О ходе реализации "Дорожной карты" по исполнению Предвыборной программы партии Nur Otan
В Казахстане благодаря мудрой политике Первого Президента Республики Казахстан – Елбасы, Председателя партии Nur Otan Н.А. Назарбаева разработали "Дорожную карту" по исполнению предвыборной Программы партии Nur Otan - «Путь перемен: Достойную жизнь каждому!» Она представляет подробный план действий на ближайшие пять лет: это работа по улучшению социально-экономического благосостояния страны.
Более 884 млрд тенге в 2021 году на исполнение "Дорожной карты". Деньги выделены из республиканского бюджета для выполнения следующих задач:
- развитие автомобильных дорог на республиканском и местном уровнях - 140 млрд тенге;
- реализация проектов в рамках специального проекта «Ауыл – ел бесiгi» - 70,8 млрд тенге;
- развитие агропромышленного комплекса, в том числе путем субсидирования АПК - 46 млрд тенге;
- дальнейшая реализация "Дорожной карты занятости" с применением нового инструмента - кредитование субъектов предпринимательства и совершенствованием действующих подходов по отбору проектов – 91 млрд тенге;
- строительство и реконструкция систем водоснабжения и водоотведения - 38 млрд тенге;
- улучшение жилищных условий граждан – 78 млрд тенге;
- повышение заработной платы медицинских работников и работников органов внутренних дел - 39 млрд;
- увеличение размера стипендий студентам вузов – 9,6 млрд;
- развитие обрабатывающей промышленности - 81 млрд тенге;
- развитие малого и среднего бизнеса – 74 млрд тенге.
Сегодня депутаты Мажилиса Парламента – члены фракции партии Nur Otan совместно Правительством ведут активную работу по выполнения предвыборных обязательств партии. Депутатский корпус, задействовав все необходимые механизмы, взял на постоянный и системный контроль реализацию индикаторов по каждому показателю "Дорожной карты".
Стоит отметить, что уже принят ряд законов с целью улучшения благоприятной экономической среды нашей страны, некоторые из которых я бы хотел затронуть.
Так, Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Республики Казахстан» предоставлена бюджетная самостоятельность государственным органам.
То есть при каждом центральном государственном органе будут созданы ведомственные бюджетные комиссии с правом утверждать бюджетную заявку администратора по постоянным расходам. В частности, центральные государственные органы - администраторы формируют новые планы развития с указанием приоритетов, целей и направления деятельности, а также финансовой потребности.
Кроме того, в рамках оптимизации расходов бюджета, кодекс предусмотрел поправки в части пересмотра этапов бюджетного процесса, приоритетности стратегического планирования перед бюджетным, усилению увязки целевых индикаторов стратегических планов с бюджетными расходами.
Необходимо также отметить, что Законом Республики Казахстан «О гарантированном трансферте из Национального фонда Республики Казахстан на 2021-2023 годы» ожидается ограничение дополнительных трансфертов из Национального фонда, обеспечив его сохранность для будущих поколений. Таким образом, размеры гарантированного трансферта, выделяемого из Национального фонда, в течении трехлетнего периода будут уменьшаться. В 2021 году на сумму в 2 700 млрд тенге, в 2022 году –2 400 млрд, в 2023 году – 2 200 млрд тенге.
"Дорожной картой" в течении пяти лет предусматривается обеспечение общего дефицита бюджета на уровне не более 3% к ВВП. Так, в соответствии с протоколом №10, одобренным на заседании Республиканской бюджетной комиссии от 12 мая, размер дефицита бюджета прогнозируется на уровне 3,0% к ВВП на 2022 год, 2,8% - к ВВП на 2023 год, 2,5 % - к ВВП на 2024 год.
Вместе с тем предусматривается обеспечение ненефтяного дефицита бюджета на уровне 6%. Ненефтяной дефицит республиканского бюджета спрогнозирован на уровне 9,1% к ВВП в 2021 году, 6,5% - к ВВП в 2022 году, 6,4% - к ВВП в 2023 году, 6,1% - к ВВП в 2024 году, 6% - к ВВП в 2025 году. При этом ориентиры на политику накоплений и снижение зависимости бюджета от нефтяных поступлений не утратили актуальности. Для этого Концепцией Национального фонда установлен неснижаемый остаток средств (он составляет 30% к ВВП).
Также в рамках поправок, внесенных в Бюджетный кодекс в декабре 2020 года, размер привлекаемого гарантированного трансферта с 2023 года не должен превышать объема прогнозируемых поступлений в Национальный фонд от организаций нефтяного сектора.
Зависимость бюджета от нефтяных доходов планируется постепенно сокращать за счет наращивания налоговых поступлений бюджета. Увеличение налоговых поступлений прогнозируется в основном за счет роста обрабатывающей промышленности, торговли, транспорта и складирования.
При этом будет усилена работа по цифровизации налогово-таможенного администрирования и реализации мероприятий по борьбе с теневой экономикой (совершенствование налогового и таможенного администрирования, внедрение казначейского сопровождения участников госзакупок, развитие инфраструктуры безналичных платежей).
В целях оптимизации расходов бюджета прорабатываются вопросы по дополнительному сокращению госпредприятий. Так, в целях сокращения доли участия государства в экономике Казахстана принят Комплексный план приватизации на 2021-2025 годы, в который вошли 736 объектов, подлежащих передаче в конкурентную среду. Также, в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 3 июля 2019 года №51 «О введении моратория на создание субъектов квазигосударственного сектора» до 31 декабря 2021 года, введен мораторий на создание субъектов квазигосударственного сектора.
В заключение хотелось бы отметить, что выполнение поручения Лидера нашей партии, Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева по улучшению социально-экономического благосостояния республики находится на постоянном контроле.
В свою очередь, депутаты - члены фракции партии Nur Otan приложат все усилия для достижения поставленных задач, предусмотренных "Дорожной картой" - с периодическим опубликованием отчетов в средствах массовой информации.
Депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан, член Фракции партии Nur Otan Д.К. Алимбаев