Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 522.49  547.88  5.06

От приема к косметологу с кредитом: новая схема мошенничества появилась в Казахстане

Мошенники не дремлют.

От приема к косметологу с кредитом: новая схема мошенничества появилась в Казахстане
Фото: freepik.com

Очень часто казахстанцам звонят и предлагают бесплатные процедуры, рассказывают об акциях, подарках. Мало кто задумывается, что за этим стоят мошенники и их цель – не помочь, а забрать сбережения и загнать в долги. Число подобных скандальных историй с каждым годом растет. При этом возраст жертв красоты молодеет. Если раньше самым уязвимым слоем населения считались люди в возрасте, то сейчас эта цифра достигла 30 лет. О схемах мошеннических действий, на что "клюют" люди и как добиться справедливости – в материале Liter.kz.

Информационные порталы полны сообщениями о мошеннических действиях, однако слово "бесплатно" как толчок для людей, чтобы ввязаться в очередную авантюру. Схема простая: потенциальным клиентам звонят на телефон и приглашают пройти бесплатную косметологическую услугу, к примеру, только открывшегося салона красоты или медучреждения. Кроме того, просят взять с собой удостоверение личности, якобы для проходной в центр.

На такие услуги идут не только молодежь, но и достаточно взрослые люди. В салоне им предлагают выпить что-то вроде чая. Сами понимаете, когда такой сервис, невозможно отказаться. Звучит приятная музыка, за вами ухаживают и под это все дают бумаги, на которые, не глядя и не читая, ставишь подпись. А потом вместо подарочного сертификата – оказывается кредитный договор. Кто-то, да и поддается на уговоры, соглашаются на крупную и абсолютно не нужную им покупку. Бывает и так, что вместо покупки в рассрочку – кредит, – рассказала заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей по Карагандинской области Алия Кулагина.

Из практики она привела пример, когда на женщину с инвалидностью повесили кредит в банке. Самое интересное, что по факту потребитель состоял в черном списке таких организаций и ей не должны были его одобрять. Дойдя до суда, ответчик урегулировал ситуацию, и женщина забрала заявление.

При этом возникает вопрос, почему людям выдавался "неположенный" кредит. Юрист Александр Баранов утверждает, что нужно сначала узнать, был ли сотрудник банка в сговоре с услугодателем. После этого уже можно говорить о мошенничестве.

Фото: из личного архива Алии Кулагиной

Трудно сказать, что движет потребителями в подобных случаях: потребности, мнения знакомых, якобы процедура налицо, рекламные сообщения или очень хороший маркетинговый ход.

Скорее всего, сказывается психологическое давление, сама атмосфера. Кстати, многие потребители говорили о психологическом, чуть ли не гипнотическом воздействии, из-за которого они и совершали необдуманные действия. Сделают процедуру, а потом им говорят: "Что вы на себя любимую не можете потратиться, это же немного и дешевле, чем в других салонах, будете еще красивее, моложе". В мир информационных технологий мы видим на каждом шагу – красота требует жертв и прочее. Нам всем хочется быть лучше и красивее, вот и поддаемся. И в это верят не только неуверенные в себе люди, а все абсолютно, – говорит Алия Кулагина.

Как люди начинают понимать, что их обманули? После того как они хотят записаться на следующую процедуру, а им говорят, что мастера нет. Уверяют, что позвонят, запишут. Кредит успешно покрывается, дни идут, а специалиста как не было, так и нет. В таком подвешенном состоянии люди находятся и по полгода, в надежде, что все разрешится.

Если потребитель столкнулся с такой ситуацией, необходимо обратиться с письмом-претензией, в нашем случае к услугодателю. Если ответа нет, то уже к нам, в департамент по защите прав потребителей. С потребителем мы отрабатываем и доводим дело до конца, – дополнила Алия Кулагина.

К слову, претензия потребителя к продавцу вручается лично на руки, либо направляется в форме заказного почтового отправления с уведомлением о вручении, либо по адресу электронной почты продавца. Продавец обязан рассмотреть претензию потребителя в течение 10 календарных дней со дня получения и предоставить мотивированный письменный ответ.

Фото: pixabay.com

В Западно-Казахстанской области, к примеру, приглашали на открытие массажного салона, где обещали бесплатный оздоровительный и расслабляющий массаж на новом японском оборудовании. После оставленных отзывов – дать каждому подарок.

Мероприятие проводилось в одном из залов ресторана. Специалисты рекламировали массажную накидку, рассказывали о ее свойствах. Желающие могли испробовать ее на себе. С этими компаниями мы боремся с 2019 года. Тогда стоимость товара была от 600 тысяч тенге. В последний раз реализовывали по стоимости один миллион 92 тысячи тенге, в бонус шли дополнительные призы. При этом если на руках не было суммы, то ее легко можно было оформить через банк, – вспоминает заместитель руководителя департамента торговли и защиты прав потребителей ЗКО Эльмира Киматова.

Здесь на удочку попались пенсионеры. По их словам, все прошло настолько быстро, что только дома они увидели качество товара и поняли, что их обманули. После прочтения отзывов в соцсетях стало понятно, что цена массажных накидок не достигает 100 тысяч тенге.

В прилагаемых документах было указано, что товар сделан в Китае и никакого отношения к японскому происхождению не имеет. Также потребителям не были разъяснены противопоказания. Массажные накидки не предназначались для беременных, для людей с кожными заболеваниями, лиц с имплантированными в тело кардиостимуляторами или другим электронным устройством и т.д. В общей сложности за 2022 год вернули денежные средства по данному товару на сумму более 57 миллионов тенге, – отметила Эльмира Киматова.

Некоторые потребители сами соглашались на кредит, других же оформляли с помощью онлайн-сервиса банков. По словам пострадавших, свои телефоны они давали сотрудникам компании, чтобы те якобы подтвердили получение ими подарков. О том, что они должны банку, узнавали после того, как им начинали звонить и требовать погасить имеющуюся задолженность. 

Идентичным случаем поделилась еще одна жительница города Актобе. Ее сестра-пенсионер поспешно купила массажную накидку на презентации. Потребителю не дали должным образом ознакомиться с договором купли-продажи. Женщина утверждает, что менеджеры по продажам устно объяснили содержимое договора и просили подписать. По приезду домой она узнала, что оформила кредит на пять лет на сумму 548 тысяч тенге. Сумма для женщины оказалась неподъемной, поэтому она обратилась за правовой помощью в департамент по защите прав потребителей Актюбинской области.

Сколько еще людей поведутся на такого рода обман – неизвестно. Но мошенники через салоны красоты, массажные кабинеты продолжают вести свою “работу”, находить новых клиентов и вешать займы.   

Чтобы не попасть на удочку к нерадивым продавцам и услугодателям, стоит заранее проверить информацию о компании в интернете и ознакомиться с отзывами. Госорганы советуют оценивать соразмерность подобных сделок затрачиваемым средствам. Вас также должна насторожить просьба взять с собой удостоверение личности. Обычно это делается для того, чтобы у потребителя была возможность на месте заключить кредитный договор.

Новости партнеров
×