В разработке у депутатов четыре законопроекта.
Затяжная засуха и обильные осенние дожди вызвали тревогу у казахстанских аграриев. В соцсетях пользователи делятся самыми мрачными прогнозами относительно будущего урожая и повышения цен на продукты. Liter.kz узнал у члена Комитета по аграрным вопросам Мажилиса, руководителя Республиканского аграрного Совета при партии AMANAT Нуржана Ашимбетова, какой урожай ожидать в этом году, а также побеседовал о проблемных вопросах в агропромышленном комплексе и путях их решения.
– Нуржан Кемерович, текущий год удивил казахстанцев сильной жарой и засухой. Как это сказалось на аграриях?
– Действительно, 2023 год стал аномальным по погодным климатическим условиям. Минимальное количество осадков летом, жара, а также проблемы в водной отрасли повлияли на низкую урожайность сельскохозяйственных культур и сенокосных угодий в большинстве регионов страны. Сильнее всех пострадали от засухи фермеры Акмолинской, Жамбылской и Павлодарской областей.
Ситуация в отрасли осложнилась в связи с обильными дождями (от 200% и выше от нормы) в период уборочных работ в зерносеющих регионах Казахстана. Это привело к снижению урожайности и качества зерна, а также его прорастанию. Отсутствие возможности хранения зерна с повышенной влажностью на собственных складах хозяйств ведет к заторам на элеваторах, которые не справляются с приемкой и сушкой урожая.
– Какой урожай стоит ожидать в этом году казахстанцам?
– Ранее прогнозируемый валовый объем зерна составлял 15 миллионов тонн. Но теперь ожидается получить около 10-11 миллионов тонн, из которых только четыре-пять миллионов будут соответствовать третьему классу и выше. При том, что ежегодная потребность Казахстана в зерне третьего класса и выше составляет около четырех миллионов тонн (в том числе на семена). В то же время ожидается профицит фуражного зерна в объеме пять-шесть миллионов тонн, что может привести к обвалу цен на данную продукцию.
– Казахстанцы жалуются, что российское зерно влияет на цены. Так ли это?
– Цены на продовольственное зерно остаются низкими по причине завоза в страну зерна из России стоимостью 70-90 тысяч тенге за тонну уже на нашей территории. Низкая стоимость импортного зерна обусловлена хорошим урожаем прошлого и текущего годов, высоким уровнем государственной поддержки, а также курсовой разницы в валютах. Введение запрета на ввоз зерна автотранспортом не в полной мере решило данную проблему.
В настоящее время увеличились объемы поставок из соседней России и другой сельскохозяйственной продукции (молочные продукты, растительное масло, мука и другие). При этом стоимость на них значительно ниже, чем у отечественных производителей, данная ситуация на рынке ухудшает экономику местных производителей. В то же время импортная продукция существенно не повлияла на снижение цены в розничной торговле по причине торговых наценок оптовыми и розничными субъектами.
– Недавно аграрии посетовали на нашествие сайгаков. Как решается данный вопрос и какие риски есть у отечественных товаропроизводителей?
– Действительно, в некоторых регионах аграрии пострадали от сайгаков, которые уничтожали посевы. При этом, по имеющейся информации, при обращении фермеров в кредитные организации по пролонгации займов последние не принимают их заявки, ссылаясь на отсутствие в правилах Минсельхоза таких форс-мажорных обстоятельств.
В результате есть множество рисков экономических последствий. Это сброс маточного поголовья скота, прежде всего в личных подворьях и мелких хозяйствах по причине высоких цен на сено, снижение валовой выручки у сельхозтоваропроизводителей, что приведет к массовым невыплатам по кредитам финансовым организациям АО “Аграрная кредитная корпорация”, АО “Казагрофинанс”, АО “Продовольственная контрактная корпорация”, банкам второго уровня.
Также есть риски нехватки семян надлежащего качества и отсутствия средств для их закупа. Возможно, не будет хватать зерна третьего класса на экспорт, что приведет к потере традиционных рынков сбыта, а также продовольственного зерна для внутреннего потребления. Вместо этого ожидается профицит низкокачественного фуражного зерна. Кроме этого, все эти последствия повлекут дефицит средств на посевную кампанию 2024 года.
– Кроме проблем этого года, расскажите, какие острые вопросы стоят в аграрном секторе?
– Есть задолженность и несвоевременная выплата субсидий фермерам, в том числе по долгам за 2022 год. По информации Минсельхоза, это около 171 миллиарда тенге. Долги образовались из-за несвоевременного запуска информационной системы ЕГИС по выплатам субсидий. Позже оказалось, что выделенных средств с учетом долгов 2022 года недостаточно. Эта ситуация негативно отразилась на финансовой устойчивости фермеров по всей республике.
Высокие процентные ставки 18% и выше по кредитам и лизингу со стороны финансовых организаций. В настоящее время высокие процентные ставки государство компенсирует за счет выплаты субсидий фермерам, снижая им нагрузку, к примеру, с 18 до 6% годовых. Однако из-за несвоевременных выплат субсидий фермерам приходится платить по высоким ставкам, а в случаях просрочки выплачивать пени и штрафы, а также появляются риски получить статус “неблагонадежного клиента”.
Повсеместно аграрии, пострадавшие от природных явлений, просят объявить ЧС в целях возмещения ущерба. Однако на местах со стороны госорганов (акиматы, территориальные подразделения МЧС, Минэкологии) не могут четко объяснить критерии и условия объявления ЧС.
Имеются обращения сельхозтоваропроизводителей и трейдеров по фактам несвоевременной поставки вагонного парка (подвижного состава) и создания различных препятствий при отгрузке сельскохозпродукции со стороны АО НК “КТЖ”.
– Как Вы считаете, какие меры необходимо принять для устранения вышеперечисленных рисков?
– Необходимо принять ряд оперативных мер для стабилизации ситуации в агропромышленном комплексе, а это:
– выделить дополнительные средства (171 млрд тенге) из республиканского бюджета, возможно из резерва правительства, для погашения задолженности по различным видам субсидий;
– принять меры по пролонгации выплат по кредитам и лизингу фермерам, пострадавшим от природных явлений, включая нашествие сайгаков, со стороны финансовых институтов АКК, КАФ, ПКК, БВУ. Акиматам необходимо создать рабочие группы по оказанию поддержки сельхозтоваропроизводителей и мониторингу решения данного вопроса;
– предоставить льготное дизельное топливо и сжиженный газ субъектам АПК для сушки зерна;
– не допустить необоснованного повышения тарифов элеваторами по причине увеличения спроса на их услуги;
– организовать бесперебойную поставку вагонного парка и устранить препоны по перемещению сельхозпродукции со стороны КТЖ;
– выделить достаточный объема финансирования СХТП со стороны “Аграрной кредитной корпорации” и “Казагрофинанс”. В настоящее время финансирование со стороны АКК остановлено из-за отсутствия средств. Однако в связи с возможным “сбросом скота”, особенно маточного поголовья, из-за дороговизны сена имеется потребность в заемных средствах.
Минсельхоз и АО “Продкорпорация” должны утвердить справедливые, с учетом повышения доходов фермеров, закупочные цены на товарное (ожидание фермеров не ниже 120 тысяч тенге за тонну), фуражное (не ниже 100 тысяч тенге), семенное зерно. Второе – предоставить возможность расчета фуражным зерном СХТП по форвардному закупу и займам (кредитам) текущего года. Третье, произвести закуп семенного зерна для обеспечения посевной кампании 2024 года.
– По Вашему мнению, какие системные меры необходимо принять уже сейчас?
Необходимо увеличить финансирование отрасли за счет выделения субсидий и льготного кредитования из РБ на уровне стран ЕАЭС, отменить утилизационный сбор при приобретении сельхозтехники, изменить систему кредитования и лизинга для фермеров, при которой финансовые организации будут кредитовать заемщиков по ставке, а выделяемые бюджетные средства будут направлены для погашения издержек финансирующим организациям.
Кроме этого, Минсельхозу совместно с МЧС и Минэкологии необходимо определить конкретные критерии ущерба от природных явлений с использованием космомониторинга, их возмещению, в том числе при страховании в сельском хозяйстве.
Минсельхоз и Минторговли должны упростить требования при экспорте живого скота и другой сельхозпродукции.
Также нужно принять зеркальные меры, применяемых странами к импортным продовольственным товарам по фитосанитарной и ветеринарной безопасности.
– Какие законопроекты сейчас Вы продвигаете в Парламенте?
– В нашем комитете в работе находятся два законопроекта.
Первый законопроект, инициированный депутатами Парламента, это документ о пастбищных землях и их использовании, я являюсь руководителем рабочей группы. В Казахстане площадь всех пастбищ составляет 187 миллионов гектаров, и мы находимся на пятом месте в мире по площади пастбищ на душу населения.
Несмотря на значительные площади, у нас остро стоит вопрос их нехватки и эффективного использования. Единицы хозяйств, которые занимаются их улучшением, посевом многолетних трав. Во многом это происходит из-за того, что окультуривание площадей требует больших затрат.
В законопроекте прописаны меры возврата неэффективно используемых площадей. Сельчане получат возможность самостоятельно решать, какие земли выносить на конкурс, а какие использовать для выпаса своего скота. Появится статья, которая будет направлена на улучшение качества пастбищ. Мы внесли предложение выделять субсидии для улучшения пастбищ.
Второй законопроект касается производства органической продукции. Наши сельхозтоваропроизводители уже производят таковую. Органическая продукция имеет более высокую стоимость и пользуется большим спросом в Европе. Однако принятый ранее Закон об органической продукции на сегодня не в должной мере решает правовое регулирование в этом направлении производства.
Эти два законопроекта уже прошли первые чтения и готовятся к окончательному принятию.
– А какие законопроекты находятся в разработке?
– Целый комплекс проблем накопился в ветеринарной сфере. Поэтому депутаты Мажилиса в скором времени приступят к рассмотрению соответствующего законопроекта.
В числе проблем – учет поголовья скота. Часто у крестьянских хозяйств скота может оказаться намного меньше, чем это отражено в системе ИСЖ (идентификация сельскохозяйственных животных). Случается, что государством выплачиваются субсидии на несуществующий скот, а это коррупционное преступление.
В планах – избавить ветеринарную службу от отлова бродячих животных. Этим могли бы заниматься сертифицированные частные компании.
Также в планах разработка законопроекта о продвижении отечественных продуктов питания. Сегодня местная продукция не выдерживает конкуренции с импортными товарами из России, Кыргызстана, Китая и других сопредельных стран. Сетевая торговля заполонена такой продукцией, при этом имеются вопросы по их происхождению и качеству. В свою очередь казахстанским производителям тяжело пробиться на рынки соседних государств, например, российские службы применяют довольно жесткие требования к качеству завозимой продукции.