервые пришел в оперу. И от нас, исполнителей, зависит, полюбит ли он оперу, этот сложный жанр.
Поэтому на сцене я все делаю для того, чтобы слушатель получил эстетическое удовольствие. Все имеет значение: голос, актерская игра, сценические костюмы, создание образа!
В жизни же я такой же обычный человек, как и все. С уважением отношусь к людям разных профессий, каждый человек это личность, достойная уважения. Я не стесняюсь спрашивать совета и поделиться своим, если меня спрашивают.
Иногда супруг мне говорит: ты уже известная артистка, а ведешь себя как начинающая, первая прибегаешь на репетицию, ждешь других.
Но таково мое отношение к профессии, я уже не могу изменить себя.
Оперной дивой я должна быть на сцене. В жизни и в работе это мне не нужно.
– Что для артиста важно в жизни?
– Важно, чтобы тебя поддерживала семья. Когда рядом с тобой человек, который понимает, поддерживает тебя. К счастью, в моей жизни есть такой человек, мой супруг Толеген Мухамеджанов.
Мы поддерживаем друг друга во всем, советуемся.
Когда время позволяет, с удовольствием готовлю на кухне. Умею все: и бешбармак сварить, и тесто накатать, и баурсаки пожарить. Толеген всегда мне говорит: у тебя самый вкусный бешбармак. Ну как после этого не готовить?
Как-то я приехала домой с гастролей, Толеген приболел, и я тут же ему сварила мясо, бешбармак, напоила сорпой. И ему сразу стало легче.
Взаимные чувства, отношения дают уникальную силу. Ведь голос – это нежный музыкальный аппарат, уникальный и удивительный. И он реагирует на все – на самочувствие, настроение. Как говорил один великий певец: спеть в здоровом состоянии любой может, а ты попробуй спеть в нездоровом…
– Что еще для Вас важно во время выступления?
– Акустика. Когда твой голос через оркестр льется до последнего ряда.
Полетность голоса – очень важное качество голоса! Ты можешь иметь большой голос, но он может быть не таким полетным, и в зале будет плохо слышно.
Как-то я пела в Лиссабоне, в театре «Колизеум» на три тысячи мест. И вот я вышла на репетиции на сцену и ахнула – как меня услышат на последних рядах? Но в зале оказалась великолепная акустика, и меня было слышно везде, голос облагораживался прекрасной акустикой.
Так же было в Японии, где я целый месяц ездила с оперой «Травиата» с Санкт-Петербургским оперным театром «Малигот», и везде были прекрасные залы.
– Какими правилами руководствуетесь в воспитании детей?
– У нас четверо детей, все уже взрослые и самостоятельные личности, добившиеся успехов в разных сферах. В воспитании детей я всегда руководствовалась правилом – не давить, а быть советчиком. Все это в деликатной дипломатичной форме, без нотаций. Учить примером, а не словами. Потому что молодежь сейчас все знает, они уже имеют свое устойчивое мнение.
С внуками придерживаюсь того же принципа.
– У Вас особые отношения с внуками, это можно наблюдать по соцсетям…
– Это просто непередаваемые чувства общаться с ними. Горжусь их успехами, радуюсь им. Учусь у них.
– Какую музыку Вы слушаете в машине?
– Мой радиоприемник всегда настроен на волну Радио «Классика».
– В свободное время чем любите заниматься?
– Музыкой. А еще мы с супругом любим пешие прогулки. Ходим утром и вечером по одному часу всегда, когда есть возможность.
– Кем бы Вы стали, если бы не певицей?
– Наверное, профессиональной спортсменкой. С детства занималась легкой атлетикой – ездила на соревнования, занимала призовые места.
– Спасибо Вам, Нуржамал Пернебековна, за беседу. Успешного проведения конкурса!