О неравенстве возможностей: имеет ли значение рост ВВП
Начинается новый политический сезон. Правительство Казахстана подводит итоги года. Размер ВВП достиг 260 млрд долларов, рост ВВП за год составил около 5%, ВВП на душу населения дорос до 13,3 тыс. долларов и т. д. Вроде хорошие цифры и впечатляющие результаты. Имеет ли значение рост ВВП в нашей ситуации, мы остановимся попозже. В современном мире соотношение экономического базиса и политической надстройки имеют и обратное соотношение.
В нашей стране в связи с многолетним застоем в политической системе общество и граждане значительно потеряли свой основной политический ресурс, право формировать свою власть путем всеобщего голосования. Следовательно, сегодня в Казахстане процесс политической надстройки имеет главное значение.
В Казахстане вначале, особенно, до 2020 года, обострился конфликт между активными гражданами и властью. Народ во-многом не доверял власти, что могло перерасти в девальвацию государственных ценностей и "разброду" политического процесса. Нужны были срочные и системные меры. Поэтому несколько слов о главном тренде последних лет, о политических реформах в стране, проводимых по инициативе Президента Касым-Жомарта Токаева.
Политика имеет значение
Касым-Жомарт Токаев в 2019 году, сразу после вступления в должность Президента Казахстана, заявил, что "без демократии невозможно обеспечить устойчивое социально-экономическое развитие страны". В 2019 году, в первый же день вступления в должность Президента был создан Национальный совет общественного доверия, который стал катализатором политических реформ. Во всех заседаниях НСОДа Президент Токаев принимал личное участие. При активном участии гражданских активистов тогда еще был разработан алгоритм изменений в политической системе страны. В итоге в политической системе Казахстана произошли качественные политические преобразования.
Существенно обновилась Конституция, Президентские полномочия одного лица ограничены одним сроком, прошли выборы в Мажилис Парламента Казахстана и во все уровни маслихатов страны.
Как итог этих выборов в Мажилисе Парламента Казахстана присутствует шесть политических партий страны, в маслихаты всех уровней пришли новые лица, которые имеют собственное политическое мнение и имеют вес и авторитет в регионах.Политическая мозаика представительной ветви власти становится более пестрой и многогранной.
Главное — политическая система страны стала способной "кооптировать" в свои ряды новые политические лица с критическим мышлением, именно этот аспект создает запас прочности для всей системы.
Казахстан находится в периоде "перманентных" выборов. Прошли выборы Президента страны, Мажилиса и маслихатов всех уровней, акимов сел, поселков районного значения. Предстоят выборы акимов районного значения.Такой интенсификации политического выборного процесса в Казахстане раньше не было. Выборы становятся новой нормальностью.
Мы учимся пользоваться своим конституционным правом истинно избирать свою власть. Люди, только осязая значение собственного политического голоса, начнут чувствовать себя частью единого политического сообщества, называемого Казахстаном! Только таким образом создаются политические нации. Но мы должны констатировать еще одну аксиому: целью политических реформ является создание условий для повсеместного роста благосостояния всех граждан страны. Поэтому Казахстан должен пройти этап коренной реформации экономического базиса страны.
Мы должны через слом политической монополии создать условия нивелирования экономической гегемонии прошлого политического истеблишмента страны. Таким образом, политические реформы имеют осязаемые социально-экономические цели! Через политические реформы мы должны создать условия для искоренения экономического неравноправия и социальной несправедливости!
Имеет ли значение рост ВВП?
Ранее был задан вопрос — имеет ли значение в Казахстане рост ВВП? На ранней стадии независимости Казахстана, в 1990-е годы, политический истеблишмент, используя политическое монопольное положение, дефицит рыночных экономических знаний и моральную усталость общества, присвоил огромную часть национального богатства страны. Используя риторику создания независимого государства, приближенные к руководству страны люди присваивали средства от продажи нефти, металлов, зерна и т. д. для личного обогащения.
Так как к создаваемым благам (к своим богатствам) в Казахстане многие граждане не имели допуска, рост внутреннего валового продукта Казахстана давал материальные выгоды только узкому кругу лиц. Большинство людей не ощущало материального "тепла" от роста ВВП Казахстана. Более того, в стране и сегодня существует парадоксальная ситуация: большая часть граждан по факту не участвует в процессе формирования ВВП страны! Достаточно взглянуть на структуру налогоплательщиков страны — всего 10 компаний дают более половины налоговых отчислений в бюджет страны. Эти же компании являются крупнейшими экспортерами Казахстана.
За рубежом ВВП создается путем созидания и труда большинства граждан той или иной страны. Там мелкие фермеры, квалифицированные рабочие, "белые воротнички", представители сферы услуг, крупные промышленники, финансисты вместе создают основу ВВП.
А в Казахстане десятилетия существовала "экономическая сегрегация". Успешных людей, которые не были "своими" для власти, просто отсекали от активной экономической деятельности. Буквально недавно была всеобщая практика рейдерского захвата успешных предприятий, крупным игрокам, приближенным к властям, давались необоснованные налоговые, таможенные и иные преференции, доподлинно известно, что Правительство работало в экономических интересах ограниченного круга лиц. Поэтому многим гражданам было "не жарко и не холодно" от роста ВВП собственной страны.
Росту ВВП Казахстана искренне могут порадоваться только 163 олигарха страны, огромная часть "пирога" по сей день находится у них. Старый режим сам термин "рост ВВП" использовал как метод "замыливания глаз" гражданам о своих мнимых успехах. Если ВВП распределяется несправедливо, то рост ВВП для многих граждан не является ценностью! Такую ситуацию надо срочно менять. И именно это стало одной из задач проводимой Президентом политики по демонополизации страны. Поэтому от механического роста ВВП Казахстана у Правительства не должно быть "головокружения от успехов!". Это только одна часть их работы. Взгляд должен быть иным!
Государственный долг Казахстана
Как результат неправильной экономической политики в прошлом, сегодня как снежный ком растут фундаментальные проблемы экономики, такие как государственный долг, рост бедности, экономическое неравенство, проблемы диверсификации экономики. Мы живем за счет будущих поколений. Ежегодно Правительство получает трансферты — миллиарды долларов от Национального фонда Казахстана. Только за текущий период Правительство получило от Нацфонда более четырех триллионов тенге.
Я лично помню далекое начало 2000-х годов, когда Правительство обходилось без запасов Нацфонда и было способно обеспечивать все свои социальные обязательства перед населением. Сегодня трансферты от Нацфонда для Правительства являются "манной небесной", "нетрудовыми доходами", посредством которых латается часть недостающих денег. Это обстоятельство не способствует развитию творческого мышления у нынешнего Кабинета министров. Общество и Президент ждут конкретных инициатив от Правительства по преодолению этой ситуации. Благодаря реформе государственной службы теперь полномочий у профильных министерств достаточно.
Да, предполагается, что с каждым годом размер отчислений из Нацфонда будет сокращаться, будет расти размер Нацфонда. Это хорошо. Но это только намерения. В это время у нас нарастает проблема, которая может стать триггером нестабильности страны на десятилетия вперед. Это — государственный долг.
На первый взгляд, размер государственного долга страны находится в разумных пределах. Но, как говорится, "дьявол кроется в деталях". Правительство, когда отчитывается про госдолг, ведет речь только о займах Правительства. Правительство должно различным кредиторам 62 млрд долларов, из них 17 млрд долларов — внешний долг. Казалось бы, все в норме, госдолг соответствует 24% от ВВП. Но здесь следует раскрыть вторую сторону медали: в Казахстане квазигоссектор имеет долг в размере 43 млрд долларов.
ВВП Казахстана составялет 260 млрд долларов, таким образом, совокупный долг государства составляет 105 млрд долларов, то есть госдолг Казахстана — более 40% от ВВП страны. Мы находимся перед опасной чертой! Мы не Япония или США, которые могут себе позволить наращивать государственный долг до уровня ВВП. В этих странах внутреннее потребление и производство позволяют сохранять стабильность экономики при огромном госдолге.
Казахстан максимально зависит от импорта товаров, услуг и финансов, поэтому нам необходимо быть крайне аккуратными с государственным долгом. В противном случае мы можем повторить печальный путь стран Латинской Америки, когда вследствие огромного государственного долга они просто-напросто потеряли свою экономическую основу.
Страны Латинской Америки 30 лет трясет, некоторые из них не могут восстановиться и думают уже отказаться от собственной валюты в пользу доллара. Мир является свидетелем печального опыта Греции, экономика которой фактически находится под внешним управлением стран ЕС. Если мы не будем контролировать уровень госдолга, мы можем потерять свой экономический суверенитет! Поэтому процесс заимствования Правительством должен быть под неусыпным контролем со стороны общества и Парламента.
О неравенстве возможностей
В Казахстане 1% населения владеет более 50% ВВП страны. Как уже сказано, были времена, когда все управленческие решения Правительства и политическая воля были направлены на решение проблем этого 1% населения. Благодаря такой невиданной протекции со стороны властей эти люди вошли в число самых богатых людей планеты! Хотя недра и земля принадлежит всему народу страны, основная часть населения фактически осталась ни с чем.
В Казахстане существует особая форма неравноправия — неравенство возможностей. Типичный пример. В юности у граждан страны отсутствует возможность получать высокую квалификацию и навыки, во взрослой жизни у людей сужены возможности быть допущенными к государственным институтам и ресурсам, у большой части населения нет возможностей получать свою справедливую долю от национальных богатств.
Как отмечает современный классик теории неравенства Энтони Аткинсон, "нынешний уровень неравенства является нестабильным и недопустимым", неравенство приводит людей к душевному опустошению, социальной нетерпимости и человеческой злости. Следствием неравенства возможностей является аномально высокий уровень бедности в Казахстане. Люди становятся бедными, ибо они сталкиваются с неравенством возможностей. Мы сегодня имеем 1 млн 100 тыс. бедных людей. Но в наше время нервенство не является неизбежным. Неравенство — это результат прошлой сознательной политики государства! Так, как ни парадоксально, казахстанское неравенство — во многом результат перекошенного государственного регулирования. Мы не должны путать богатство народа и богатство отдельно взятых людей.
Еще один важный для всех момент, каким путем появляется богатство. Марк Цукерберг, Илон Маск приобрели богатство путем создания новых продуктов. В Казахстане же бывшее руководство страны использовало свою политическую и рыночную власть для эксплуатации природных ресурсов и присвоения заводов и фабрик. Искусственным путем, иногда силовым методом создалась монополия в финансовой сфере. Мы все были свидетелями, как в трудные годы частные банки спасали за счет средств Нацфонда (за счет народа!), а те, кого эксплуатировали эти банки, оставались ни с чем. В экономике такое явление называется "сращиванием государства и монополии", а получаемую сверхприбыль от этого явления называют "рентой".
У нас в стране выгодополучателями сращивания государства и монополии становилось ограниченное число персон, как говорил Геннадий Хазанов, "которых все знают в лицо". Таким образом, наша экономика не работала для огромной части населения, но она была щедра для тех, кто находится "наверху".
В Казахстане создание богатства вытеснено эксплуатацией природных ресурсов и людей! Если и дальше так будет продолжаться, то не будет доверия людей к государству, сопричастности граждан к строительству общего государства и политического консенсуса в стране. Соответственно, мы не сможем продолжить устойчивые традиции государственности. С этим что-то надо делать! Поэтому Президент Касым-Жомарт Токаев поставил задачу возврата незаконно выведенного капитала. Сегодня возвращено более триллиона тенге. Эти средства идут на строительство школ и решение социальных задач. Государство делает шаги для справедливого перераспределения национальных благ. Для решения таких крупных задач усилий одного государства недостаточно. Мы все должны работать над ростом нашей национальной компетенции!
Как преодолеть неравенство возможностей? Нам следует научиться создавать "новые богатства". Для этого следует создать систему обучения нашей нации навыкам предпринимательского мышления. Основой успеха любого народа в современный период является внедрение всеобщего предпринимательского духа и мышления! Быть предпринимателем должно быть модно. Сегодня у нас модно быть работником акимата и прокуратуры. Это архаичный и вредный тип поведения. Никто не хочет работать, а все хотят руководить. Нация, которая не занимается созданием новых материальных благ, не имеет исторической перспективы. Мы перепутали понятие производства материальных благ с эксплуатацией природных и человеческих ресурсов. То, чем мы массово занимаемся, называется эксплуатацией природных ресурсов и к созидательному процессу создания "новых богатств" не имеет никакого значения!
Поэтому, начиная с детского сада, в процессе обучения в средней школе и т. д., следует внушать детям о необходимости уметь создавать материальные блага. Предпринимательский дух должен быть внедрен на уровне "национального кода". Предпринимательский дух — это способность каждого человека создавать новые материальные блага и инновационные услуги.
Современные народы Северной Америки, немцы, англичане благодаря "протестантскому духу", внедренному в XVIII–XIX веках, "заточены" на создание новых материальных благ. Экономический расцвет Европы в XVII–XX веках был реализован благодаря революции в мышлении людей, предпринимательство в этих странах стало массовым явлением. Благодаря национальному предпринимательскому мышлению крошечный Израиль является одним из лидеров в мире по инновациям в промышленности и сельском хозяйстве.
Знаменитые слова Дэн Сяопина "Неважно, какого цвета кошка. Важно, чтобы она ловила мышей" в корне изменили национальное мышление китайцев, предпринимательство стало "национальным кодом" китайцев. За 30 лет — это жизненный цикл одного поколения — Китай сделал "драконовский рывок" в экономике. Сегодня Китай не только "гигантская мастерская планеты", Китай завоевывает лидерство в мире в сфере НИОКР и ноу-хау.
К предпринимательскому духу нации следует "прикрепить" культ знаний. В современный период без развития и внедрения базы фундаментальных наук, без базовых знаний невозможно достичь материального и интеллектуального успеха. Без фундаментальных знаний человек будет повержен "туннельному мышлению", и предпринимательский дух не будет способствовать "пассионарной волне" национального развития. Образно говоря, предпринимательский дух и культ знаний нашего народа являются "новой диалектикой" современного бытия.
Такой тип поведения следует внедрять. Изменение мышления людей — важный аспект, который требует максимальной мобилизации усилий государства и общества. Существует еще один важный инструментарий создания предпринимательского мышления нации. Это механизм государственного регулирования в сфере экономики.
Экономика возможностей для всех и каждого!
Во время правления "коллективного олигархата" все управленческие решения Правительства были направлены на удовлетворение экономических потребностей отдельных людей — представителей олигополии. Поэтому в стране произошла гиперконцентрация экономических ресурсов у отдельно взятых граждан. Эту систему принятия решений следует переориентировать, чтобы у большинства населения был допуск к национальным благам, чтобы у них были возможность и стимул заниматься предпринимательской деятельностью.
Мы должны создать экономику возможностей для всех! Бюджет — не просто трата народных средств для решения различных задач. Бюджет это метод регуляторной политики государства. У Правительства при формировании бюджета страны должна быть четкая политика, которая должна стимулировать предпринимательский дух, мотивировать к труду, чтобы максимальное количество граждан вносили свой вклад в процесс создания ВВП.
Как говорит лауреат Нобелевской премии Джозеф Стиглиц, "нам нужно отказаться от традиционной веры в то, что рынки по своей природе стабильны и справедливы и в то, что Правительство по определению неэффективно". Правительство через механизм формирования бюджета, налоговой политики, перераспределения земельных ресурсов должно создать условия, чтобы у людей возник интерес к активной экономической деятельности.
Для мелкого и малого бизнеса надо ввести самые льготные условия налогооблажения и предоставления кредитов. Скажем, нулевая ставка налога на 3 года и льготный кредит под 1% на тот же период. Это условно. Такой механизм применяется в Китае и способствует постоянному возникновению "пассионарной волны" новой формации предпринимателей. Если механизм уживется, мы будем иметь десятки тысяч мелких хозяйств, которые будут устремлены к созданию материальных благ!
В Казахстане отсутствует "новая формация" предпринимателей, так как система не дает возможностей для людей заниматься созидательным предпринимательством. За 30 лет во всех странах появилось уже несколько формаций бизнесменов, которые изменили облик стран и мира в целом. А у нас за 30 лет балом в бизнесе правят одни и те же искуственно созданные "Кулибаев и друзья", "Машкевич и компания" и т. д. Это ненормально для огромной страны! В такой ситуации наша экономика всегда будет уязвимой и неустойчивой.
Казахстан, занимая 6-е место в мире по объему природных богатств, находится на 67-м месте по уровню благосостояния населения. Это несправедливо в отношении наших граждан! Мы должны создать одинаково комфортные условия для всех людей заниматься "своим делом". Сегодня наши люди не хотят заниматься "своим делом", ибо у них животный страх перед компетентными органами и различными проверяющими и огромное недоверие к государству как к честному партнеру. Стабильность "Америки", Китая и других стран, которые достигли всех мыслимых и немыслимых экономических успехов, ибо материальные блага наравне с крупными корпорациями создают десятки, сотни тысяч мелких фермерских хозяйств, "цеховиков", мелких мастерских и т. д. Точно так же в Казахстане через механизм государственного регулирования следует создать условия для всех желающих иметь "свое дело".
Исключение должны составить техногенные отрасли: крупные заводы, ТЭЦ, шахты, работа которых касается жизни и здоровья людей. Здесь нужен жесткий государственный контроль!
Иметь собственное дело должно быть престижным
В Казахстане у каждого гражданина должно быть "что терять". Параллельно следует внедрять механизм прогрессивного налогообложения. Более состоятельные люди должны чувствовать свою особую ответственность за судьбу и будущее Казахстана! А не рвать наши природные и людские ресурсы по кускам!
Как-то у одного из бывших премьер-министров Швеции спросили: "В чем секрет успеха Швеции?", ответ был краток: "Шведы платят налоги". Коллективная ответственность всех за страну! Если мы хотим видеть Казахстан более процветающим, нам всем следует заниматься повышением общенациональной производительности труда!
Приведу один живой пример. ВВП Казахстана составляет 260 млрд долларов. По размеру ВВП мы почти догнали Чехию, ВВП которой составляет 280 млрд долларов. Но и здесь нужен критический взгляд. В Чехии проживает 10 млн человек, в Казахстане — 20 млн человек, то есть производительность труда казахстанцев в два раза ниже, чем у чехов. При 10-миллионном населении бюджет Чехии составляет 80 млрд долларов, а при 20-миллионном населении бюджет Казахстана составляет 50 млрд долларов. Так как у граждан Чехии производительность труда в два раза выше, граждане Чехии живут в два раза лучше, чем казахстанцы.
Это сравнение раскрывает еще один наш казус: более 30 млрд долларов средств, которые, по идее, должны поступать в бюджет страны, все еще "проплывают" мимо народной казны, бюджета страны. Это необоснованные преференции олигополии, различные таможенные аферы, отсутствие налогообложения банковской сферы. Вместо безответственных, "вороватых" олигархов "назарбаевского периода", должны прийти представители новой волны "национальной буржуазии", которые смогли бы часть ответственности за судьбу Казахстана взять в свои руки! Народ Казахстана не должен быть одинаково бедным, как сейчас. Народ Казахстана должен быть одинаково благополучным и богатым! Богатство не должно быть уделом "избранных" людей. Лозунг современности "Богатейте и помогайте стране!".
Отсюда вытекает новый "общественный договор", который позволит всем в нашей стране вести достойную жизнь. Новый "общественный договор" должен обеспечить экономическую возможность для всех граждан, правовую защиту граждан, справедливость правоохранительной системы, честность и справедливость судебной системы. Если мы сможем создать гармоничные общественные и экономические возможности для большинства граждан, то появится чувство коллективной ответственности всех граждан за нашу страну. Сегодня такая ответственность просто размылась, так как люди считают себя обделенными и обиженными собственным государством! В этом контексте очень важный аспект — реформа судебной системы. Как говорил классик политэкономии Фридрих Энгельс, "Есть два способа разложить нацию: наказывать невиновных и не наказывать виновных".
Закон должен быть для всех един! Не должно быть так, чтобы за деяния одних несли наказания другие! Через экономику возможностей для всех, развивая человеческий капитал, путем культа знаний, мы сможем достичь всеобщего благосостояния, который соответствует "фибрам души" всего народа страны! Как говорит Френсис Фукуяма, "Экономический прогресс есть своего рода "награда" обществу за внутреннюю гармонию, отсутствие которой мешает хозяйственному процветанию".
Ерлан Саиров, депутат Мажилиса от партии AMANAT