Опасно ли шутить про политику в Казахстане? Интервью с Ринатом Балгабаевым
Казахстанский PR-специалист и юморист Ринат Балгабаев, часто шутящий о политике, государственном устройстве и чиновниках страны, дал интервью Forbes.kz.
Блогер "с кавээновским прошлым" выкладывает юмористические посты аж с 2011 года - сейчас Ринат набрал приличную аудиторию в социальных сетях. В Facebook у него пять тысяч друзей и 11 тысяч подписчиков. Instagram юмориста читают почти 18 тысяч пользователей, тогда как количество подписчиков его Telegram-канала насчитывает свыше 12 тысяч человек.
"Чиновники боятся быть осмеянными, и они стараются не «косячить». Или скрыть «косяки». Никому не хотелось бы стать мемом, быть предметом насмешек. Потому что это опасно. Акимы, депутаты, в целом политики меня читают активно, пересылают мои шутки друг другу активно. Активно подписываются на меня в «Фейсбуке», «Телеграме». Любят читать шутки про себя. Если шутка не обидная, легкая, им приятно", - рассказал о своем юморе Балгабаев.
Ринат шутит на тему десакрализации (осквернения) власти. Блогер признает, что "перегнуть палку" с юмором тоже возможно:
"Есть, конечно, какие-то рамки, предел. Например, кого-то обвиняют в коррупции: у нас очень строго регламентировано обвинение кого-то в коррупции, могут сразу статью по клевете предъявить. У нас очень ограниченное поле в этом плане. Поэтому приходилось говорить «ағашки», «министры», «акимы». Обобщенно. Все понимают, кого ты имеешь в виду, но при этом ты их не называешь", - заявил Балгабаев.
Он добавил, что не боится того, что такая активность в итоге лишит его хлеба. Ринат уверяет - он не сильно зависим от государства и всегда может безболезненно перейти в коммерческое поле. Однако, по его словам, сотрудничать с властью и чиновниками тоже можно, только если делать это правильно:
"Взаимодействовать с государством всегда можно, но делать это так, чтобы это было полезно людям. Например, разъяснять какие-то вещи, делать инструкции, заниматься видеопродакшном, объяснять реформы, которые мне понятны и поддерживаю. Но на своей личной странице никогда этого у меня не будет", - заявил блогер.
Балгабаев отметил, что "не будет нормально спать", если ему придется отрабатывать госзаказы.
Блогер добавил, что в нынешнее время возрастных ограничений для шуток о политике нет - ей интересуются все:
"Молодежь очень сильно политизировалась, и эта политизированная аудитория растет стремительно. Опять же, это все происходит волнами: например, проходят какие-то митинги, затем наступает затишье, потом опять какой-то инфоповод появляется. То есть нет такого, что это повестка ежедневной борьбы или что-то в этом роде. Это чисто событийное: сегодня - коронавирус, завтра - тенге или что-то еще", - заявил он.
Балгабаев рассказал, что после некоторых постов в его адрес поступали «приветы». Например, после смерти активиста Дулата Агадила, блогер написал, что никто не должен умирать только потому, что он имеет другое мнение. Ринат отмечает, что ни в коем случае не призывал других людей к каким либо действиям, а выражал собственное мнение:
"Почему я написал про Агадила? Во-первых, меня сильно обеспокоила эта ситуация, покоробила очень сильно. Во-вторых, я увидел, что инфлюенсеры в моей ленте об этом вообще не писали. То есть про эту смерть писали только активисты. Меня начало это раздражать, я долго выбирал слова, чтобы голословно не обвинять кого-то. Я сутки думал, стоит ли об этом писать или нет. В день его похорон я не стал писать об этом, но сделал это на следующий день", - заявил он.
Блогер рассказал о том, что после этого работать с клиентами стало чуть сложнее.
"Передавали «приветы» через моих заказчиков, клиентов: «Что-то Ринат активизировался» и так далее. Разные неприятные штуки были. Клиенты иногда напрягаются. Среди них достаточно много серьезных людей, известных политиков, чиновников. Я консультирую их по вопросам продвижения в соцсетях, в услуги входит большой комплекс PR-мероприятий. Просто я это нигде не афиширую, потому что мне это не нужно, а клиенты могут пострадать", - рассказал он.
Ринат также поделился мнением о перспективах политического юмора в казахстанском сегменте социальных сетей.
"Сейчас есть запрос на юмористическое, сатирическое видео. У нас в стране отсутствует такой контент. У нас же все про бытовуху, бургеры, келинку, кудалык. Мало кто может себе позволить иное, видимо, сложность – в написании таких вещей.
Сам блогер отметил, что он мог бы этим заняться, но у него нет желания. У других желающих заняться таким контентом, нету авторов.
"Если найдутся авторы, то такой контент будет непременно развиваться. Сейчас самый главный контент – видео, что можно увидеть на примере вайнов, ставших популярными за короткое время", - поделился мнением юморист.
У Балгабаева также спросили про еще один популярный вид контента в казахстанских социальных сетях - "мемах":
"Мемы – это тоже классно, и их очень легко делать. Но нужно понимать, что они работают не на всех. Они действуют только на молодежную аудиторию, но чтобы тема «зашла» взрослым, она должна быть очень понятной. Мемы – это постирония, постпродукт. То есть ты смеешься над тем, над чем уже все посмеялись", - рассказал блогер.