Остановка двух выносных причальных устройств КТК: чем это грозит Казахстану
Все не так безоблачно, как отчитываются в Минэнерго РК.

С 31 марта 2025 года Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) приостановил работу двух из трех выносных причальных устройств (ВПУ-1 и ВПУ-2) на морском терминале в Новороссийске. Это произошло по предписанию российских надзорных органов, инициировавших масштабные проверки после декабрьского разлива нефти в Керченском проливе. Все отгрузочные операции теперь ведутся исключительно через ВПУ-3 — единственный оставшийся в строю причал. При этом сроки устранения нарушений и восстановления полной работы терминала пока остаются неизвестными. Для Казахстана, экспортирующего более 80% нефти через систему КТК, ситуация чревата серьезными экономическими последствиями. Какими? Разбирался корреспондент Liter.kz.
Согласно официальному сообщению компании, с 26 по 31 марта Ространснадзор провел внеплановую выездную проверку объектов КТК в рамках контроля за безопасностью водного транспорта. По результатам выдано предписание об устранении нарушений и оформлен протокол о временном запрете эксплуатации ВПУ-1 и ВПУ-2. Кроме того, Российский морской регистр судоходства приостановил класс обоих устройств.
На данный момент перевалка нефти ведется через ВПУ-3 — резервное устройство, введенное в эксплуатацию в 2014 году. Сроки восстановления работы первых двух ВПУ не называются.
Министерство энергетики Казахстана сообщило, что на данный момент ограничений на прием нефти из РК в систему КТК нет.
“Отгрузка осуществляется в штатном режиме через ВПУ-3”, – заявили в министерстве.
Ведомство находится в постоянном контакте с КТК и другими заинтересованными сторонами для обеспечения стабильных поставок на экспорт.
Экспертное мнение: риски сокращения добычи
По словам члена Клуба экспертов при Сенате Парламента РК, основателя Telegram-канала “Байдильдинов. Нефть” Олжаса Байдильдинова, временное функционирование лишь одного ВПУ создает серьезные риски.
“Приостановка работы 2 из 3 ВПУ безусловно скажется на объемах отгрузки в морские танкеры. Заявление Минэнерго РК, что отгрузка осуществляется в штатном режиме, следует читать дословно – это отгрузка здесь и сейчас. Потому что у КТК есть мощности хранения свыше 1 млн тонн, но они могут быть заполнены уже в ближайшие 7 дней, а, значит, после – крупнейшие проекты (Тенгиз, Карачаганак и Кашаган) начнут снижать добычу к превеликой радости стран ОПЕК+”, – заметил он.
По оценке Байдильдинова, если из 5 млн тонн казахстанской нефти, транспортируемых через КТК, не удастся отгрузить половину, то потери могут составить порядка 1,2 млрд долларов в рыночных ценах. Из этой суммы до 30% — около 400 млн долларов— составят потенциальные потери бюджета и Нацфонда ежемесячно.
“Более того, для нефтяных компаний приостановка добычи, а затем ее восстановление – дорогостоящий и далеко непростой процесс. Это не кран с водой, который можно открыть или закрыть в любой момент”, – сказал эксперт.
Директор общественного фонда Energy Monitor Нурлан Жумагулов напоминает, что аналогичная ситуация уже происходила три года назад — тогда также вышли из строя два из трех ВПУ, и отгрузка шла только через ВПУ-3. Тогда прокачка казахстанской нефти по КТК временно была снижена на 50%. Сколько потребуется времени КТК-Р для устранения нарушений – неизвестно.
“Обычно на морском терминале КТК используется два ВПУ, третье служит резервом. Сейчас вся нагрузка легла на ВПУ-3. Запасов в резервуарах ТШО, НКОК, КПО и самого КТК хватит максимум на 5 дней. Если проблему не решат в ближайшее время, сокращения добычи будут неизбежны — до 50% на крупных проектах”, — считает Жумагулов.
Эксперт считает, что в этой ситуации вероятнее всего дан сигнал некоторым инвесторам, ведь обещанной помощи в восстановлении НПС "Кропоткинская" не последовало, как и снижение нефтедобычи в рамках соглашения по ОПЕК+.
Он также добавил, что одновременно с КТК была приостановлена работа нефтеналивного причала №8 Новороссийского морского торгового порта — на 90 дней. Это скажется на работе терминала Шесхарис и в целом на экспортных возможностях региона.
“Подобные проверки сейчас внепланово осуществляются в морских портах Новороссийска, Тамани, Туапсе и других черноморских городов. Они проводятся в связи с ЧС после крушения танкеров в Керченском проливе в декабре прошлого года и ставят целью обеспечение выполнения требований по предотвращению загрязнения морской акватории нефтью и нефтепродуктами”, - заметил он.
КТК готовится к суду
По данным агентства Reuters, КТК планирует оспорить решение Ространснадзора в суде. Источники сообщили, что слушание по административному делу может пройти уже в ближайшие дни. Представители КТК от комментариев отказались, Ространснадзор не ответил на запрос журналистов. Компания Тенгизшевройл, основной акционер которой — Chevron, заявила, что фокусируется на безопасности и перенаправила все вопросы к КТК.
По оценке трейдеров, если перевалка нефти будет продолжаться только через ВПУ-3, пропускная способность КТК может сократиться примерно на 50%. Это особенно критично, учитывая, что Казахстан экспортирует более 80% всей нефти по системе КТК.
Нацфонд теряет доходы
Несмотря на рекордную нефтедобычу в первом квартале 2025 года, поступления в Нацфонд Казахстана сократились почти вдвое. За январь-март поступило всего 621 млрд тенге — на 48% меньше по сравнению с тем же периодом 2023 и 2024 годов. При этом из Нацфонда уже изъято 1,45 трлн тенге, в том числе 1,2 трлн по гарантированному трансферту.
Ситуация вокруг КТК — наглядное напоминание о хрупкости нефтяной инфраструктуры и зависимости экономики Казахстана от транзитных маршрутов. В условиях нарастающей геополитической нестабильности и экологических требований, стране необходимо активнее работать над диверсификацией экспорта и модернизацией логистики. Пока же остается надеяться, что судебные разбирательства не затянутся, а морской терминал КТК вскоре восстановит свою полную пропускную способность.