Подготовка в первый класс. Какими навыками должен владеть ребенок
Как родителю подготовить ребенка к школе?
В новом учебном году порог школы переступят 360 тысяч казахстанских детей. Принимают первоклашек в учебное заведение с шести-семи лет, особенных детей – с шести до десяти лет. Как понять, что ребенок готов к школе и что сделать для его быстрой адаптации в детском коллективе – рассказываем в материале Liter.kz.
Процесс подготовки к школе трудоемкий и комплексный. Нельзя утверждать, что ребенок готов к школе, если он знает счет, бегло читает или умеет завязывать шнурки. Важно учитывать и другие важные факторы.
Социальная готовность
В школе ребенок испытает эмоции, с которыми ранее не сталкивался. Быстро принимать решения, выстраивать отношения с людьми, уметь договариваться – лишь малая част того, что он должен знать.
“Социальная готовность ребенка начинает определяться атмосферой в семье. Какие коммуникации ребенок выстраивает с родителями, братьями и сестрами, детьми во дворе. Социальная готовность очень развита у детей, которые посещали детские сады, спортивные секции, творческие кружки. Также все зависит от уровня дошкольного учреждения, программы обучения, которые ребенок проходил. Через социальную готовность развивается внутренняя позиция ученика. Он уже понимает, куда идет, и будет активно работать в классе, сотрудничать с детьми, хорошо коммуницировать”, – отметила заместитель директора по учебной работе начальной школы-лицея Binom school имени Ыбырая Алтынсарина Гульнар Сатыбалдина.
Рассчитывать, что ребенок в шесть-семь лет будет весь урок внимательно слушать учителя, решать самостоятельно конфликты, конечно, не стоит. Но помогать ему развивать навыки для адаптации в новых условиях – крайне важно.
Психологическая готовность
Ребенок быстро адаптируется в школе, имея развитое мышление, воображение и память, утверждают педагоги.
“Если эти функции психологически развиты у ребенка, то ему будет очень легко адаптироваться в школе и воспринимать учебный материал. Он запоминает лучше. Ребенок, который социально адаптирован, может контролировать свои эмоции. Стресс, нежелательные выбросы эмоций плохо сказываются на адаптации детей. Если у ребенка хорошая самооценка, это тоже говорит о том, что у него есть психологическая устойчивость. Если она занижена, детям сложно адаптироваться к новой образовательной среде”, – говорит педагог.
При этом важно отметить, что во всех школах учителя и психологи в первое время будут проводить тренинги и помогать детям с адаптацией.
Интеллектуальная готовность
В первом классе основной аспект делается на обучение грамоте. Дети работают над фонетическим анализом слова, орфограммами, учатся считать и решать простые задачи. Чтобы помочь ребенку с учебной программой первого класса, можно поиграть с ними в игры для развития интеллектуальных навыков. Попросить его сочинить сказку, повторить звуки с помощью хлопков, сыграть в школу.
“Если ребенок интеллектуально готов, он может считать, понимает, что такое отступить, где верх, где низ, право, лево. С точки зрения нейропсихологии важно, чтобы ребенок мог рассуждать, задавать вопросы”, – подчеркнула Гульнар Сатыбалдина.
Физическая готовность
Кроме навыков читать и считать, большое внимание родителям важно уделить развитию мелкой и крупной моторики. Для развития мелкой моторики ребенку необходимо учиться раскрашивать карандашами без пробелов, вырезать фигурку ножницами, делать поделки из пластилина, складывать оригами и другое.
“К крупной моторике относится умение прыгать, останавливаться по сигналу, играть в игры. Чтобы не стрессовать ни родителю, ни ребенку, к школе надо готовиться заранее. Желательно, чтобы с самого рождения шла постепенная подготовка. Нередко родители начинают готовиться к школе, когда остается год до учебы. Важно, чтобы ребенок до школы посещал детский сад или мини-центр в зависимости от возможностей родителей. Кроме того, важно всегда наблюдать за ребенком, как он общается с другими детьми, что умеет и не умеет, разговаривать с ним. В том числе необходимо заниматься вопросом питания”, – отметила Гульнар Сатыбалдина.
Адаптация в школе длится от двух недель до полугода. Бывает, родители после уроков отводят первоклашек на дополнительные занятия, что крайне опасно для психологического и умственного состояния ребенка. Ведь большая нагрузка на здоровье может обернуться хронической усталостью, потерей интереса к занятиям, предупреждают учителя.
“На самом деле, сколько положено в день уроков для ребенка, все прописано у нас. В первую четверть занятия проходят по 30 минут с большими переменами. Только три урока для адаптации. Потом происходит плавный переход на 45-минутное обучение. Это все говорит о том, что ребенок не может больше осилить. Длительные занятия приводят к большой физической и умственной нагрузке. Поэтому желательно, чтобы после школы ребенок пришел домой мог спокойно отдохнуть, пообедал, поспал. В первом классе домашнее задание не задается. Единственное – педагоги и родители повторяют изученный материал, чтобы закрепить знания. После школы можно отправить на спортивные секции по желанию и интересу ребенка”, – говорит учительница.
В Казахстане для быстрой адаптации ребенка к школе разработали программу предшкольной подготовки для будущих первоклассников. “Балақайлар мектебі” рассчитана на один месяц обучения. Занятия проводятся ежедневно длительностью по 30 минут с 10-минутными перерывами.
По данным Минпросвещения, прием заявлений для зачисления в первый класс продлится до 31 августа. Родители могут подать документы ребенка на веб-портале электронного правительства еgov.kz.