Новости Казахстана Новости мира Политика Экономика Регионы Лайфхаки Спорт Amanat

Однажды и навсегда

28.01.2023, 21:24
Однажды и навсегда

Учиться никогда не поздно. Жизнь, как синусоида, имеет свои взлеты и падения, начало чего-либо и, как логический финал, конец. Так и в моей жизни наступил момент, когда я, завершив один проект, длиною в полжизни, невольно подошла к фазе обнуления. Не скажу, что я не была готова к такому повороту, хотя сначала была немного растерянна.

Просто зарабатывать деньги ради денег — не мое. Я всегда занималась и полностью с душой отдавалась любимой работе. Это тот случай, когда идешь на работу, как на праздник, и коллектив — это твоя вторая семья. Пережив все стадии принятия неизбежного, я, наконец, подошла к принятию, осознав, что все в жизни циклично, и если закрывается одна дверь, то только для того, чтобы была возможность открыть другую. И я, наконец, честно задала себе вопрос, чем я хочу заниматься дальше.
Меня всегда привлекала психология. Я с упоением читала книги по данной тематике, да и многолетняя работа в журналистике помогала разбираться в психологических особенностях человеческой природы. Так я оказалась в магистратуре Московского института психоанализа. Не скажу, что учиться легко, хотя это мое третье высшее, но безумно интересно. Тем более что преподаватели вуза — именитые ученые, авторы книг. 

С одним из преподавателей, легендарным советским и российским психологом Робертом Семеновичем Немовым, доктором наук, профессором, академиком и членом-корреспондентом Международной академии психологических наук, мне удалось эксклюзивно пообщаться.

Человек — эпоха. Мэтр, который заражает своей харизмой, энергетикой и неугасаемым трудолюбием. Автор более ста публикаций, нормативных учебников, специалист по проблемам социальной психологии и психологии личности — в эксклюзивном интервью о жизни, испытаниях и победах.

— Роберт Семенович, Вы специалист высочайшего уровня, всю свою жизнь посвятили науке, являетесь автором 120 научных публикаций, среди которых и учебники для вузов, педучилищ и педвузов. На ваших учебниках выросла плеяда успешных психологов, и тесты, разработанные вами, до сих пор важный инструмент в психологической практике. Расскажите, пожалуйста, о Ваших университетских годах. Атмосфере того времени. Ваших педагогах.

Они стояли у истоков советской психологии 

— Я учился на факультете психологии МГУ в период с 1965 по 1970 год, а затем, окончив университет с дипломом с отличием, поступил там же в аспирантуру, где проучился с 1970 по 1973 год. Педагогами в то время были выдающиеся российские ученые-психологи: А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец и другие. Это были высокообразованные, культурные и интеллигентные люди. Они нам читали лекции и вели другие занятия. Общая атмосфера в это время была деловой и доброжелательной. Все преподаватели, которых мы ценили и обожали, относились к студентам внимательно и с уважением, но оценки ставили все же объективно, по имеющимся у студентов знаниям.

— Роберт Семенович, стиль Вашей работы: четкая структуризация, последовательность, ясный стиль изложения, внимание к деталям. Как Вы считаете, чего не хватает современным педагогам?

— Современным педагогам, если их сравнивать с педагогами моего времени, не хватает, на мой взгляд, интеллигентности, культуры, эрудированности, творческого подхода к делу как в области преподавания, так и науки. За каждым из преподавателей психологии, имена которых я назвал, числятся какие-то открытия в науке. Нынешние преподаватели этим, к сожалению, похвастать не могут.

— Роберт Семенович, Вы общались с людьми, которые стояли у истоков советской психологии. Научным руководителем Вашей кандидатской диссертации по психологии был выдающийся Алексей Николаевич Леонтьев, советский психолог, философ, основатель теории деятельности. Каким он был человеком, расскажите, пожалуйста.

— Особое отношение у меня сложилось и до сих пор сохраняется к Алексею Николаевичу Леонтьеву. Он был руководителем моей дипломной работы, а далее — кандидатской диссертации.
Ему посвящен главный написанный мной учебник "Основы общей психологии. В трех томах". О нем, как педагоге и ученом, я могу сказать много хорошего. Во-первых, это самый талантливый из отечественных ученых, равный по своим способностям Л. С. Выготскому. С именем Алексея Николаевича Леонтьева в психологической науке связаны исследования и открытия во многих сложных областях, включая происхождение и развитие психических явлений, теорию деятельности, восприятие, память, мышление, сознание и личность. Во-вторых, благодаря Алексею Леонтьеву появился и начал функционировать первый самостоятельный факультет психологии в нашей стране (организован в 1965 году). Он с вниманием и уважением относился к студентам, особо выделяя среди них талантливых и способных, защищая таких студентов от нападок со стороны администрации и других преподавателей. Позволял таким студентам пропускать занятия и ценил на экзаменах оригинальные, талантливые ответы. На его лекциях аудитория всегда была заполнена. Я не помню случая, что он кому-либо из студентов сделал выговор или плохо отозвался о нем.
Ко мне, в частности, он относился с особым вниманием и уважением, я бы сказал — как отец. Приведу только три примера, иллюстрирующие это. Когда по окончании факультета психологии МГУ замдекана факультета Ю. В. Котелова хотела меня отправить по заявке на работу в Пермь, а я собирался учиться дальше в аспирантуре, Алексей Николаевич Леонтьев встал на мою защиту и позволил поступить в аспирантуру.
Второй случай. Поступив учиться в аспирантуру, я, будучи молодым человеком из провинции (моя родина — Орск), понятия не имел о том, как должен вести себя аспирант по отношению к научному руководителю. Я почему-то решил, что сам аспирант должен выбрать для себя тему диссертационного исследования и полностью, с начала и до конца, ее разработать. Всем своим аспирантам, как я узнал позднее, Алексей Николаевич Леонтьев предлагал для разработки интересующие его темы, и это нормально. Я об этом тогда не знал, пришел и предложил Алексею Николаевичу свою, в то время не интересующую его тему (проблема развития у студентов мотивации достижения успехов). Он не сказал ни слова, одобрил ее и в дальнейшем принимал и просматривал мои материалы и отчеты по данной теме, неизменно одобряя их. 

Когда я принес ему уже готовую, написанную мной диссертацию, в его кабинете находился П. Я. Гальперин. Алексей Николаевич Леонтьев указал на меня, сказал Гальперину: вот такими должны быть аспиранты. На защите моей кандидатской диссертации он, как научный руководитель, высказал фразу, которую я первоначально не понял и даже обиделся на нее. Выступая как научный руководитель, он сказал: "Я к данной диссертации не имею никакого отношения". Только спустя некоторое время до меня дошел действительный смысл этой фразы — демонстрация и высокая оценка самостоятельности аспиранта.
Третий случай. В то время, когда я учился в МГУ, у меня уже были жена и ребенок, и приходилось по ночам подрабатывать, чтобы содержать семью, Алексей Николаевич, как-то узнав об этом, достал из своего кармана сумму, равную моей зарплате, и передал ее мне.

Позднее, по окончании аспирантуры, он помог мне устроиться на работу. И все это он делал при том, что за моей спиной никаких влиятельных родителей, людей или родственников никогда не было. Согласитесь, что далеко не каждый преподаватель или декан факультета может так относиться к студентам и аспирантам.

Живи настоящим — думай о будущем!

— Роберт Семенович, Вы с отличием окончили факультет психологии МГУ, хотя в школе учились не очень хорошо. Что Вас мотивировало на учебу? Что изменилось в Вашей жизни, что Вы показали уникальные результаты в университете?

— Действительно, в средней школе, начиная с 4–5 классов, я учился плохо. Но это объясняется особенностями подросткового возраста: учеба в это время меня не интересовала, а со стороны семьи никто не контролировал и не заставлял учиться (в семье трое детей, отец постоянно находился на работе, а мать едва справлялась с домашним хозяйством. В доме не было ни воды, ни центрального отопления).
После войны (мы приехали в Оренбургскую область из белорусского Гомеля в 1941 году, когда отец ушел на фронт) приходилось жить в барачном многосемейном доме, отапливаемом углем и дровами.
С трудом окончив на тройки седьмой класс школы, я был отдан в техникум (чтобы хоть что-то из меня получилось), и по его окончании проработал год на заводе, а затем меня призвали в армию. Прослужил там три с половиной года, получил звание офицера. В армии я впервые задумался над своим профессиональным будущим и решил поступать в Московский университет по специальности "психология". Первая попытка это сделать в 1964 году закончилась неудачно (не прошел по конкурсу), а на другой год удалось поступить в МГУ.
Учебой в университете я, наверное, заинтересовался потому, что к моменту поступления я уже был сложившимся взрослым и сознательным человеком. Мне тогда исполнилось 24 года, в то время как большинству студентов было примерно по 17–18 лет.

Теория поколений

— Роберт Семенович, скажите, заметна ли разница поколений? Считаете ли Вы, что общество стало более инфантильным, или оно было таковым, только об этом не говорили в советское время?

— Да, действительно, разница между моим и нынешним поколениями людей существует. Мы были менее образованными и материально менее обеспеченными, но более добрыми и воспитанными. В том, что современным молодым людям этого не хватает, виноваты не они, а общество, в котором они живут, та социальная система, которая у нас сложилась, где на смену моральным ценностям пришли меркантильные или материальные.
Мы долгое время уже живем в условиях полуавторитарной, полукапиталистической системы, которую историки и социологи традиционно называют или авторитаризмом, или "диким капитализмом". Каждая социальная система, как показал известный философ и психоаналитик Э. Фромм, формирует нужные для нее и поддерживающие ее социальные характеры людей.

— Как вы думаете, может ли в скором времени появиться человек такого же масштаба, как, скажем, Фрейд или Юнг?

— Фрейд и К. Юнг — это действительно люди большого масштаба в области психоанализа или глубинной психологии. Но в научной психологии есть немало равных им фигур, например, У. Джемс, В. Вундт, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и другие. Появятся ли в ближайшее время ученые такого масштаба, сказать трудно. Пока их не видно, но хотелось бы, чтобы они появились как можно скорее.

Секрет активного долголетия 

— Расскажите, пожалуйста, остается ли время на увлечения, или педагогическая деятельность полностью занимает Ваше время?

— К сожалению, времени на увлечения, кроме работы, у меня сейчас нет. В молодости я увлекался рисованием, занимался спортом, но сейчас это, к сожалению, уже невозможно.

— Что важно для активного долголетия? Как сохранить ясный ум? Поделитесь, пожалуйста, Вашим опытом.

— Не могу точно сказать, что важно для активного долголетия. Наверное, время жизни человека определяется не психологическими, а физиологическими или физическими факторами.
Ясный ум можно сохранить тогда, когда человек регулярно занимается интересной для него умственной или практической деятельностью. Все психологические качества и способности человека чем-то напоминают спортивные умения и навыки. Для того, чтобы поддерживать спортивную форму, надо регулярно тренироваться. То же касается и психологических способностей: их надо поддерживать регулярными умственными тренировками.

— Мир стремительно меняется. Человек не успевает за ритмом жизни, не всегда может адаптироваться под неожиданные кризисные ситуации (ковид, социальные потрясения). Что бы Вы посоветовали людям, чтобы сохранить душевное здоровье? Как жить в гармонии?

— Для того, чтобы сохранить душевное здоровье и "жить в гармонии", я бы посоветовал следующее: больше общаться с людьми; читать литературу, которая содержит в себе знания о людях и о мире; по мере возможности стараться думать не тольф для себя какое-либо интересное дело и заниматься им.

Врезка 
Ясный ум можно сохранить тогда, когда человек регулярно занимается интересной для него умственной или практической деятельностью. Все психологические качества и способности человека чем-то напоминают спортивные умения и навыки. Для того, чтобы поддерживать спортивную форму, надо регулярно тренироваться. То же касается и психологических способностей: их надо поддерживать регулярными умственными тренировками.

Ясмин Джималова, Алматы

Новости партнеров
×