Новости Казахстана Новости мира Интервью Life style Спорт Культура Регионы Amanat
$ 484.37  531.06  5.05

Первый шаг к Независимости

Ровно 31 год назад в Казахстане был учрежден пост Президента.
Первый шаг к Независимости

Еще до официального обретения Независимости в республике была создана и развивалась новая система госуправления, соответствующая требованиям времени. А первым шагом, сделанным в этом направлении, можно смело назвать решение о внедрении в Казахстане института президентства 24 апреля 1990 года.

В этот день на заседании Верховного Совета республики решением подавляющего большинства народных избранников был принят Закон «Об учреждении поста Президента Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Казахской ССР». В этот же день депутаты ВС выбрали Нурсултана Назарбаева Президентом республики.

К тому времени Нурсултан Назарбаев стал признанным лидером советского Казахстана, имевшим за своими плечами опыт успешной работы на высших партийных и хозяйственных должностях. Среди населения республики он пользовался широкой известностью и высоким авторитетом, поэтому его избрание на должность Президента Казахской ССР на безальтернативной основе было очевидным.

Это событие ознаменовало собой учреждение в структуре управления республики нового государственного института, необходимость которого была обусловлена объективными причинами. Прежде всего практика политических процессов в мире показывает, что в кризисные моменты государство значительно усиливает свою роль путем повышения концентрации власти. Происходит расширение его функций и полномочий для оперативного решения неотложных задач.

Применительно к Казахстану речь шла о новой форме государственного устройства, которая могла бы стабилизировать и укрепить общество, переживавшее системный кризис, сопровождаемый резким снижением жизненного уровня, социальной дезориентацией и многими другими сложными проблемами. Помимо мобилизирующего, высокую актуальность имели и другие факторы. Среди них – необходимость осуществления реального суверенитета, стратегического планирования и реализации намеченных преобразований, выстраивание эффективной внешней политики.

Кроме того, очень серьезное значение имели полиэтничный и поликонфессиональный состав населения, огромные масштабы территории республики, наличие обширных зон экологического бедствия – территорий Семипалатинского ядерного полигона, Приаралья и т. д. Лишь институт президентства, наделенный необходимыми властными полномочиями, был способен обеспечить устойчивость формировавшейся новой модели управления, политическую и экономическую стабильность.

В транзитный период в условиях экономического хаоса, кардинальных политических, социальных, культурных перемен, происходивших на фоне правового нигилизма, слабости нарождающихся институтов политических партий выбор президентской формы правления в Казахстане явился единственно верным решением.

В целом институт президентства стал стержневой опорой всей конструкции государственного управления суверенного Казахстана. Его становление проходило в рамках общего процесса перехода от республики Советов, основанной на принципе полновластия Советов народных депутатов, к президентской республике, предусматривающей разделение власти.

Важнейшее событие

В статье «Выбор» начальником Канцелярии Первого Президента РК – Елбасы Махмудом Касымбековым было подробно описано, как именно в Казахстане внедрялся пост Президента. Ниже мы приведем выдержки из этого материала.

«Дальнейший ход событий покажет, что учреждение поста Президента стало важнейшим событием, оказавшим решающее влияние на становление политической системы независимого Казахстана, обеспечило преемственность государственной власти после распада СССР.

Как известно, зарождение института президентства в Казахстане пришлось на период глубочайшего кризиса в СССР, затронувшего все сферы жизнедеятельности советского общества и государства. Особо остро он проявился в экономической сфере. Разрыв традиционных экономических связей, болезненный разлад плановой экономики, явные диспропорции советской экономической структуры привели к резкому снижению жизненного уровня населения, нарастанию социального напряжения.

(…). И без того сложная социально-экономическая обстановка усугублялась стремительно разгоравшимся по всей территории Советского Союза пожаром межэтнических конфликтов. При этом власть в лице союзного центра и некогда могущественной КПСС расписывалась в собственном бессилии, оказавшись не способной что-либо изменить в лучшую сторону.

Поэтому нет ничего удивительного, что невнятная, противоречивая политика центра, его откровенные ошибки при проведении экономического и политического реформирования СССР на фоне стремительного нарастания центробежных тенденций побудили Нурсултана Назарбаева четко определить для себя стратегическую повестку тех лет: размежевание с компартией, поиск новых форм государственного управления и укрепление суверенитета Казахстана в отношениях с союзным центром.

(…). В СССР, как известно, институт президентства возник с учреждением в марте 1990 года должности Президента СССР и избранием на данный пост Михаила Горбачева. Аналогичные институты начали создаваться в союзных республиках, включая Казахскую ССР.

Для Нурсултана Назарбаева это был первый важный шаг на пути к суверенитету, а еще – удобная возможность дистанцироваться от бестолкового и тягостного влияния КПСС. Вот почему он с большим энтузиазмом приступил к формированию Президентского совета – коллегиального политико-консультативного органа при Главе государства, в состав которого вошли председатель Верховного Совета Е. Асанбаев, Премьер-министр У. Караманов, депутаты С. Дрожжин, И. Жангуразов, С. Сартаев, а на освобожденной основе – М. Жолдасбеков и Д. Сембаев.

Оценка эффективности этого органа будет сделана Президентом несколько позже, между тем как на «безрыбье» исходной ситуации, когда практически не существовало дееспособных структур президентской власти, Совет сыграл весьма ценную роль в деле государственного строительства, экспертно-аналитического обслуживания и выработки предложений по проведению демократических и рыночных реформ.

На такой же «нулевой стадии» находилось строительство самой Канцелярии Главы государства (впоследствии Аппарата Президента и Кабинета министров, а ныне Администрации Президента), руководителем которой был назначен Н. Абыкаев, его первым заместителем В. Ни, заведующими подразделениями стали К. Сулейменов, Г. Шалахметов, М. Бабушкин, Т. Сауранбеков, Г. Бердюгин и др.

В то время в составе аппарата не было структур, которые выполняли такие функции, какие нынче выполняют, например, протокол и пресс-служба Президента. Да и с фактом возникновения таковых они вышли на свою «проектную мощность» далеко не сразу: для этого потребовались годы. Поэтому получилось так, что многие направления и объемы работы в части организационно-протокольного и информационного обслуживания деятельности Президента – от составления списков и планов рассадки до последующей документационной обработки и архивирования – пришлось взять на себя сотрудникам возглавляемого мной общего сектора», – отмечал М. Касымбеков.

Драйвер системных реформ

Следующим важным документом в определении статуса и полномочий Президента является Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР, принятая 25 октября 1990 года. В Декларации было опубликовано первое разделение государственной власти. Законодательная власть принадлежит Верховному Совету, Президент – Глава государства и обладает верховной распорядительно-исполнительной властью.

На VI внеочередной сессии Верховного Совета был принят Закон о выборах Президента Казахской ССР, президентские выборы были назначены на 1 декабря того же года. В соответствии с Законом изменился способ избрания Президента.

Так, 1 декабря 1991 года впервые в истории Казахстана были проведены прямые выборы Главы государства. В ходе выборов Нурсултан Назарбаев получил поддержку 98,7% избирателей. Тем самым институт президентской власти нашей страны прошел собственную эволюцию развития. Наряду с демократическими изменениями, соответствующими требованиям времени, наша страна выбрала свой исторический путь.

Как известно, 16 декабря 1991 года Верховный Совет республики принял Закон о государственной независимости Республики Казахстан, соответственно Нурсултан Назарбаев стал Президентом Республики Казахстан. А через пять дней была подписана Алма-Атинская декларация о целях и принципах СНГ, подтвердившая упразднение Союза ССР.

Дальнейшее укрепление института президентства происходило в условиях развития Казахстана как суверенного государства. Так, статус Президента РК был впервые определен на конституционном уровне. Данное положение закрепил Конституционный закон от 16 декабря 1991 года «О государственной независимости Республики Казахстан». В 1992-1993 годах шел процесс формирования президентской власти, обусловленный необходимостью ликвидации дублирования, конкуренции местных администраций и старых Советов депутатов. Прежние исполкомы были преобразованы.

Согласно Закону РК от 10 декабpя 1993 года «О местных пpедставительных и исполнительных оpганах Республики Казахстан», появились главы местных администраций. Были созданы новые местные представительные органы – маслихаты. Институт президентства стал центральным звеном политической системы, представляя собой политико-правовую надстройку над другими ветвями власти.

Такой высокий статус обеспечивал их эффективное взаимодействие, позволял Главе государства выступать верховным арбитром и гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, концентрация властных полномочий в период преодоления кризиса и становления системы управления явилась необходимым условием решения сложных проблем становления нового, ориентированного на либеральные ценности общества в Казахстане.

В целом процессы становления и развития новой политической системы в Казахстане, ее модернизация и адаптация согласно меняющимся реалиям и вызовам времени, инициировались и происходили при прямом участии Нурсултана Назарбаева. Созданный институт президентства явился системообразующим фактором политической стабильности, стержневой опорой государственности, а также ключевым драйвером системных реформ в стране.

Неизменная всенародная поддержка

Отметим, что на всех последовавших далее выборах Нурсултан Абишевич неизменно пользовался поддержкой подавляющего большинства казахстанцев.

Так, в 1995 году в результате состоявшегося 29 апреля референдума решением 95,46% избирателей президентские полномочия Нурсултана Назарбаева были продлены на пять лет.

10 января 1999 года на первых альтернативных президентских выборах в Казахстане Нурсултан Назарбаев был избран Президентом РК, получив 79,78 % голосов.

4 декабря 2005 года кандидат от партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев был в очередной раз избран Президентом Республики Казахстан, получив 91,15% голосов избирателей.

С 15 июня 2010 года за Нурсултаном Абишевичем был официально закреплен статус Первого Президента – Лидера Нации, согласно Конституционному закону РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые конституционные законы Республики Казахстан по вопросам совершенствования законодательства в сфере обеспечения деятельности Первого Президента Республики Казахстан – Лидера Нации».

3 апреля 2011 года на досрочных президентских выборах кандидат от партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев в четвертый раз был переизбран Президентом Казахстана. Елбасы тогда набрал 95,5% голосов.

А на состоявшихся 26 апреля 2015 года выборах кандидат от партии «Нур Отан» Нурсултан Назарбаев снова был избран Президентом РК, заручившись поддержкой 97,75% избирателей.

Приняв 19 марта 2019 года решение о сложении президентских полномочий, Нурсултан Назарбаев создал необходимые условия для обеспечения транзита высшей власти в стране. Этим шагом, осуществленным в полном соответствии с Конституцией, Елбасы вновь подтвердил свою твердую приверженность демократическому вектору развития Казахстана.

Новости партнеров
×