Профессор Сергей Ковалев о Законе о психологической помощи в Республике Казахстан, инициированном Женским крылом партии AMANAT.
Член рабочей группы приоритета Женского крыла партии AMANAT “Содействие созданию и функционированию института психологической службы”, директор филиала Академии государственного управления при президенте Республики Казахстан по ВКО, кандидат психологических наук, ассоциированный профессор, член-корреспондент Международной академии психологических наук Сергей Ковалев поделился с нашим корреспондентом размышлениями о Законе о психологической помощи.
– Сергей Эдуардович, расскажите, пожалуйста, о себе. Почему Вы как эксперт включились в рабочую группу по разработке Закона о психологической помощи в Республике Казахстан, который был инициирован не так давно Женским крылом партии AMANAT?
– Я занимаюсь вопросами развития психологической помощи в Казахстане с 1991 года, когда в Усть-Каменогорске были введены первые ставки психологов в школах и был создан психологический методический кабинет для поддержки их деятельности. За прошедший период система психологической помощи на базе общеобразовательных школ динамично развивалась, а школьные психологи в нашей стране составляют самый многочисленный эшелон среди всех специализаций по психологии.
С 1997 по 2013 год на различных должностях в Восточно-Казахстанском университете им. С. Аманжолова я занимался развитием профессиональной подготовки педагогов-психологов и дефектологов. С 2013 по 2019 год как заведующий кафедрой в АО НЦПК “Орлеу” курировал систему повышения квалификации специалистов помогающих профессий: педагогов-психологов, социальных педагогов, руководителей и других работников системы образования.
С 2019 года занимаюсь управленческой работой по повышению квалификации государственных служащих на должности директора филиала Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Восточно-Казахстанской области.
Параллельно с преподавательской и управленческой деятельностью мне было важно развивать свои практические навыки как психолог, поэтому на данный момент я также являюсь аккредитованным супервизором Профессиональной психотерапевтической лиги, сертифицированным асессором, действующим аккредитованным психологом и сертифицированным немедицинским психотерапевтов.
Понимая, что психологи в нашей области нуждаются в развитии своих профессиональных компетенций и повышении квалификации, а без этого психолог не психолог, в 2009 году при моем участии были созданы научная лаборатория и исследовательская площадка – Академия психологических технологий и Школа практической психологии и психотерапии в Усть-Каменогорске.
Наверное, благодаря моему профессиональному опыту в психологии меня пригласили быть участником рабочей группы по созданию законопроекта в сфере психологии в нашей стране. Отрадно, что вопрос оказания психологической помощи как заботы о населении стал приоритетным направлением в деятельности Женского крыла партии AMANAT. Считаю это очень прогрессивным, дальновидным шагом партии AMANAT, правительства – поднять вопрос психологического благополучия нации, от которого собственно зависит человеческий капитал и сегодня, и завтра, и через многие поколения. Конечно, на данный момент огромный перечень вопросов в психологии требует уже государственного регулирования, поэтому я откликнулся на приглашение в рабочую группу, чтобы быть полезным в качестве эксперта. Очень важно принять закон, который будет не мешать развитию психологической помощи, а который будет помогать и содействовать этому процессу.
Сергей Ковалев. Фото из личного архива
– Ваше профессиональное развитие говорит само за себя. Подскажите, пожалуйста, что означают такие статусы, как аккредитованный супервизор Профессиональной психотерапевтической лиги, сертифицированный асессор, действующий аккредитованный психолог и сертифицированный немедицинский психотерапевт? Что это дает Вам, как психологу, как Вы получили эти статусы? Нужно ли всем психологам иметь подробные статусы и зачем?
– Карьерный рост в психологическом сообществе и в практике предполагает постоянное развитие специалиста в соответствии определенным стандартам. Эти стандарты описаны в профессиональных объединениях и, как правило, предъявляют требования к объему сертификационной подготовки.
Для получения статуса аккредитованного супервизора я завершил сертификационную программу, прошел личную терапию, начал регулярно получать услуги супервизии. Это позволило мне получить аккредитацию в профессиональном сообществе, которая зафиксирована в определенном реестре на сайте Профессиональной психотерапевтической лиги.
Для аккредитации в качестве психолога и психотерапевта необходимо завершить сертификационную программу, пройти личную терапию и супервизию у аккредитованных специалистов. Поясню для широкой аудитории, что психологическая супервизия – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов, в рамках которого психолог получает поддержку и консультации от другого опытного психолога-супервизора. Это на первый взгляд формальность, но за этим стоит большой пласт практики и профессиональной рефлексии, который обеспечивает скачок в качестве профессионального развития психолога и предлагаемых на рынке услуг.
Подобная профессиональная послевузовская подготовка (обучение по одной или нескольким психотерапевтическим методикам, личные терапии и супервизии) позволяет психологу получить уже квалификацию немедицинского психотерапевта или психолога-психотерапевта, как у нас чаще принято говорить, который в процессе консультирования здоровых людей применяет в том числе психотерапевтические практики, но без использования лекарств.
Как сертифицированный ассессор я завершил обучающую программу на базе Академии государственного управления при президенте Республики Казахстан, в которой я сейчас работаю директором филиала по Восточно-Казахстанской области. Академия государственного управления при президенте Республики Казахстан, которой в этом году исполняется 30 лет, вносит существенный вклад в развитие таких сертификационных программ, тем самым содействуя активной психологизации нашего общества.
– На Ваш взгляд, как развивается система психологической помощи в Казахстане, какие есть достижения, какие есть вопросы, требующие своего решения?
– Оглядываясь назад, можно сказать, что могу себя считать свидетелем и профессиональным участником развития системы психологической помощи в Казахстане.
Основные ее достижения на сегодняшний день заключаются в том, что общество приняло идею психологической поддержки и качественного сопровождения человека с рождения и на протяжении всей жизни человека. Государство тратит на эту задачу большие средства, психологи есть в школах, детских садах, поликлиниках, больницах, в судах, в воинских частях, на предприятиях и пр. Сформировался пул специалистов, оказывающих психологические услуги в частном порядке.
В последнее время наблюдается высокий спрос на специалистов психологов и психотерапевтов, способных оказывать высококвалифицированную помощь. Мы видим, что рост числа психологических проблем и нарастание темпа жизни общества приводит к расширению зоны психологической компетентности или некомпетентности человека. Психологическая помощь стала отраслью социального воспроизводства и развития качества жизни человека.
Среди достижений можно так же назвать с избытком сложившуюся систему подготовки специалистов в ВУЗах, кафедры и специальности, готовящие психологов. В былые 90-е этого не было и это завоевание независимого Казахстана. Считаю, что достижением является сложившаяся система послевузовского образования психологов в пространстве СНГ, где профессиональные модальности готовят специалистов узкой психотерапевтической квалификации: арт-терапевтов, гештальт-терапевтов, психоаналитиков, телесно-ориентированных психологов и др.
При этом общество развивается и формируется новый запрос на качество психологической помощи, людям сейчас нужен не просто разговор, постановка психологического диагноза и абстрактная профилактическая поддержка, а качественное целенаправленное психотерапевтическое взаимодействие и меры, которые устраняют или трансформируют психологическое неблагополучие или страдание. В этом контексте профессиональное сообщество для такой деятельности оказалось не совсем готово.
Большинство психологов работают как эксперты и конечной точкой их работы является постановка психологического диагноза, они чаще всего не владеют инструментами целенаправленного психологического взаимодействия, дающей положительный эффект. Поэтому среди ключевых проблем современного развития системы психологической помощи является недостаточный уровень профессиональной подготовки психологов. Так же можно отметить, что концепция психологической службы в социальных учреждениях не ориентирует педагогов-психологов на работу с личностью ребенка, родителя, педагога, руководителя.
Психолог в школе занят какими-то социальными проектами и массовыми мероприятиями, которые он по поручению руководства вынужден внедрять. В школе и со стороны руководителей, и со стороны методических служб формируется устойчивый запрос на социально-воспитательные цели деятельности психолога, а не цели качественного психологического сопровождения личности ребенка.
Порой при достижении массовых социально-воспитательных задач у педагога-психолога не остается времени на глубокую и качественную работу с личностью ребенка и учителя, родителя и руководителя. А это и есть истинная цель психологической помощи. Восприятие психолога как инструмента только воспитательного процесса обезличивает ту глубину, на которую способен квалифицированный специалист. Поэтому он там и не задерживаются, а идёт в частную практику.
– Вы много проработали в ВУЗе. На Ваш взгляд, как бы Вы описали ситуацию в современной системе подготовки психологов и специалистов помогающих профессий?
– Известно, что современная подготовка специалистов разного профиля в ВУЗе с переходом в Болонскую систему должна была осуществить переход от «знаниевой» парадигмы к «компетентностной». «Знаниевая» парадигма в образовании означает, что конечной целью получения образования является объем полученных знаний, в компетентностной парадигме конечной целью являются сформированные компетенции, которые позволяют легко адаптироваться на производстве и в практике. На мой взгляд в современных казахстанских ВУЗах этот переход так и не произошел. Большинство преподавателей остаются в парадигме информирования студентов потому, что сами далеки от запросов развития современного производства, критерием их эффективности является не тесная связь с практикой, а защищенная диссертация, позволяющая проводить исследования. То, что они сами умеют, тому они и учат студентов. Я не склонен говорить, конечно, что все преподаватели так реализуют свои дисциплины, есть, конечно, пул и тех, кто с практикой и прикладной наукой связан очень тесно. Тем не менее факт остается фактом.
В подготовке психологов мы так же наблюдаем разные культурные парадигмы, которые воссоздают профильные кафедры Вузов. Первая культура – “знаниевая”, когда знание структуры психики определяет цель подготовки, вторая культура - “экспертно-исследовательская”, когда конечной компетенцией становится постановка психологического диагноза и проведение психологического исследования. И третья культура - это «потоковая» парадигма, которая формирует такие базовые компетенции, которые позволяют специалисту качественно осуществлять психологические консультации и проводить тренинги. В этой культуре “знания” о психике уходят в тень потока, не исчезают, а уходят в тень. А экспертно-исследовательские навыки включаются в поток. На мой взгляд в Казахстане даже лучшие образцы подготовки специалистов застряли на “экспертно-исследовательской” культуре. А самые архаичные кафедры и ВУЗы остались даже в рамках “знаниевой” парадигмы. Понятно, что такие специалисты с дипломом как правило ничего не умеют и не могут адаптироваться в реальной социально-психологической практике. Потоковая культура психолога по стандартам современных сообществ предполагает знание современных психологических технологий, владение техниками психологического воздействия и взаимодействия, работа с собственной личностью как основным инструментом психологического влияния через обучающую личную терапию, участие в обучающих и профессиональных супервизионных группах и вхождение в практику через регулярный индивидуальный прием клиентов, а так же самостоятельную реализацию тренинговых и коррекционных программ.
Современный ВУЗ, к сожалению, в условиях консервативной кафедрально-факультетской модели построения учебного процесса не способен на гибкое реагирование на запросы социально-психологической практики. В ВУЗе продолжают работать специалисты, оторванные от практики.
Вопрос изменения подхода подготовки психологов в вузе актуален как никогда и требует централизованного государственного регулирования, закрепленного в том числе и законодательно.
– Какие задачи должно решить принятие и внедрение Закона о психологической помощи в Республике Казахстан?
– Среди наиболее актуальных задач можно отметить следующее. Во-первых, это упорядочить систему психологической деятельности и психологической помощи в Республике Казахстан, описать стандарты качества психологической помощи. Во-вторых, это уточнить квалификационные характристики специалистов, оказывающих психологическую помощь. В-третьих, это предьявить требования к профильным и многопрофильным ВУЗам, кафедрам, ведущим подготовку специалистов-психологов с различным профилем.
– Большое спасибо за Ваше экспертное мнение!