Не благодаря, а вопреки
Запуск одного из причалов КТК произошел 12 ноября.
С ликвидацией аварии на Кашагане добыча нефти в Казахстане приходит в норму. В субботу 12 ноября был запущен и второй аварийный терминал на Каспийском трубопроводном консорциуме, который перекачивает нефть и с Кашагана. Несмотря на откровенный саботаж некоторых акционеров КТК из США, Великобритании и Италии, ремонт одного из двух аварийных причальных устройств был закончен российской стороной в установленные сроки.
Суточная добыча нефти и газового конденсата в Казахстане в начале ноября выросла до 258,9 тысячи тонн, следует из официальных данных.
Такого уровня добычи не было в течение последних месяцев из-за плановых и аварийных отключений на крупнейших месторождениях страны – Кашагане, Тенгизе и Карачаганаке.
Правительство РК заявляло: ожидает, что главное нефтяное месторождение Кашаган полностью восстановит добычу к концу октября. И вот, месторождение запущено.
Восстановление работы второго выносного причального устройства (ВПУ) на Каспийском трубопроводном консорциуме, основного транспортного пути казахской нефти на мировые рынки, также было закончено в минувшую субботу.
Выполнен весь объем работ, ВПУ передано в эксплуатацию, и в настоящий момент уже идет погрузка первого танкера, – сообщил глава консорциума Николай Горбань.
Ясно, что теперь с двумя ВПУ консорциум в состоянии отгрузить всю казахстанскую и иностранную нефть с трех месторождений, ведь 48% операционного времени в 2021 году работали именно так, говорилось на встрече с министром энергетики.
В случае с Кашаганом аварию чинили "всем миром". Зарубежные акционеры NCOC в лице Agip, Shell, Total, ExxonMobil и прочих не отстранялись от участия в восстановлении завода.
Ситуация на КТК при прочих равных выглядела прямо противоположно.
Консорциум решением минфина США фактически выведен из-под санкций, однако никакого нового оборудования он не получил.
КТК просил всех своих акционеров, в особенности Chevron, ExxonMobil, Eni, BP о помощи с поставкой и контрактованием необходимых запасных частей иностранного производства. В ответ – полный игнор.
То есть мало того, что фирмы-производители жизненно важного оборудования, используемого на насосных станциях КТК, отказались поставлять его на территорию России, но даже отказывают и в поставках в Казахстан.
Консорциум в этих условиях проявил чудеса изворотливости и, несмотря на трудности, закончил программу устранения узких мест и ремонт оборудования.
Частично иностранное оборудование было импортозамещено. Насосы Siemens и оборудование типа роторов Flowserve заменено на российские аналоги. ЧРП (частотно-регулируемые приводы) и ИБП (источники бесперебойного питания) производства Siemens и Schneider Electric, также замещены на российские. Американскую химию для нефтепровода Wintergrade и Arcticgrade вытеснила российская – производства “Транснефть–Синтез”.
Системы измерения качества и количества нефти, а также частично специализированное программное обеспечение для расчетов взяли в России.
В работах по восстановлению терминала было задействовано около 80 человек. Круглосуточно в две смены, используя два спускных устройства через сквозную шахту-мунпул, работала водолазная группа из 19 человек. Постоянную поддержку ей оказывал телеуправляемый необитаемый подводный аппарат.
Инженерные расчеты, изготовление приспособлений, а также монтаж вспомогательного и основного оборудования и выполнение всех высокотехнологичных операций по демонтажу подводных шлангов, присоединению и опусканию танков плавучести на проектную глубину и его позиционирование было выполнено совместно специалистами КТК и российскими специалистами подрядной организации ООО “Альянс”, – отчитался Горбань.
Однако не все так радужно, остаются весьма уязвимые места.
В эпоху международного состава управленцев, консорциум получил систему управления нефтепроводом СКАДА, логические контроллеры, различные ноу-хау, которые были разработаны исключительно для КТК. С их уходом полноценного импортозамещения не случилось.
Помимо софта, остается масса вопросов по модернизации и закупке нового оборудования – насосов и роторов к ним, плавучих и подводных шлангов, оборудования ВПУ и гидрокомпенсаторов. В значительной части все это поставляла компания IMODCO и Dunlop, которая сейчас фактически отказалась работать с КТК.
В результате у КТК остаются риски, из-за которых может надолго прекратиться транспортировка. Помните мартовские аварии со шлангами? Так их, говорят источники, после текущих замен у КТК больше нет.
Если это произойдет снова и отношение зарубежных партнеров в ближайшем будущем не изменится, у консорциума может остаться всего два акционера – Казахстан и Россия. Это возможно и неплохо для страны, но не для консорциумов транспортировки и добычи.
Первые заявления такого рода на официальном уровне в России уже прозвучали.