Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Как изменится прохождение аттестации для педагогов, рассказал Аймагамбетов

Некоторых учителей от процедуры освободят, упростится второй этап прохождения. 

Как изменится прохождение аттестации для педагогов, рассказал Аймагамбетов
Фото: pexels.com

В Казахстане рабочая группа, которая с начала 2022 года работает над совершенствованием системы аттестации педагогов, сформировала свой пакет предложений по проведению тестирования. О них написал министр просвещения Асхат Аймагамбетов. В основном предложения коснулись методологии, требований к каждой квалификационной категории, ожидаемых результатов, взаимосвязанности с профессиональным стандартом, передает Liter.kz

В настоящее время аттестация всех педагогов состоит из двух этапов:

  • первый этап – обязательное прохождение всеми педагогами тестирования на знание предмета и методики преподавания,
  • второй этап – последующая оценка портфолио, достижений педагога и учеников.

Предлагаются следующие изменения в первом этапе: 

1. Подробные темы и литература, охватывающие вопросы тестирования по методике, будут в открытом доступе.

2. Предлагается педагогов, имеющих 30 лет педагогического стажа и уже имеющих категорию по новой системе аттестации, освободить от прохождения квалификационного тестирования.

Они будут проходить второй этап аттестации, то есть сдавать портфолио. При этом если они захотят повысить имеющуюся квалификационную категорию, то аттестация будет проходить на общих основаниях. К примеру, педагог-эксперт с 30-летним стажем, если подтверждает свою категорию, проходит аттестацию только через второй этап, без НКТ, при повышении категории дополнительно сдает НКТ, – пишет глава Минпросвещения. 

3. Педагогов, также имеющих 30 лет педагогического стажа, у которых высшая/первая категория по старой системе аттестации, освободить от прохождения квалификационного тестирования, если они переходят на категорию “педагог-модератор”. В этом случае они будут проходить только второй этап аттестации, то есть сдавать портфолио. Если же они захотят получить другие категории по новой системе аттестации, то последняя будет проходить на общих основаниях.
 
4. Педагогов, которым осталось четыре года до пенсии, предлагается освободить от аттестации, если они подтверждают имеющуюся по новой системе категорию. Если же они захотят повысить имеющуюся квалификационную категорию и соответственно получать надбавку, то аттестация будет проходить на общих основаниях.

Второй этап аттестации также претерпит изменения:

1. Количество документов будет значительно сокращено. Главными критериями оценивания на втором этапе будут итоги анализа посещенного урока, прохождение педагогом курсов повышения квалификации. Планируется создать для каждого учителя в НОБД электронное портфолио со всей актуальной информацией, откуда будут поступать  данные при аттестации.

2. Информация о качестве знаний школьников также будет получена автоматически из информационных систем.

3. Что касается профессиональных достижений педагога и достижений учащихся (олимпиады и конкурсы), то перечень олимпиад, конкурсов будет значительно расширен.

4. Видеозаписи уроков не будут обязательными, вместо них будут анализ посещенных уроков и lesson study.

5.Предложена норма по запрету прохождения аттестации в течение пяти лет для нарушивших процедуру тестирования и указавших заведомо ложные сведения в портфолио.

6. Впервые приступающие к педагогической деятельности будут приниматься  на работу на один год, получив временную квалификацию “педагог-стажер”, и далее у них начинается программа по введению в профессию. Данная программа включает закрепление за молодым специалистом наставника, разработку программы его профессионального развития, прохождение курсов, проведение lesson study, и по итогам программы педсоветом будет приниматься соответствующее решение о присвоении категории “педагог” и продлении договора.

7. Сроки аттестации решено не сокращать до трех лет, а оставить прежними – раз в пять лет.

Уверен, что принимаемые меры позволят учителям более эффективно подходить к  вопросам повышения своего уровня квалификации и будут решать основную задачу – повышение качества образования, – отметил Аймагамбетов. 

Напомним, 14 апреля во время сдачи педагогами квалификационного тестирования в алматинской Академии транспорта и логистики умер учитель. Мужчина потерял сознание и скончался до приезда скорой. Смерть учителя прокомментировали в Национальном центре тестирования, сообщив, что мужчина стоял на учете – у него были проблемы с сердцем. На фоне скандального инцидента некоторые педагоги и общественники попросили отменить квалификационное тестирование. Почему это невозможно, объясняла вице-министр образования и науки Шолпан Каринова. О смерти учителя и намерении дальше проводить аттестацию высказался глава МОН  Аймагамбетов. 

Новости партнеров
×